Пределы рациональности российской интеллигенции 1



Скачать 145.33 Kb.
страница1/4
Дата14.05.2018
Размер145.33 Kb.
  1   2   3   4




Пределы рациональности

российской интеллигенции – 1
Рабочие материалы,
газетная версия опубликована в издании

«Время новостей», 28.08.2009



С.А.Магарил

Ф-т Социологии РГГУ

magaril@yandex.ru

(8-926)674-16-86 моб


Пределы рациональности российской интеллигенции
«Самые благотворные усилия политических

перемен нередко сопровождаемы неудачами,

когда образование гражданское не предуготовило

к ним разум». М.Сперанский

Социально-экономическое неблагополучие массовой российской интеллигенции, ставшее доминантой ее существования в ХХ – начале XXI вв., вызывает необходимость разобраться в его причинах. Как утверждал первый русский Нобелевский лауреат И.Павлов: «Судьбу наций определяет ум интеллигентский». Это вынуждает признать: какова интеллигенция, таково и государство;1 каково государство – такова и судьба народа.
1. Хотели – как лучше

Предреволюционная генерация образованного сословия России была инициатором и одним из активнейших участников социальной трансформации 1917 – 1921 гг., результатом которой стал переход общества от «русской модели капитализма» к модели «советского социализма». В ходе острейшего социального конфликта значительная часть российской интеллигенции погибла; часть – иммигрировала. Оставшаяся в России интеллигенция, впоследствии была либо репрессирована, либо вытеснена на социальную обочину, маргинализирована и обращена в аутсайдеров.
Однако потребности существования советского общества и, прежде всего, необходимость создания оборонно-промышленного комплекса, а также воспроизводства и трансляции в массовые слои населения идеологии марксизма-ленинизма, вызвали к жизни советскую систему массового образования и производную от нее советскую интеллигенцию. Это ее труд и талант преобразовали аграрную России в индустриально-развитое государство. Однако с 1970-х годов явственно обозначились признаки стагнации. И, не смотря на десятилетия давления догматического официального обществознания, эта интеллигенция, обеспокоенная научно-техническим и социально-экономическим отставанием СССР, утратой им конкурентоспособности, вновь оказалась одним из инициаторов и активных участников демократических по замыслу, реформ конца 1980 – начала 1990-х гг. Но, и на этот раз, уже в ходе преобразований «советской модели социализма» в «постсоветскую модель капитализма», массовая интеллигенция вновь была оттеснена на социальную обочину, ее накопления - экспроприированы, а сама она вновь оказалась аутсайдером, составив основной массив «образованных бедных».
Действительность оказалась бесконечно далека от ожиданий образованного сословия России, как в начале, так и в конце ХХ в. Приведенные соображения вынуждают признать: базовые представления отечественной интеллигенции о российском социуме, фундаментально не соответствуют реальным закономерностям существования и исторического движения этого социума. В числе основных причин:

- 700-сотлетнее опоздание России, по сравнению с Европой, с созданием университетского образования - школы рационального знания и рационально-критического мышления. Это повлекло за собой существенное отставание, в т.ч. в области социальных наук от потребностей развития общества; 2

- Препятствия, чинимые имперскими властями в наращивании рационально-критического социального знания; 3

- Стремление советского режима подчинить общественно-гуманитарные науки социальному прожектерству, ограничить их роль апологетикой очередных утопий советской власти.



Каталог: binary
binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
binary -> Мурадян Овик Хачикович
binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница