Православная религиозная организация-учреждение высшего професионального религиозного образования казанская духовная семинария г. Казани республики татарстан казанской епархии рус



Скачать 231.56 Kb.
страница1/2
Дата22.08.2018
Размер231.56 Kb.
ТипСеминар
  1   2

Общая характеристика православного учения о Боге Спасителе и свидетельства Откровения о Нем.

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРАРХАТ)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ»

(код по ГОС (ОКСО)/

ФГОС/учебному плану

по направлению подготовки

для специальности

специализация

/квалификация







(название дисциплины (модуля) по ГОС/ФГОС/учебному плану)

Теология

______________________________________________



(название направления по ГОС/ФГОС ВПО)

______________________________________________



(название специальности по ГОС/ФГОС ВПО)

бакалавр

____________________________________

(название специализации по ГОС/ФГОС ВПО)

033400

________

(код)


033400

__________



(код)

033400


________

(код)

Форма обучения очная

_______________________________________

Казань



Краткая аннотация

Как и всякая область научного знания, богословская наука имеет свою систему и структурообразующую дисциплину, связывающую различные дисциплины богословского характера в единое целое. Система богословской науки может быть представлена и в виде направлений, отвечающих основным формам Священного Предания: ряд богословских дисциплин в равной мере принадлежат к разным областям богословской науки. Догматическое богословие же имеет свою специфическую особенность в силу того, что является основанием для каждой дисциплины в системе богословской науки. Хотя догматическое богословие имеет строго очерченный предмет изучения – вероучение Церкви и является самостоятельной научной дисциплиной, но при этом областью компетенции его является любой источник богословского характера. Таким образом, догматическое богословие пронизывает и объединяет всю систему богословского знания. С точки зрения задачи богословской науки в целом, а именно имплицитного изучения религиозного опыта, каждая из ее дисциплин отвечает цели именно в своей догматической интерпретации. Это не означает, что все богословие должно быть сведено к догматике, или, наоборот, что догматическое богословие не является самостоятельной дисциплиной. Однако само определение богословской науки, как рациональное осмысление религиозного опыта, направленное на поиск и обретение человеком Бога, делает догматическое богословие его структурообразующим основанием.



  1. Цели освоения учебной дисциплины

Программа разработана для тех, в чью профессиональную деятельность «Догматическое богословие» (предметом которого является вероучение Православной Церкви) войдет как одна из основных дисциплин в области научной специализации. Дисциплина призвана полно и систематически обучить студентов специальности «Теология» основным разделам церковного вероучения как научно-богословской системой, со своими предметом, методологией, историей развития, особенностями современного развития и прикладными задачами.

  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б.3.2. Модуль «Систематическая теология конфессии»

Основополагающее значение дисциплины требует, чтобы изучению данного курса было уделено достаточно времени, кроме того, необходимы знания, умения и компетенции, сформированные на младших курсах (по дисциплинам «История Древней Церкви», «Катехизис») и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения философско-богословских дисциплин: «История философии», «Основное богословие».

Предмет позволит обучающимся в результате его освоения получить систематическое и целостное представление об основных особенностях христианского православного вероучения, его интердисциплинарных связях и практических приложений. А также даст целостное представление о специфике богословской науки как целостной системы научного знания.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: важнейшие определения и формулы, лежащие в основе догматической богословской науки; основные вероучительные фрагменты, содержащиеся в Священном Писании Ветхого и Нового Завета; хронологическую последовательность церковно-исторических событий, связанных с догматическими движениями и спорами в истории Древней Церкви; основные особенности восточнохристианского и западнохристианского богословского подхода к церковным догматам;

Уметь: формулировать и логически последовательно излагать основные особенности догматов и воззрений богословской системы Православной Церкви; отличать воззрения, согласные с общецерковным догматическим Преданием, от взглядов, ему противоречащих – спорных или еретических; отличать характерные черты различных богословских школ и движений в рамках православного вероучения;

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач, к применению полученных знаний в исследовательской деятельности; при необходимости отстоять свое право исповедовать Православную веру (1Пет. 3, 15-16).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400 – «Теология»:

а) общекультурных (ОК):

В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);

владение базовыми знаниями в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);

способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);

б) общепрофессиональных (ПК):

готовность участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);

способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);



  1. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

Краткое содержание.

А. Введение в догматическое богословие

Тема 1. Богопознание.

Понятие о богопознании. Естественное и сверхъестественное богопознание. Нравственные условия богопознания. Характер и границы богопознания. История православного учения о богопознании.

Тема 2. Священное Предание.

Священное Предание. Священное Писание. Формы Священного Предания. Божественное Откровение и Церковь.

Б. Православное богословие как наука

Тема 3. Богословская наука.

История термина «богословие». Понятие о богословии и богословской науке. Система научно-богословских дисциплин. Догматическое богословие как структурообразующая дисциплина богословской науки.

Тема 4. Догматическое богословие как наука.

Понятие догматического богословия. Предмет, задачи и метод дисциплины. Развитие догматической науки. Краткая история догматической науки. Понятие источников догматической науки, их особенности и корректная интерпретация. Основные группы источников богословской науки. Основная богословская терминология.

В. Триадология

Тема 5. О Боге Едином в Существе

Истины бытия Божия. Учение о Существе Божием. Свойства Существа Божия. Свойства Бога как существа абсолютного. Свойства Бога как существа свободно-разумного. Антропоморфизмы Священного Писания. Отношение свойств Божиих к Его Сущности и истинность наших представлений о Боге.

Тема 6. История и значение догмата о Пресвятой Троице.

Значение догмата о Пресвятой Троице как основания христианской религии. Непостижимость догмата о Пресвятой Троице. Краткая история догмата о Пресвятой Троице: доникейский период, тринитарные споры IV столетия.

Тема 7. Троическое богословие ВеликихКаппадокийцев.

Терминологическая проблема и ее решение ВеликимиКаппадокийцами. Критерии различения терминов «ипостась» и «сущность».

Тема 8. Свидетельства Откровения о Пресвятой Троице.

Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге: в Священном Писании и Священном Предании. Божественное достоинство и равенство Отца, Сына и Святого Духа. Свидетельство Откровения об отношениях Божественных Лиц.

Тема 9. Ипостасные свойства и учение о монархии Бога Отца.

Различие Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам. Учение о монархии Бога Отца. Римо-католическое учение о filioque.

Г. Христианская космология

Тема 10. Бог как Творец мира.

Нехристианские концепции происхождения мира. Сущность христианского учения о происхождении мира. Творение exnihilo. Вечность Божественного замысла о мире. Творение и время. Побуждение и цель творения. Совершенство творения. Проблема происхождения зла.

Тема 11. Бог как Промыслитель мира.

Понятие о Промысле Божием. Предметы Божественного попечения и виды Промысла. Образы Божественного промышления о мире(естественный и сверхъестественный). Возможность познания Промысла Божия человеком.

Тема 12. Отношение Лиц Пресвятой Троице к тварному миру.

Образ Откровения Пресвятой Троице в мире. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Творения и Промысла.

Тема 13. Основные виды творений Божиих.

Мир духовный и ангельский. Ангелы в Священном Писании. Сотворение ангелов Богом. Природа ангелов и ее совершенство. Цель и назначение бытия ангелов. Небесная иерархия. Архангелы. Демонология. Промысел Божий о мире духовном. Сотворение Богом видимого мира. Шесть дней творения.

Д. Христианская антропология

Тема 14. Сотворение человека Богом.

Богоустановленное различие полов. Брак. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого.

Тема 15. Состав человеческой природы.

Дихотомия и трихотомия. Тело в составе человеческой природы. Значение тела как органа души. Человеческая телесность и спасение человека. Душа в составе человеческой природы. Святоотеческое мнение о происхождении человеческих душ. Свойства человеческой души. Отличие человеческой души от душ животных.

Тема 16. Образ и подобие Божии в человеке.

Черты богообразности и богоподобия в человеке.

Тема 17. Назначение человека.

Совершенство человека до грехопадения.

Тема 18. Грехопадение.

Необходимость попечения Божия о человеке до грехопадения. Грехопадение человека и его последствия. Православное учение о распространении в мире греха. Понятие греха. Всеобщность греха. Понятие первородного греха.

Е. Христология

Тема 19. Общая характеристика православного учения о Боге Спасителе и свидетельства Откровения о Нем.

Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода. Участие в деле спасения Лиц Пресвятой Троицы. Учение о Лице Спасителя и о таинстве Боговоплощения. Иисус Христос – Истинный Бог и Человек. Отличие Богочеловека Христа по человечеству от других людей.

Тема 20. Православный догмат о Лице Искупителя и его история. Ложные мнения о Лице Спасителя.

Тема 21. Халкидонский Орос об образе соединения двух естеств во Христе.

Значение термина . Ипостасное соединение природ во Христе и его следствие.

Ж. Сотериология

Тема 22. Составляющие сотериологии. Понятие об искуплении. Необходимость и цель искупления. Теории искупления. История искупления, его этапы. Спасительные плоды Искупления.

Тема 23. Учение о Боге Освятителе. Понятие «благодать». Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле освящения творения. Виды благодати. Отношение благодати к свободе воли человека. Значение веры и добрых дел в освящении человека.

З. Экклесиология

Тема 24. Понятие о Церкви, ее основание, цель и назначение. Богочеловек Христос – Глава Церкви. Святой Дух в жизни Церкви.

Тема 25. Онтологические свойства Церкви.

Границы Церкви. Священноначалие. Почитание Святых, икон и честных мощей угодников Божиих.

И. Сакраментология

Тема 26. Понятие о Таинствах Церкви. Таинство и обряд. Действительность и действенность Таинств. Таинства в инославии.

Тема 27. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Брак, Елеосвящение и Священство. Особое отношение Предания к чину отпевания и к чину монашеского пострижения.

К. Эсхатология

Тема 28. Бог как Судия и Мздовоздаятель.

Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд и его последствия. Второе Пришествие Христово и его признаки. Воскресение мертвых, его всеобщность и одновременность. Благодатное Царство Христово. Изменение живых при воскресении умерших. Тело воскресения и его свойства.

Тема 29. Кончина мира.



Страшный Суд и его последствия.

п/п


Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Рассмотрена и одобрена на заседании нтс ао «цнити «Техномаш»
2018 -> Курс лекций «Українські історичні школи»
2018 -> Т. В. Юрьева Историческая интерпретация русского православного иконостаса
2018 -> Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому
2018 -> Круглый стол «Вечной может быть лишь Россия Духа» /к 70-летию со дня смерти выдающего русского философа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница