Предмет и значение логики



страница1/6
Дата05.06.2018
Размер0.81 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГосударственноЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ образовательноЕ БЮДЖЕТНОЕ учреждениЕ высшего профессионального образования



«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»

(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)

Филиал МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Вологде

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


Конспект

по

логике

материалы к лекциям


для студентов по программе бакалавриата

направление подготовки «Юриспруденция»



ВОЛОГДА 2012

Конспект по логике (материалы к лекциям) для студентов по программе бакалавриата направление «Юриспруденция». – Вологда: Филиал МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Вологде, 2012. – 35с.

Автор-составитель: Е.В.Веселовская – кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии

Обсуждено на заседании кафедры общественно-правовых дисциплин Филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина 23 сентября 2011 года, протокол № 1


ã Е.В.Веселовская, 2012

ã Филиал МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Вологде, 2012



Предмет и значение логики


Знания

Умения

1. Предмет логики

2. Содержание и форма мысли

3. Истинность и ложность мысли

4. Правильность и неправиль-ность мысли


5. Метод логики

6. Язык логики: переменные и постоянные

7. Закон мышления

1. Различать мысли по:



  • содержанию и форме

  • истинности и ложности

  • правильности и неправильности

  • способам связи (понятие, суждение, умозаключение)

2. Формализовать мысли

3. Записывать символически


4. Соблюдать логические правила

Название

Содержание

Предмет логики


формы мышления; приемы и операции с ними; законы мышления; логические основы аргументации

Виды мыслей по:

  • содержанию




  • объему


! примечание:

  • истинности

  • ложности

! примечание:


  • правильности

  • неправильности

! примечание:





  • предметное знание, представленное на естественном языке

  • способ связи элементов мысли, представленный на искусственном языке

  • содержание – изменчиво, форма – устойчива




    • соответствие действительности

    • несоответствие действительности

  • применимы к содержанию мысли




  • соответствие определенным правилам

  • несоответствие определенным правилам

  • применимы к форме мысли

Виды форм мыслей

  • понятие




  • суждение




  • умозаключение

Способ связи:

    • признаков предмета (класса предметов) в единое целое

    • понятий друг с другом через утверждение или отрицание

    • суждений одного с другим на основе вывода

Метод логики

формализация (перевод грамматической формы в логическую форму) содержания мысли


Язык логики

  • постоянные

  • переменные




Символы:

  • связки: все, некоторые; есть, не есть; или, и, если ..., то




  • буквы латинского алфавита: A, B, C (для понятий), a, b, c, …, p, s (для суждений)

Свойства логического мышления





  • определенность

  • непротиворечивость

  • последовательность

  • обоснованность

Название

Содержание

Законы мышления

  • Правило тождества




  • Правило непротиворечия



  • Правило обоснованности




общие правила, соблюдая которые, наше мышление становится логичным

  • мысль не должна изменяться в рамках одного рассуждения

  • нельзя утверждать и отрицать одновременно (условия: об одном и том же предмете, в одном и том же отношении, в одно и то же время)

  • всякая мысль должна быть достаточно аргументирована



Значение логики для юриста

  • подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь

  • вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого

  • опровергнуть необоснованные доводы оппонентов

  • построить аргументацию, следственную версию

составить логически грамотные документы


ПОНЯТИЕ

Общая характеристика понятия

Знания

Умения

1. Понятие как форма мысли

2. Представление понятия в естественном языке

3. Запись понятия на искусственном языке

4. Характеристики понятия

5. Признаки предмета

6. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия


1. Выделять грамматическую основу понятия в естественном языке



2. Записывать понятия символически
3. Различать характеристики понятия

  • содержание понятия

  • объем понятия

4. Различать признаки предмета:

  • родовой признак

  • видовой признак

5. Проверять соблюдение закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия


Название

Содержание

Понятие

форма мысли, в которой обобщаются и выделяются предметы по совокупности признаков

Понятия представлены в языке

  • искусственном

  • естественном



    • символами (A, B, C…)

    • словом или словосочетанием

Предмет мысли

вещь, свойство вещи, отношения между вещами, действия, теории, проблемы и др.

Признак предмета

то, в чем сходны предметы друг с другом или отличны один от другого

Характеристики понятия

  • содержание



  • объем






  • совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в класс и выделяются среди других предметов класса

  • предметы, выделенные и обобщенные в класс по определенным признакам

Название

Содержание

Виды признаков

  • родовой признак

  • видовой признак




Указание на:

  • общее в предметах, обобщение их в класс

  • специфическое в предметах, разделение их на элементы класса (подклассы)

Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия

чем шире объем понятия, тем уже содержание его и наоборот


Виды понятий


Знания

Умения

1. Единичные и общие (регистрируемые и нерегистри-руемые) понятия

2. Конкретные и абстрактные понятия

3. Положительные и отрицате-льные понятия

4. Безотносительные и соотно-сительные понятия



1. Определять вид понятия по объему:

  • единичные

  • общие

  • регистрируемые

  • нерегистрируемые

2. Определять вид понятия по содержанию:

  • конкретные или абстрактные

  • положительные или отрицательные

  • безотносительные или соотносительные

Название

Содержание

Виды понятий по:

1. Объему

    • единичные

    • общие:

      • регистрирующие

      • нерегистрирующие

2. Содержанию

  • конкретные

  • абстрактные

  • положительные

  • отрицательные

  • безотносительные

  • соотносительные

Мыслится:



    • один предмет

    • более одного предмета:

      • класс предметов поддается учету

      • класс предметов не поддается учету

Понятия, в содержании которых мыслятся:

  • предмет, явление, ситуация, действие, процесс и т.п.

  • свойство или отношение

  • наличие признака у предмета

  • отсутствие признака у предмета

  • только признаки – свойства

  • только признак – отношение

Отношения между понятиями

Знания

Умения

1. Сравнимые и несравнимые понятия

2. Совместимые и несовмес-тимые понятия

3. Равнообъемные понятия

4. Пересекающиеся понятия

5. Подчиненные понятия

6. Противоречивые понятия

7. Соподчиненные понятия

8. Противоположные понятия

9. Графическое изображение отношений между понятиями

10. Родовидовые отношения и отношения целого и частного



1. Устанавливать отношения совместимости:



  • равнообъемности

  • пересечения

  • подчинения

2. Устанавливать отношения несовместимости:

  • противоречия

  • противоположности

  • соподчиненности

3. Изображать графически отношения между понятиями
4. Различать родовидовые отношения и отношения целого и части

Название

Содержание

Классификация отношений между понятиями по:

1. Содержанию

  • сравнимые

  • несравнимые

2. Объему

  • совместимые

  • несовместимые

3. Степени совпадения

  • равнообъемность



  • пересечение




  • подчинение



4. Степени несовпадения




  • противоречие



  • соподчинение







  • противоположность





Понятия, которые:



  • принадлежат к одному роду

  • не принадлежат к одному роду




  • имеют общие элементы объема

  • не имеют общих элементов объема


Чтение: каждый элемент объема А является элементом объема В и наоборот

Суждения: все А есть В, все В есть А

Чтение: некоторые элементы объема А являются элементами объема В и наоборот

Суждения: некоторые В есть А, некоторые В не есть А; некоторые А есть В, некоторые А не есть В

Чтение: каждый элемент объема В является элементом объема А, но не каждый, а только некоторый элемент А является элементом В

Суждения: все В есть А, некоторые А есть В, некоторые А не есть В

Чтение: ни один элемент объема А не является элементом объема В и наоборот

Суждения: ни одно А не есть В, ни одно В не есть А



  • понятия содержат безотносительные признаки


  • понятия содержат соотносительные полярные признаки


род и вид
целое и часть


  • все признаки рода являются признаками вида




  • признаки целого не являются признаками части





Операции с понятиями


Знания

Умения

1. Определение понятия

2. Необходимые и достаточные признаки




1. Осуществлять логические операции:

  • определение понятия

  • обобщение понятия

  • ограничение понятия



Знания

Умения

3. Структурные элементы определения понятия

4. Правила определения понятия

5. Деление понятия

6. Структурные элементы деления понятия

7. Виды деления по отношениям между: делимым понятием и членами деления; членами деления
8. Правила деления понятия

9. Обобщение понятия



10. Ограничение понятия

2. Выделять структурные элементы в определении понятия:

  • определяемое понятие

  • определяющее понятие

  • связка

3. Проверять соблюдение правил при определении понятия:

  • соразмерность

  • отсутствие круга

  • неотрицательность

4. Выделять структурные элементы в делении понятия:

  • делимое понятия

  • члены деления

  • основание деления

5. Определять вид деления по разным основаниям:

  • логическое деление

    • деление по видоизменению признака

    • дихотомическое деление

  • аналитическое деление

6. Проверять соблюдение правил в делении понятия:

  • соразмерность

  • одно основание

  • исключенность членов деления

  • ближайший род

Название

Содержание

Определение понятия


! примечание:


логическая операция, в которой:

  • раскрывается содержание понятия

  • выявляются необходимые и достаточные (понятиеобразующие) признаки:

  • необходимый признак - дает знание о том, что есть данный предмет

  • достаточный признак - определяет количество необходимых признаков

Структурные элементы

  • определяемое понятие (что)

  • определяющее понятие (чем)

  • связка (как)







  • понятие, содержание которого раскрывается




  • понятие, с помощью которого раскрывается содержание определяемого понятия

  • соединяет определяемое и определяющее понятия




Виды связи признаков

  • соединительная




Каталог: uploads -> files -> dokumenty
dokumenty -> Лекция Основы реальной экономики
dokumenty -> Учебно-методический комлекс
dokumenty -> Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
dokumenty -> Программа курса раздел I. Введение в теорию государства и права тема Предмет и методология теории государства и права
dokumenty -> Тема: Основные исторические этапы развития естествознания. Научные революции и картины мира
dokumenty -> Петровичева Юлия Владимировна
dokumenty -> Предмет и функции философии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая философия (4 ч.)
dokumenty -> Материальных, ни духовных благ, а лить управляют


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница