Презентация актуальных проблем в современной российской газете



Pdf просмотр
страница1/5
Дата25.01.2018
Размер89.2 Kb.
ТипПрезентация
  1   2   3   4   5



Языковая презентация актуальных проблем в современной российской газете
339
Предметом исследования в данной работе являются особенности функционирования эмо- ционально-оценочной лексики и фразеологии в современной российской газете (2013–2014 гг.).
Целью статьи является лингвистический и стилистический анализ лексики и фразеологических единиц (ФЕ) сточки зрения их номинативной и стилистической функций при презентации актуальных проблем в газетном тексте, а также выявление доминирующих выразитель- но-изобразительных средств для актуализации содержания газетного текста. Можно говорить о том, что новый тип пишущего адресанта (журналиста) окончательно сформировался вначале ХХI в. Это творческая личность, не всегда считающаяся со сложившимися стереотипами газеты, стремящаяся к индивидуальности слога, проявляющегося как в форме, таки в содержании текстов. Следует отметить, что современный журналист или ко- лумнист обладают коммуникативной и языковой компетентностью, в большинстве случаев чётко демонстрируют своё отношение к описываемой ситуации или проблеме. Текст российской газеты 2010–2014 гг. ориентированна отбор языковых средств, использование образных средств, имплицитный или эксплицитный подтекста также на приёмы выражения этической, социальной или интеллектуальной оценки описываемых явлений с целью воздействия на адресата для реализации коммуникативной и прагматической интенций. Журналисты создают разные по коммуника- тивно-прагматической установке тексты, рассчитанные как на интеллектуального, таки на массового адресата, которому не всегда известны культурные и языковые факты. Для достижения спрогнозированной адресантом интенции в воздействии на адресата используются разнообразные лингвистические, стилистические и паралингвистические средства (например, графические. Мы остановимся лишь на лингвистических и стилистических средствах актуализации освещаемых в газетах проблем российской действительности. По нашему мнению, язык газеты х гг. являет собой пример взаимодействия нормированного книжного языка и народно-речевой стихии. Часто отступления от литературной языковой нормы в процессе порождения текста создают определенную тональность (иронию, юмор, сарказм, оценочность, экспрессивность, а также способствуют созданию реалистичности при описании явлений. В текстах газет
2013–2014 гг. в большей степени нами наблюдались отступления от лексических и фразеологических норм, что связано с выражением эмо- ционально-оценочного авторского отношения к описываемым явлениям, в частности, в газетных текстах частотна стилистически маркированная лексика и фразеология, позволяющая адресанту передать как субъективные, таки социально значимые эмоции и оценки. Собранный нами из газет языковой материал показал, что в газетном тексте частотно употребление эмоциональной, разговорной лексики и фразеологии при передаче отрицательной оценки явления, пренебрежительного отношения адресанта к описываемому, например заголовок «Банька с пивом. Предтекст: Чиновники
по-прежнему шикуют за казённый счёт». / В
последнее время чиновникам-транжирам жи-
вётся труднее. Всё больше энтузиастов с удо-
вольствием «бьют их по рукам. Так, обще-
УДК 8. 81. + УДК 811.22
ЯЗЫКОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ
 2015 г.
Е.И. Беглова
Нижегородский филиал Университета Российской академии образования beglova-elena@yandex.ru
Поступила в редакцию 14.01.2015
В статье анализируются особенности использования лексики и фразеологии в текстах российских газет 2013–2014 гг. при освещении актуальных проблем российской действительности, выявляются выразительно-изобразительные средства актуализации информации адресантом текста, стилистические средства усиления оценки и эмоциональности.
Ключевые слова: лексика, фразеологическая единица, газетный текст, эмоциональность, оценоч- ность, коммуникативная интенция, стилистическая фигура.
Языкознание
Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 339–342




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница