Правительство Санкт-Петербурга



Скачать 474.76 Kb.
страница1/9
Дата09.07.2018
Размер474.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию




Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов



Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методические рекомендации




  1. Введение

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам образовательных учреждений Санкт-Петербурга, специалистам субъектов профилактики и направлены на создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Стратегические документы, определяющие сегодня векторы развития федеральной и региональной системы образования – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ


4 февраля 2010 г.), стратегия развития Петербургской системы образования «Петербургская школа 2020», содержанием ФГОС второго поколения, в которых выделяется специальные разделы - программа воспитания и социализации, программа коррекционной деятельности. Сегодня специалистом профилактики при выстраивании системы работы, определении содержания программ и технологий, основных направлений профилактики правонарушений учащихся в конкретных образовательных учреждениях необходимо обратить внимание на адресное решение тех проблем, которые отмечены в названных документах как приоритетные: организация и расширение программ, направленных на становление у детей и молодежи способностей к позитивному социальному действию и взаимодействию, необходимость реализации проектов создания рабочих мест для обеспечения социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 9 до 18 лет, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением; расширение практик школьных советов по профилактике правонарушений. В программе «Петербургская школа 2020» также отмечено, что обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава возможно и необходимо через развитие форм детского (молодежного) самоуправления, а выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, – приоритетная задача общества и школы. Отмечается, что необходимо проведение специальной работы по выявлению и закреплению инициатив в детско-молодежной среде по организации новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации. С этим трудно не согласиться-проводить профилактику асоциального поведения несовершеннолетних, их вовлечения в деятельность объединений, имеющих асоциальную направленность, видится перспективным не столько на основе ужесточения наказаний за противоправную деятельность, сколько на основе организации вышеназванных новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации деятельности несовершеннолетних.

Методологической основой организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, выступают федеральные государственные стандарты второго поколения и концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти федеральные документы взаимосвязаны - главным результатом реализации ФГОС выступает духовно-нравственное развитие и воспитание личности выпускника. ФГОС и концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их успешной социализации. Эти цели и выступают сегодня методологической основой организации деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Федеральные государственные стандарты и начального и основного образования содержат программу воспитания и социализации обучающихся.

Комитетом по образованию Санкт-Петербурга проводится целенаправленная работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе образования. В результате проведенного 2010, 2011, 2012 годах смотра-конкурса на лучшую организацию профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга (в рамках реализации п. 4.7 «Организация проведения научно-исследовательской работы по проблемам правонарушений среди несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям и организациям экстремистской направленности» программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге») создана единая система оценки организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Сформирован региональный информационный банк современных средств (программ, технологий) организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, который способствует обобщению и распространению опыта государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних позволяет совершенствовать эту работу в дальнейшем.

Выявлены наиболее актуальные и перспективные программы и технологии по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Лучший опыт образовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования по созданию системы профилактической работы, разработке и реализации лучших программ и технологий профилактики правонарушений представили:

В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних»:

В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных и других токсических веществ среди несовершеннолетних»:

Следует отметить, что прежде всего в данной номинации оказались представленными программы, связанные с пропагандой здорового образа жизни, однако в теме профилактики наркозависимости это ведущее, но не единственно направление работы. Требуется разработка новых современных программ по этой тематике, либо коррекция уже существующих.

В номинации «Лучшая программа образовательного учреждения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, связанных с экстремистскими проявлениями среди несовершеннолетних»:

Данная номинация вызвала особые сложности у участников смотра-конкурса. Образовательные учреждения только 4 районов Санкт-Петербурга представили свои программы и технологии в данной номинации (Красногвардейский, Красносельский, Фрунзенский, Василеостровский), хотя в системе работы по профилактике правонарушений должны быть представлены все социально значимые направления профилактики, со всеми целевыми группами, в том числе, по степени вовлеченности в проблему. Можно сделать вывод о том, что требуется специальная работа по обучению специалистов для совершенствования работы образовательных учреждений в данном направлении.

В номинации «Лучшая технология профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних»:

Представлены технологии как групповые, так и индивидуальные технологии профилактики правонарушений. Технология профилактики игры-путешествия «Копилка правовых знаний». Особенно следует отметить представленные несколькими образовательными учреждениями технологии «Профилактики правонарушений через организацию КЮДПП». Данное направление профилактической работы зарекомендовало себя как актуальное и перспективное. Получено достаточное количество примеров оценки результативности деятельности Клубов. Обобщение этого опыта позволит определить дальнейшие направления развития организации их работы. В настоящее время можно отметить, что включение в Положение о деятельности Клубов как одного из основных направления пропаганды здорового образа жизни является нецелесообразным, требуется усиление правовых аспектов в работе Клубов по профилактике правонарушений несовершеннолетних связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психоторопных веществ.

В настоящее время в образовательной среде Санкт-Петербурга сложилась уникальная ситуация, в которой системная работа по координации деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в районах осуществляется учреждениями психолого-педагогической медико-социальной помощи (далее – ПМС-центры), которые функционируют в 18 районах. Традиционно профилактическая работа проводится в рамках первичной и вторичной профилактики. Работа проводится в рамках сетевого взаимодействия на основе договоров о совместной деятельности и межведомственного взаимодействия в рамках реализации совместных планов, программ и проектов.

Создана информационно-поисковая система «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», которая поддерживается РЦОКОиИТ и позволяет осуществлять контроль за ситуацией с правонарушениями среди несовершеннолетних. Непосредственно за содержание базы данных и внесение информации о несовершеннолетних, поставленных на учет в ОДН и снятых с учета отвечают ответственные в районах социальные педагоги. Информация, содержащаяся в базе данных, позволяет специалистам ПМС-центров оказывать адресную комплексную психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь учащимся, совершившим правонарушения и преступления а так же, их родителям и лицам, их заменяющим.

Основные понятия, определяющие систему профилактики правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Преступление – виновно-совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Социальная норма – мера допустимого поведения, при котором социальная система сохраняется и прогрессирует.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.

Причины, влияющие на рост числа правонарушений среди несовершеннолетних в С-Петербурге

Среди причин совершения преступлений несовершеннолетними - сочетание различных факторов влияния внешней среды с персональными особенностями личности самого подростка.

К таким факторам следует отнести:

1. Биологические факторы: принатальные патологии, родовые травмы, инфекции и травмы в первый год жизни ребенка, проявление некоторых наследственных психических заболеваний.

2. Социальное окружение подростка: семья, друзья, школа, статус самого несовершеннолетнего среди сверстников. Снижение контроля за поведением детей со стороны родителей, наличие группы учащихся, регулярно прогуливающих занятия в образовательных учреждениях приводит к появлению несовершеннолетних, предоставленных самим себе, что порождает нарушение общественного порядка. Разрушение опыта коллективной жизни, снижение числа детско-взрослых коллективов просоциального типа с одной стороны и потребность подростков и молодежи в объединении, с другой стороны, приводит к росту подростково-молодежных группировок, совершающих противоправные действия. Усиление миграционных процессов, приводит к противостоянию основного населения, живущего по своим нормам и правилам, и приезжих, нарушающих эти правила. Это порождает как противоправные действия со стороны подростков и молодежи, родившихся в городе, так и со стороны приезжих.

3. Личностные особенности характера и темперамента, уровень ценностных ориентаций, самооценка, отношение к будущему, профессиональное самоопределение.

4. Уровень правосознания подростка, который формируется в течение всей жизни и детерминирован социальной средой.

Среди основных причин, приводящим к нарушению законов несовершеннолетними это конфликты с родителями и неблагоприятный социально-психологический климат в семье, насилие в семье, повышенная возбудимость детей, не умение себя контролировать, недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудными ситуациями в воспитании ребенка, различные стартовые возможности, наличие большого количества неорганизованного свободного времени у подростков. К факторам, способствующими совершению преступлений несовершеннолетними, можно отнести влияние друзей и знакомых, пренебрежение со стороны сверстников, стрессовые жизненные ситуации и негативную оценку окружающих, незнание своих прав и возможностей, плохое представление, куда можно обратиться за помощью и напряженная социально-экономическая ситуация в жизни подростка.



Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Действительна в отношении РФ как правопреемницы СССР).

  • Страсбургская декларация. Деонтолтгический Кодекс. Принята 21 октября 1990 года

  • Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении н/летних (Пекинские правила, принятые Генеральной ассамблеей ООН 29.11.1985 года)

  • Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г, вступила в силу 25 декабря 1993 года

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, в ред. от 27.07.2010

  • Семейный Кодекс РФ Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ)

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011)

  • Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996 года, ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011.

  • Уголовно-процессуальный Кодекс РФ

  • Жилищный Кодекс РФ

  • Трудовой Кодекс РФ

  • Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N 20-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003N 169-ФЗ, от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ, от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.07.2005 N 92-ФЗ, от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 16.03.2006 N 42-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 28.12.2006 N 242-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 09.02.2007 N 17-ФЗ, от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.10.2007 N 232-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ, от 01.12.2007 N 308-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 01.12.2007 N 313-ФЗ, от 28.02.2008N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 180-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ, от 10.02.2009 N 18-ФЗ, от 13.02.2009 N 19-ФЗ, от 17.07.2009 N 148-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 17.12.2009 N 321-ФЗ, от 21.12.2009 N 329-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 17.06.2010 N 121-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

  • Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утверждена на заседании КДН и ЗП при правительстве СПб 30.05.2006)

  • Федеральный закон от 08.01.98 № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»

  • Федеральный закон от 24.07.98 № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Закон СПб от 20.04.2005 № 170-20 «о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в СПб»

  • Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 427-54 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)»

  • Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 № 493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях»

  • Закон Санкт-Петербурга от 08.05.2007 № 160-32 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»

  • Постановление Правительства СПб от 24 марта 2009 г. № 310 о программе "Комплексные меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге» на 2009-2012 годы

  • Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об организации профилактической работы по выявлению и учёту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 29.12.03 г.. № 4485

  • Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 311-р от 25.05.2005 об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений

  • Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.04.2007 № 404-р «О совершенствовании профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений»

  • Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 13.04.2006 N 340-Р «Об утверждении примерного положения о деятельности классного руководителя» (с учетом изменений, внесенных Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.01.2007 № 57-р)

  • Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2007 № 818/07-1 «Рекомендации по применению нормативных документов при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функции классного руководителя педагогическими работниками ОУ»

  • Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » № 4485-ОКиГС от 29.12.20 03 года

  • Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2006 № 04-0919/О.О. «О дополнительных мерах в системе образования по предупреждению противоправной деятельности экстремистских групп»

  • Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 26.03.2007 за № 04-1145/О.О. «О совершенствовании деятельности службы практической психологии в системе образования СПб»

  • Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1405 от 07.07.2005 года по совершенствованию работы органов управления и учреждений образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга №01-14-1421/11-0-1 от 13 мая 2011года «Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений»


Каталог: file
file -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
file -> №1. Введение в клиническую психологию
file -> Общая характеристика исследования
file -> Клиническая психология
file -> Валявский Андрей Как понять ребенка
file -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
file -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница