Предмет экономической социологии



страница1/25
Дата28.07.2018
Размер2.17 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
1.1. Общие критерии
Экономическая социология – это не особый способ интерпретации экономического процесса, который подвергается анализу путем мысленного отделения от него социальных компонентов. Такая интерпретация означала бы закрепление за экономической социологией статуса простого сегмента экономической теории. Экономическая социология является, прежде всего, социологической наукой. Она исследует феномены хозяйственной жизни с социологической точки зрения. Областью ее интересов и объектами исследования являются закономерности, управляющие экономическими процессами, когда эти процессы носят одновременно и характер социальных процессов.

Поэтому предметом экономической социологии становятся экономические процессы и явления, которые рассматриваются в их онтологически обоснованной социальной обусловленности, а также исследуется воздействие этих процессов и явлений на социальную среду



1.2. Основные предпосылки общей экономической социологии

Экономическая социология исходит в первую очередь из основной предпосылки о том, что ядром всего происходящего в экономике является технологический процесс, корни которого берут начало в системе социальных отношений.

Вторая основная предпосылка, вытекающая из первой, состоит в утверждении, что изучение экономической сферы по причине ее очевидной социальной укорененности (emleddedness) является органической частью социологического исследования.

Насколько это справедливо, может подтвердить особо «акцентированное» внимание, которое экономическая теория оказывает рыночным процессам. Но ведь рыночный процесс уже по своему первоначальному определению (ex definitione), равно и как по своей эмпирически познаваемой природе является прежде всего социальным процессом. Именно это обстоятельство послужило для В. Зомбарта основанием зайти в своих суждениях настолько далеко, что экономическую науку он называл одной из форм социологии, потому что она занимается проблемами отношений между людьми, а не проблемами отношений между величинами товарной массы.1 Поэтому за социальным априори сохраняется первенство перед экономическим. Экономическое как действие (процесс) возможно лишь в соединении с другими действиями, происходящими в неэкономической сфере. Экономические процессы представляют собой вид проявления (актуализации) социальных отношений. Поскольку хозяйственная деятельность является предметом социологических исследований, она становится не только объектом рассмотрения его сущностной стороны, но и как поддающаяся познанию действительность в самых мельчайших ее проявлениях, как бытие, независимое от сознания.

Общая экономическая социология подразделяется на ряд специальных экономико-социологических дисциплин. Они делятся на отраслевые, функциональные и исторические дисциплины.

Отраслевые экономико-социологические науки занимаются исследованием социального содержания и его воздействия в отдельных отраслях социоэкономической жизни. К числу таких дисциплин относятся индустриальная социология, социология сельского хозяйства, социология туризма и т.п.

Функциональные экономико-социологические науки занимаются исследованием экономических процессов и явлений, рассматривая их со стороны отдельных функций, отправляемых во всех сферах экономики. Например, социология труда, социология технического процесса, социология профессионального образования и т.п.

Историко-экономическая социология. Она включает в себя специфические экономико-социологические дисциплины, изучающие социоэкономические процессы, происходившие в различные периоды истории. Например, социология экономики эпохи Возрождения, социология экономики городов Средневековья, социология хозяйства античного полиса и т.д.

1.3. Социология и экономическая теория

Традиционная экономическая теория, считающая себя аполитичной, занимается прежде всего поддающимися измерению высокоагрегированными экономическими величинами и масштабными хозяйственными процессами, являющимися по сути рыночными феноменами.

Этические вопросы при этом объектом рассмотрения не являются. Социальным явлениям, стимулирующим или отражающим экономические процессы, экономическая теория уделяет внимание лишь в исключительных случаях, исследуя их чаще всего с сугубо экономической точки зрения и ограничиваясь вербальным (т.е. на словах) признанием их значимости в хозяйственной жизни.

В самой глубокой сущности все экономические факторы являются зависимыми от человеческих мотивов, мотиваций и соответствующих этим мотивациям решений, которые реализуются в социоэкономическом поведении людей. Как справедливо отметил Й. Шумпетер, «экономических фактов самих по себе не бывает»1. Соотношения между макроэкономическими величинами и соответствующие им целевые соотношения – это не просто механическое «сцепление» независимых друг от друга товарных масс, а индикаторы социальных потребностей. На этом основании представляется невозможным выражать отношения и связи между экономическими феноменами посредством одних лишь формул и абстрактных схем, придающих человеческому фактору исключительно нейтральный характер, это неизбежно приводит к недопустимому отрыву экономической сферы от реальной действительности.

С другой стороны, сама экономическая наука, принимаясь за изучение хозяйственного поведения, вынуждена, по соображениям методики, включать человеческий фактор в состав своих теорий, выдвигая при этом гипотезу, будто интуиция (якобы свойственная природе человека) становится гарантией рационального поведения хозяйствующего субъекта в любой рыночной ситуации.

1.4. О междисциплинарных границах экономической социологии и экономической теории.

Определение границ, разделяющих эти дисциплины, позволяет более четко обозначить предмет экономической социологии. М.Вебер сформулировал содержание этого предмета так: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Социальное действие выступает основанием и вместе с тем внутренним элементом экономического действия. Социальное действие внутренне мотивировано, а субъект, производящий такое действие, ожидает от других людей такой реакции, с которой он обязан считаться.

В реальной жизни, однако, люди нередко руководствуются в своих поступках более сложными и, если угодно, высокими побуждениями, идущими вразрез с соображениями прямой и ежеминутной выгоды. В задачу экономической социологии входит исследование именно таких мотивов и побуждений. В. Радаев совершенно прав, утверждая, что «интенции двух дисциплин прямо противоположны: экономическая теория производит редукцию к обыденному, а экономическая социология – «отстранению» обыденного».1 Социологи как раз и занимаются выяснением внутренней мотивации человеческих действий, то есть «отстранением» поверхностного и обыденного. Поиски эти могут вестись в социокультурной, религиозной сфере, в области межличностных, национальных и властных отношений1.

Н. Смелзер расширяет границы экономической социологии, полагая, что это дисциплина, изучающая отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни.

В данном случае (как и во многих других) экономическая социология оказалась в состоянии дать убедительные ответы на возникшие проблемы (и представить необходимые рекомендации) в тех областях, где «чистая» экономическая теория была бессильной. Развиваясь на протяжении длительного времени отдельно от экономической науки и параллельно с ней, экономическая социология в последние три десятилетия все активнее вторгается в сферу интересов экономической теории, используя эмпирический материал, традиционно используемый экономистами в своих исследованиях.

Широкое применение такого материала дает социологам возможность приходить к более обоснованным выводам и прогнозам. Категория социального действия, ставшая объектом изучения двух родственных дисциплин, выступает связующим звеном, объединяющим экономическую теорию и экономическую социологию. Последняя, сохраняя самостоятельность отдельной науки, все чаще предоставляет свои услуги экономической теории и хозяйственной практике в решении сложных вопросов современной общественной жизни.

Итак, экономическая социология – это дисциплина, использующая методы социологического анализа при исследовании экономических явлений. Поскольку существует множество методов научного анализа в социологии и экономике, необходимо указать наиболее важные отличия между упомянутыми дисциплинами в традиционных подходах к изучению ряда основных категорий и проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются исследователи – социологи и экономисты.

А. Определение актора

Начнем с субъекта экономической или социальной деятельности. В социологии он называется актором. По мнению социологов, каждый актор находится под влиянием других акторов, поскольку является составной частью (элементом) группы, общества или отдельного сообщества. Для экономистов он – независимый индивид. Деятельность индивидов, с точки зрения экономистов, трансформируется как результат спонтанно функционирующей системы. Социологи, наоборот, в действиях индивида, отдельного актора распознают влияние окружающей группы, ее норм поведения и ценностей. В экономической социологии четко прослеживается стремление к компромиссу между двумя упомянутыми подходами, поскольку допускается то, что хозяйственные единицы, осуществляющие выбор, остаются укорененными в своей собственной социокультурной среде. Осуществляется это в силу действия «механизмов притяжения», например, привычек, обычаев, традиций или моральных обязательств. Социоэкономический человек не является полностью независимым, однако и не полностью зависимым существом.



Б. Рациональность действия

Социолог считает, что рациональность зависит от ряда социальных факторов, в том числе политических и психологических, либо рассматривает экономические действия, протекающие в условиях ограничений, продиктованных положением субъекта в социальной структуре общества, а также значением, которое он придает богатству, власти и престижу. В противовес этому, экономист считает экономические действия по определению рациональными, поскольку они являются результатом свободного выбора конкурирующих акторов, действующих в условиях редкостных благ и преследуют цель достижения конкурентных преимуществ на рынке.

Естественно, что экономистов интересуют ограничения, однако чаще всего иные, нежели те, что представляют интерес для социолога, например, ограниченность капитальных ресурсов, либо элементы человеческого «капитала» - образование и, наконец, те же «социальные ресурсы» - например, доверие, договоренности и знакомства. В экономической социологии внимание сосредоточено на ресурсах социально-культурных, на ограничениях в получении информации, человеческих амбициях, на трудностях, связанных с исполнением договоренностей или факторах политического характера. С точки зрения социолога, рациональность зависит от обстоятельств, места, времени, качеств и способностей акторов и т.д.

Сравнительная оценка этих двух типов рациональности приводит к выводу о существовании разницы в степени рациональности относительно каждого из них. Экономисты проявляют больше оптимизма по отношению к результатам действий заинтересованных в них акторов: предприятий, домашних хозяйств, национальных экономик. Такой преувеличенный оптимизм возникает под влиянием методов и целей, которые ставят перед собой представители политической науки (подробнее смотри пункт Г).



В. Содействие взаимосвязи экономики и общества

Для социолога экономика является просто частью общества и формой его рациональной деятельности. Экономисты же считают, что общество является чем-то «данным», поэтому общественное устройство интерпретируется как производная от экономики (рынка). Демократию часто сводят к рыночной демократии, в которой нет необходимости активного участия граждан в процессах управления. Принятие решений вменяется в обязанность элиты. В результате, общество воспринимается как продукт рынка.

В экономической социологии рынок (экономика) является интегрально связанным с обществом и его культурой, а также с политикой, особенно с государством. Рынок является только относительно независимым от других социальных систем, как и сами системы от рынка.

Г. Цели и методы анализа

Социологов в целом удовлетворяет описание и определение изучаемого явления, тогда как экономисты вместе с тем рассчитывают и на прогнозировании будущего. Если социологи склоняются к методам сравнительного и исторического анализа, то экономисты чаще обращаются к формально-логическим методам, например, к математическим моделям, а также достаточно широко используют правительственные отчетные данные, в том числе статистические данные. Экономисты нередко высказывают уверенность в том, что их наука по методам исследования приближается к точным наукам. Невозможно, однако, не заметить, что не смотря на все это, экономисты в своих выводах допускают ошибок не меньше, чем социологи..



Д. Отношение к традициям

Социологи чаще обращаются к традиции, постоянно и много используя у неё идеи и методы исследования, тогда как экономисты придают большего значения новейшим исследованиям. В экономической социологии наиболее влиятельными авторитетами признаны К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Й. Шумпетер, К. Поланьи, Т. Парсонс, У. Растроу, Н. Смелзер, в экономической науке – А. Смит, Д. Рикардо, Д. Миль, А. Маршалл, Д. Кейнс. Нетрудно заметить, что, по меньшей мере, два имени представителей экономической социологии можно отнести к списку великих экономистов. К числу экономистов-социологов без колебаний можно отнести К. Маркса и Й. Шумпетера, а также А. Смита, который был не только выдающимся экономистом, но и представителем моральной философии, профессором этики. Именно в следовании этическим нормам со стороны предпринимателя видел он один из принципов поведения на рынке.



1.5. Основная проблематика экономико-социологических исследований

В чем состоит значение утверждения, что экономическую социологию интересуют экономические процессы, рассматриваемые с точки зрения социологии? Начнем с того, что рыночную экономику она воспринимает как процесс беспрерывных изменений: она анализирует не только существующие механизмы функционирования рынка, но и причины и потребности его развития.

С точки зрения экономической социологии рыночное хозяйство воспринимается более многомерно, нежели в экономической науке. Примером может послужить анализ причин зарождения капитализма. Он требовал рассмотрения вопроса о частной собственности и прибыль, которую можно от нее получить, обеспечение предсказуемости ее получения, изучение проблем гражданских прав и свобод. Культурный фактор автоматически находит в этих исследованиях надлежащее место. Большое внимание этому фактору уделял М. Вебер, показывая роль протестантской этики в развитии капитализма.

Далее следует остановиться на определении места экономической социологии среди дисциплин, занимающихся экономикой. Экономическая социология содействует обогащению инструментария в исследовании функционирования акторов и социальных групп в хозяйственных организациях. Ранее этой проблематикой занималась социология труда или социология организаций. На основе экономической социологии изучение этой проблематики может быть более всесторонним и интегрированным. Возьмем к примеру проблему увеличения прибыли. Если в индустриальной социологии и поведенческом организационном анализе это было проблемой не только логики производственно-экономической (прибыли), но и заботы о межличностных отношениях с целью предотвращения конфликтов и обеспечения сотрудничества (например, школа human relations), то в экономической социологии увеличение прибыли является частью наиболее общих проблем, касающихся аллокации (регулирования в економике) благ и услуг. Рыночная аллокация выступает как форма краткосрочного действия, имеющего целью получение прибыли, и эта форма противостоит иным системам аллокации – перераспределительной системе (при помощи государства), или система взаимовозмещения (как это происходит в общинах). Эта система также учитывает внеэкономические факторы. Размышления об аллокации и регулировании – это примеры, указывающие на особенности аналитических подходов в экономической социологии. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что экономическая социология открывает новые перспективы для изучения старых проблем.




Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница