Православный свято-тихоновский



страница1/14
Дата25.02.2018
Размер243 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии



Темы семинарских занятий
по курсу «ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ»
для студентов специальностей и направлений
«Теология» и «Религиоведение»

Москва


ПСТГУ

2013


Подготовил доц. В.П.Лега
Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры философии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета 4 сентября 2005 г.


Первый семестр

Занятие 1

Что такое философия? Предмет и метод философии. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Изучение истории философии как метод изучения философии.



Контрольные вопросы к занятию

1. Что отличает философию от науки и что объединяет их?

2. В чем сходство и различие философии и религии? Философии и искусства?

3. В чем преимущество изучения философии посредством изучения истории философии?

4. Почему богослову необходимо изучение философии?

Литература

Основная

Григорий Богослов, свт. Слова о богословии (1-е и 2-е) // Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Сергив Посад, 1994, стр. 385-413 1.

Дополнительная



Ахутин А.В. Дело философии// Ахутин А.В. Тяжба о бытии. Сборник философских работ. М., 1997. С.16-71.

Гурина М. Философия. М., 1998, с. 11-138.

Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии, 1988, №2. С.40-53.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии, 1992, №12. С.14-21.

Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философии /// Вестник ПСТГУ. №7. М., 2006.

Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.57-71.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки, 1989, №6. С.52-62.

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии, 1988, №8. С.118-125.

Ясперс К. Введение в философию. М., 2000.

Занятие 2

Возникновение философии. Древнегреческие религиозные мировоззрения: религии Зевса, Аполлона, Деметры, Диониса. Философия и мифология (Гомер, Гесиод, Орфей).



Контрольные вопросы к занятию

1. Религиозные воззрения древних греков.

2. Какие философские положения содержатся в поэмах Гомера? Какой религии они соответствуют?

3. Какой философский смысл содержится в учении Гесиода о происхождении богов?

4. Философские идеи в учении орфиков.

Литература

Основная

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 33-66.

Дополнительная

Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М.,1982.

Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000.

Драч Г.В., Чермантеева Т.С. Теологические концепции происхождения античной философии// Зарубежное философское антиковедение: критический анализ. М., 1990. С.15-29.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970.

Guthrie W.K.C. In the Beginning. Some Greek views on the origins of life and the early state of man. London, 1957.

Guthrie W.K.C. The Greeks and their Gods. London, 1950.

Занятие 3

Первые европейские философы. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Поиски первоначала. Зарождение идеи субстанции. Связь философских положений милетцев с их религиозными воззрениями. Пифагор и пифагорейский союз. Пифагорейский образ жизни. Учение о числе как основе мира. Космология. Учение о метемпсихозе (переселении душ).



Контрольные вопросы к занятию

1. Почему Фалеса считают первым греческим философом?

2. В чем преемственность поиска ответов на вопрос о первоначале у философов милетской школы?

3. Можно ли определить связь философских положений первых греческих мыслителей с их религиозными верованиями?

4. Как связаны друг с другом разные части учения Пифагора: математика, философия, религия?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 61-68, 93-94, 307-320.

Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 416-426.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 100-135, 138-149, 465-505.

Дополнительная

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. М., 1990.

Burnet J. Early Greek Philosophy. London, 1930.

Занятие 4

Гераклит. Учение о всеобщем изменении. Огонь как первоначало мира. Учение о противоположностях. Логос. Учение о человеке.

Ксенофан и его критика многобожия. Учение о едином и едиственном Боге.

Контрольные вопросы к занятию

1. Как связано учение Гераклита о всеобщем изменении с его учением о первоначале?

2. В чем особенности гераклитовского учения о логосе?

3. Каково отношение Ксенофана к языческому многобожию?

4. Каковы аргументы Ксенофана в защиту монотеизма?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 333-338.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 156-257.

Дополнительная

Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982.

Занятие 5

Элейская школа. Применение доказательства в философии. Парменид: учение о едином Боге и едином бытии, путь знания и путь мнения. Отношение бытия и мышления. Апории (парадоксы) Зенона.



Контрольные вопросы к занятию

1. В чем особенности и значение элейской школы?

2. Почему Парменида можно назвать основателем философии?

3. Охарактеризуйте основные принципы философской системы Парменида.

4. Что такое рационализм? В чем особенности рационализма Парменида?

5. Каков метод аргументирования Зенона? В чем суть его доказательств от противного?

Литература

Основная


Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 339-342.

Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 295-297.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 274-315.

Дополнительная

Бобров Е.А. Философия Парменида. Казань. 1903.

Койре А. Заметки о парадоксах Зенона // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 27-50.

Комалова В.Я. Учение Зенона Элейского: Попытка реконструкции системы аргументов. Л., 1988.

Монин М.А. Пути Парменида // Вопросы философии. 1997, №3.

Панченко А.И. Апории Зенона и современная философия // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 149-156.

Цехмистро И.З. Апории Зенона глазами XX века // Вопросы философии. 1966. № 3. С. 121-129.

Lee H.D.P. The Fragments of Zeno of Elea. Cambridge, 1936.

Raven J.E. Pythagoreans and Eleatics. Cambridge, 1948.

Занятие 6

Античная натурфилософия. Эмпедокл: поиски движущей причины мира; Любовь и Вражда. Анаксагор: учение о гомеомериях; Ум как движущая сила мира.

Материализм и атомизм Левкиппа и Демокрита. Атом как бытие. Проблема движения атомов. Субъективизм в теории познания. Субъективность вторичных качеств. Учение о причинности; фатализм. Учение о душе, доказательство смертности души. Эвдемонистический и гномический характер этики Демокрита.

Контрольные вопросы к занятию

1. Как Эмпедокл и Анаксагор пытались решить проблемы, поставленные Парменидом?

2. Каков религиозный смысл учения Эмпедокла о Любви и Вражде и Анаксагора об Уме?

3. Что такое бытие с точки зрения Демокрита?

4. Как Демокрит доказывает существование атомов?

5. Как Демокрит относится к рационализму?

Литература

Основная


Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 94-97, 320-327, 342-348.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, стр. 330-414, 505-535.

Дополнительная

Виц Б.Б. Демокрит. М., 1979.

Лурье С. Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Ленинград, 1970.

Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983.

Якубанис Г. Эмпедокл - философ, врач и чародей. Киев, 1994.

Занятие 7

Греческое Просвещение. Софисты (Протагор, Горгий и др.). Релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей». Отрицательное и положительное в философии софистов.



Контрольные вопросы к занятию

1. Какие социальные изменения происходят в Греции в V веке?

2. В чем особенность сенсуализма софистов?

3. Что означает фраза «Человек есть мера всех вещей»?

Литература

Основная


Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 348-350.

Маковельский А.О. Софисты. Вып. 1-2. Баку, 1940-41.

Дополнительная



Богдашевский Д.И. Греческие софисты // Труды Киевской духовной Академии. 1897. 8. С. 455-493.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Чернышев B.C. Софисты. М., 1929.

Занятие 8

Сократ. Борьба Сократа с софистами. «Апология Сократа» Платона. Введение новой проблематики - проблемы человека - в философию. Установка на самопознание. Майевтический метод Сократа. Ирония Сократа, учение о полном незнании. Рационализм Сократа и его этика. Роль Сократа в истории философии.



Контрольные вопросы к занятию

1. Каковы причины антагонизма Сократа и софистов?

2. Какой философский смысл фраз «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю»?

3. В чем суть сократовского переворота в философии?

4. Опишите особенности майевтического метода Сократа.

5. В чем вклад Сократа в мировую философию?

Литература

Основная


Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 98-107.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1996.

Платон. Апология Сократа // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1990, т. 1, стр. 70-96.

Дополнительная



Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1976.

Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Rogers A.K. The Socratic Problem. New York, 1933.

Taylor A.E. Socrates. London, 1932.

Занятие 9

Сократические школы (киники, киренаики, мегарики).

Платон. Жизнь и произведения. Критика сенсуализма и материализма в диалоге «Теэтет». Учение об идеях. Идея как сущность вещи, причина и истинное ее бытие.

Контрольные вопросы к занятию

1. В чем причины возникновения сократических школ?

2. В чем суть критики Платоном сенсуализма?

3. Как Платон доказывает существование мира идей?

4. Можно ли согласиться с Э.Гуссерлем, назвавшим Платона первым научным философом?

Литература

Основная

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, стр. 112-129, 220-239, 137-166.

Платон. Теэтет 142a-187b // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 192-245.

Платон. Государство 514a-517d // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 295-298.

Дополнительная



Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.

Нахов И.М. Философия киников. М., 1982.

Скворцов Н. Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом. Анализ диалога «Фуэтет» // Платон: Pro et contra. СПб., 2001.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 582-625.

Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991. С. 463-532.

Burnet J. Platonism. Berkeley, Cal., 1928.

Dies A. Autour de Platon. 2 vols. Paris, 1927.

The Cambridge Companion to Plato / Kraut, Richard, ed. Cambridge, 1992.



Занятие 10

Мир идей и верховная идея Блага. Диалектика идей. Знание как припоминание. Виды знания; рассудок, разум, вера. Поиски ответа на вопрос о причине зла в диалоге «Парменид».



Контрольные вопросы к занятию

1. Каково отношение Платона к учению Парменида о бытии?

2. Каковы особенности рационализма Платона?

3. Как Платон объясняет существование заблуждений?

4. Как Платон объясняет существование зла? Почему не может быть идеи зла?

Литература

Основная

Платон. Федр 244 a - 257c // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 152-166.

Платон. Парменид 126a - 137e // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 346-360.

Платон. Менон 81a - 86b // Платон. Соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 588-596.

Платон. Государство 504e-513e // Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994. С. 286-294.

Дополнительная



Богдашевский Д. Учение Платона о знании // Труды Киевской Духовной Академии, 1897, т. 3.

Lutoslawski W. Origin and Growth of Plato’s Logic. London, 1905.

Plato 1: Metaphysics and Epistemology / Fine G., ed. Oxford University Press. 1999.

Plato 2: Ethics, Politics, Religion, and the Soul / Fine G., ed. Oxford University Press. 1999.

Занятие 11

Учение Платона о бессмертии души («Федон»). Доказательства бессмертия души. Яростное, вожделеющее и разумное начала в душе. Учение о человеке; отношение Платона к телу. Теология Платона, учение о сотворении мира («Тимей»).



Контрольные вопросы к занятию

1. Как Платон доказывает бессмертие души?

2. В чем отличие платоновского учения о сотворении мира от христианского.

3. В чем отличие платоновского учения о материи от демокритовского?

Литература

Основная



Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница