Престиж государственной службы в социокультурном аспекте



Скачать 165.81 Kb.
страница1/4
Дата17.03.2018
Размер165.81 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
  1   2   3   4

На правах рукописи
КОМЛЕВА Валентина Вячеславовна
ПРЕСТИЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ
Автореферат диссертации
на соискание ученой степени
доктора социологических наук
Специальность: 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни
(Научный консультант – доктор философских наук,
профессор Э.М. Андреев)
Актуальность темы исследования
Диссертационное исследование направлено на решение серьезной научной и практически значимой проблемы, связанной с оптимизацией системы государственного управления и взаимоотношений государства, общества и граждан Российской Федерации.

Российская государственная служба за многовековую историю своего существования пережила многочисленные реформы, одной из главных задач которых неизменно являлось стремление повысить уровень ее общественного престижа. Но, несмотря на прилагаемые со стороны реформаторов усилия, престиж государственной службы в общественном мнении по-прежнему остается невысоким.

Актуальность и острота проблемы низкого престижа госслужбы отражены в выступлениях Президента и документах Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; остаются предметом обсуждения в научном сообществе, на страницах газет и журналов, на Интернет-сайтах. На повышение престижа государственной службы направлены различные федеральные и региональные программы, указы и законы. Последним примером этого является подписанный 11 августа 2004 г. Президентом РФ Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( № 79-ФЗ), который еще в стадии законопроекта считался направленным на «поднятие престижа государственной гражданской службы как вида профессиональной деятельности...» (Аналитический вестник Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная гражданская служба Российской Федерации. – М., 2003. – Выпуск 35).

Тем не менее, среди широких слоев населения и в средствах массовой информации воспроизводятся негативные стереотипные оценки государственной службы, распространяется мнение о том, что работники государственного аппарата некомпетентны, не знают законов либо знают, но не выполняют их; действия государственных служащих не оперативны и не эффективны; чиновники используют служебное положение в личных целях, а не для служения обществу и государству. Для существования такого мнения есть реальные предпосылки: госслужба на рынке труда неконкурентоспособна, коррумпирована, отсутствует отлаженный механизм доступа граждан к информации о деятельности органов власти, деятельность чиновников закрыта и для общества непрозрачна, качество обслуживания населения в органах власти крайне низкого уровня. Следствием этого становятся снижение уровня общественного престижа государственной службы, ее обесценивание, непривлекательность для образованных, высококвалифицированных, инициативных специалистов. Констатируемые сегодня «кризис легитимности» государственной службы, ее принципиальная неспособность эффективно реагировать на «вызовы» современности и в то же время стремление построить «зрелую демократию и развитое гражданское общество» (см.: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации: Текст выступления Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания РФ в Кремле 26 мая 204 г. // Российская газета. 27.05.2004) делают проблему престижа государственной службы весьма важной, неотложной и исключительно весомой.

Государственная служба является связующим звеном между государством и обществом и представляет собой сферу профессиональной деятельности по защите прав и интересов граждан; форму проявления общественных связей и отношений; способ и средство приближения конституционного идеала государства к объективной реальности; не только политико-правовую, но и этическую систему властных отношений.

Престиж государственной службы – необходимое условие повышения роли всего государственного управления, ибо госслужба рассматривается как его часть, связанная с реализацией целей, задач и функций государства; как деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; как «практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах» (Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. – М., 2003. – С. 113).

Государственная служба изучается в социологии как социальный институт, институт профессиональной деятельности, производства государственных социальных услуг, публично-правовых отношений государства и госслужащих, организационный институт. Наименее исследованной остается государственная служба как духовно-культурный институт. В то же время именно несостоятельность современной государственной службы как духовно-культурного института снижает ее престиж. Согласимся, что качество системы государственного управления зависит в первую очередь от того, какой она несет в себе смысл, какие утверждает ценности, на какой уровень культуры опирается (см.: Андреев Э.М., Гапоненко Н.В. Современная Россия: проблемы трансформации системы управления. – Красноярск, 2003. – С. 21). Без опоры на культуру нет ни личности, ни нации, ни государства.

В данном контексте престиж государственной службы – прямое отражение исторически сложившихся норм государственно-служебных отношений, правил морали, традиций, корпоративных интересов, ценностей (особенно таких, как профессиональная честь, неподкупность, добросовестность, нравственность, неангажированность, политическая нейтральность, положительная репутация).

Престиж госслужбы имеет важнейшее функциональное значение, так как именно госслужащие являются реальными проводниками идей государственности на практике. От престижа государственной службы в значительной мере зависит не только ее наполняемость высококвалифицированными кадрами, а следовательно, и эффективность, но и доверие, уважение населения; то, как будут восприняты в общественном мнении законы и предписания органов государственной власти. Престиж государственной службы – ключевой показатель эффективности и прочности государственной власти, ее соответствия ожиданиям членов общества. И если в 90-е гг. XX в. эти ожидания в основном связывались с улучшением социально-экономических условий жизни, то сегодня они в большей мере связываются с улучшением морально-нравственной атмосферы в обществе, укреплением его духовно-культурных, идеологических устоев. Власть престижна тогда, когда способна властвовать «над душами, над коллективной народной душой», а способна она к этому, если «стремится к творчеству ценностей в общественной жизни, к осуществлению правды, к служению» (Бердяев Н.А. О престиже власти // Бердяев Н.А. Грех войны. – М., 1993. – С. 114). Эти ожидания обусловлены сущностью государственной службы как духовно-культурного института, поскольку она – носитель культуры социума, традиций, морали и духовности российского общества.

Оценки престижа государственной службы имеют тенденцию институализироваться, то есть они являются той совокупностью формальных и неформальных принципов, установок и традиций, которые регулируют отношения на государственной службе и к государственным служащим; заданным образом организуют поведение членов общества.

Изучение престижа госслужбы, с точки зрения социологии культуры, духовной жизни, обусловлено необходимостью решения социокультурных проблем и противоречий духовной жизни общества и государства, а именно: преодоления моральной деградации, безнравственности части населения, помощи в создании единой непротиворечивой картины общественных норм, ценностей, идеалов, сохранения культурных традиций и обычаев жителей России и т.д. В этих условиях государственная служба должна быть духовно-культурным ориентиром в обществе. Именно она имеет возможность оказывать целенаправленное, регулирующее, организующее, контролирующее воздействие государства на поведение, сознание и мнения членов общества, культивируя высокие духовные, морально-нравственные качества. К сожалению, современная государственная служба с такой ролью не справляется.

Более того, актуальна потребность развития духовно-культурной стороны самой государственной службы. Характерные для чиновников морально-нравственные аномалии и девиации служебного поведения (формализм, коррупция, псевдодуховность, имитация активной деятельности и т.п.), материально-прагматическая направленность мотивации, их отношение к государственной службе как к «институту кормления» позволяют смело говорить о недостаточной состоятельности государственной службы как духовно-культурного института. В то же время в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» понятие «культура» даже не встречается, хотя и говорится о необходимости законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих (см.: Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы». Утверждена Указом Президента РФ № 1336 от 19 ноября 2002 г. // Российская газета. 23.11.2002). Следует напомнить, что институт государственной службы поддерживается не только за счет нормативно-правовой базы, но и за счет социокультурного, духовного основания и системы социального контроля за соблюдением прав и норм.

Исследование престижа государственной службы в социокультурном контексте позволяет показать социокультурную обусловленность критериев и оценок госслужбы, их «самобытность» в конкретно-исторических условиях. Вместе с тем социокультурная обусловленность критериев и оценок престижа показывает их социоисторическую преемственность. Они формировались веками, воспроизводятся из поколения в поколение и весьма трудно поддаются изменениям, если реформы государственной службы не затрагивают глубинные пласты социальной памяти, основы менталитета российских чиновников и граждан.

С практической точки зрения, проблема престижа государственной службы состоит в том, что многочисленные попытки реформаторов повысить ее престиж не имеют успеха на протяжении многовековой истории потому, что в итоге они сводятся к изменениям нормативно-правовой базы государственной службы, формальному контролю за соблюдением ее норм и правил. Социокультурные, духовные основания остаются в стороне.



Каталог: pics -> File -> avtoref-04
avtoref-04 -> Управление конфликтами в молодежной среде как социальная проблема
File -> Социальный контроль как фактор повышения эффективности деятельности полиции
File -> Социальное взаимодействие: исторический и современный аспект социологического знания
File -> Становление и развитие
avtoref-04 -> Современное искусство как фактор трансформации социокультурной реальности
avtoref-04 -> Эволюция российского федерализма: социологический аспект


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница