Предпосылки и истоки возникновения социологии религии



страница1/15
Дата14.05.2018
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии.

Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двух исследовательских потоков: социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков было неразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии, философии истории, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии, социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религии источников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии, истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также ряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религии являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.

В эпоху движения Реформации Католическая церковь вытесняется из государственных институтов. Государство отделяется от Церкви, происходит «разграничение сфер влияния» нецерковного государства и собственно Церкви. Традиционная церковь по своей природе оказывается консервативной, а реформаторская становится во главе социальных реформ. При этом, смена религиозных идеалов волнует народные массы, выливается в распад и разложение народных нравов. Вспыхивают религиозные войны, которые переходят в революционные, прокатываются по всей Европе. В эпоху крушения исторически сложившихся христианских норм, на волне революционного духа, деятели французского просвещения ставят перед общественным мнением радикальный вопрос – нужна ли ему религия вообще? и Франция погружается в хаос.

Католическая церковь не хочет сдаваться, она сплачивает вокруг себя консервативные силы Европы, борется с вольнодумством, встает во главе антиреволюционных сил, в XIX в. она подобным образом противостоит либерализму, социализму, анархии.

Вместе с Реформацией, в XVII веке решительно пробуждается "дух капитализма". К началу XIX в. экономически более развитыми оказываются протестантские страны, тогда как католические и православные в этом отношении отстают. «Это бросалось в глаза при сравнении хозяйственных успехов реформатских Нидерландов и Англии, ставшей промышленной мастерской мира, с католическими Испанией или Италией». Страны, где традиционная Католическая церковь оказалась лишена ведущей роли, стали привлекательными для экономически активных и состоятельных пришельцев (может быть под «экономически активными» следует понимать психологически готовых наживаться за счет ближних? - они некомфортно чувствовали себя в христианских странах). Какую-то роль играла и значительная «дешевизна» протестантской церкви.

Во второй половине XIX в. экономическое развитие передовых государств обернулось усилением социальной дифференциации, связанной с индустриализацией и урбанизацией. Секуляризованное, моргинальное общество оказалось на пороге глобальных социальных потрясений.

Лучшие мыслители Европы начали приходить к выводу, что религиозность всё-таки играет стабилизирующую и упорядочивающую роль в обществе. Уже Руссо в работе "Об общественном договоре" (1762) начинает рассматривать религию как интегрирующий общество фактор. Родоначальник социологии О. Конт (1798-1857) делает вывод, что без религии (пусть и позитивистски обновленной) общество существовать не может. Перипетии революционных войн XVIII-XIX веков заставили Маркса считать религию закономерным, объективным фактором развития общества, и он делает вывод, что революционная борьба должна быть связана с антирелигиозной. М. Вебер увидел решающую роль религии в изменении и преобразовании социальных систем .

Конт выдвинул эволюционную модель общества, которое проходит в своем развитии 3 стадии 1) теологическая (фетишизм, политеистическая, монотеистическая); 2) метафизическая; 3) позитивная. Религия неотъемлемый и весьма важный элемент общества.В последствии Конт приходит к выводу о необходимости второго теологического синтеза; как духовной опоры социальных связей. Конт еще не создал социологию религии как научную дисциплину, но подготовил почву для ее, возникновения заронив мысль о том что религия – по крайне мере в традиционном государстве является частью его соц.культуры и способна выполнять в обществе определенные , в т.ч. позитивные функции.

Первая стадия "теологическая", на этой стадии человек тщетно пытается достичь "безусловного познания внутренней сущности" явлений и причин их возникновения. На этой стадии религиозное сознание представлено тремя типами: фетишистским, политеистическим и монотеистическим. Последний тип знаменует собой уже разложение теологического мышления и переход к спекулятивному умозрению, которое доминирует на "философской" или же метафизической стадии. На третьей и последней стадии этой истории духа в качестве принципа общего человеческого развития человек больше не стремится познать "конечные причины", но, наблюдая явления, установить между ними закономерные связи. Это "позитивная" стадия, господство науки.

Впоследствии Конт, разочаровавшись в надежде на разумную организацию общества посредством просвещения умов, приходит к выводу о необходимости "второго теологического синтеза" как духовной опоры социальных связей. Он предлагает светский, рационалистический вариант "позитивной религии" — культ человечества как единого "Великого существа", огромного социального организма. В этой религии социолог, лучше других знающий механизмы социальной динамики и способный руководить обществом, становится верховным жрецом.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница