Правильные ответы на "вечные" вопросы Александр Сырбачев Table of Contents



Скачать 467.38 Kb.
страница1/8
Дата29.03.2018
Размер467.38 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Правильные ответы на "вечные" вопросы

Александр Сырбачев

Table of Contents

Предисловие Error: Reference source not found

I. Путь истины Error: Reference source not found

1. Истина существует Error: Reference source not found

2. Импликация в суггестии Error: Reference source not found

3. Правильный выбор Error: Reference source not found

4. Измерение всего Error: Reference source not found

5. Новая астрология Error: Reference source not found

II. Так устроенный мир Error: Reference source not found

6. Календарь Error: Reference source not found

7. Законы сохранения Error: Reference source not found

8. Законы причинности Error: Reference source not found

III. Вопросы к ответам Error: Reference source not found

9. О смысле жизни Error: Reference source not found

10. О вреде пользы Error: Reference source not found

11. Откуда берутся взрослые Error: Reference source not found

12. Люди у костра Error: Reference source not found

13. Леммингократия Error: Reference source not found

14. Рождение разума Error: Reference source not found

15. О любви Error: Reference source not found

16. Счастье - друг человека Error: Reference source not found

Заповеди Error: Reference source not found

Библиография Error: Reference source not found

Предисловие

Надо быть оптимистом. Как бы плохо ни написали вы свою повесть, у нее обязательно найдутся читатели - многие тысячи читателей, которые сочтут эту повесть без малого шедевром.

Надо быть скептиком. Как бы хорошо вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели - многие сотни тысяч читателей, которые будут искренне полагать, что у вас получилось сущее барахло.

Надо быть реалистом. Как бы хорошо, как бы плохо ни написали вы вашу повесть, всегда обнаружатся миллионы людей, которые останутся к ней совершенно равнодушны, им будет попросту безразлично - написали вы ее или даже не начинали вовсе.



А. и Б. Стругацкие

Так получилось, что я действительно знаю правильные ответы на многие из вопросов, которые принято называть "вечными" - в чем смысл жизни, что такое счастье и т. д. Я встречал немало людей, которые тоже знают ответы на эти вопросы, но почему-то гораздо больше людей, полагающих эти вопросы трудными или даже неразрешимыми. И хотя эти вопросы представляются мне не самыми интересными, мне достаточно часто приходится рассказывать людям ответы на них.

Эти ответы можно сформулировать коротко, но в таком виде они понятны только тем, кто их и так знает, остальным приходится долго и подробно излагать уже не единожды изложенное. В итоге я решил, что проще будет один раз написать все эти мысли в книге, и потом просто ссылаться на эту книгу. В качестве литературного жанра для изложения своих мыслей я избрал религиозно-философское учение (почему бы и нет?).

Поэтому все, что сказано в этой книге - правильно, кроме, может быть, этого утверждения.

Table of Contents

1. Истина существует Error: Reference source not found

2. Импликация в суггестии Error: Reference source not found

3. Правильный выбор Error: Reference source not found

4. Измерение всего Error: Reference source not found

5. Новая астрология Error: Reference source not found

Chapter 1. Истина существует

Истина, с таким трудом рожденная в споре, была тут же утоплена в вине.



"Приказание и наступление"

Любое учение, пытающееся объяснить вам мир и научить вас жить в этом мире, претендует на то, что именно оно несет вам истину, истинное знание. Некоторые из этих учений выглядят убедительными сами по себе, другие внушают уважение своими историческими или культурными особенностями, третьи просто широко распространены и многим привычны, четвертые иногда действительно помогают жить, принимать решения, понимать происходящее с вами.

То, что предлагается вам в качестве истины в каком-нибудь весьма уважаемом учении, может очень сильно отличаться от истин другого, не менее уважаемого учения. Поэтому вам, наверное, уже доводилось слышать от кого-нибудь, считающего себя очень умным, что абсолютных истин не бывает, что все относительно, что все зависит от точки зрения и тому подобное.

Так как я обещал изложить свои мысли в виде религии, следовательно, я тоже собираюсь утверждать некоторые истины. Поэтому сначала я должен показать вам, что истина на самом деле существует. Настоящая, абсолютная истина, не зависящая от точек зрения и культурных контекстов.

Проще всего показать существование истины на примере. Я задам вам вопрос, потом предложу несколько вариантов ответа, похожих на правильные, а затем дам правильный, истинный ответ.

Вопрос такой: какую дверь нельзя открыть? Если вы не знаете ответа на этот вопрос, попытайтесь ответить, а если уже знаете, сделайте вид, что не знаете. Итак, варианты ответа:

Вариант 1. Нельзя открыть дверь, которая заперта на замок. Это достаточно тривиальный ход, который легко опровергается - запертую дверь можно отпереть и открыть. Или даже не отпирая - просто выломать. При попытке преодолеть это опровержение получается более интересный вариант - сверхпрочная (невыламываемая) дверь, запертая на сверхнадежный (неотпираемый) замок. Однако, если допустить существование таких артефактов, как замок, не отпираемый никаким ключем, то следует допустить и существование ключа, отпирающего любые замки.

Вариант 2. Нельзя открыть дверь, которой нет. Если у вас нет двери, то ее действительно нельзя открыть. Но в таком решении то, чего нельзя открыть, это уже не дверь, а в лучшем случае дверной проем, если вокруг него есть стены, а то может быть и проема нет. А в задаче спрашивается все-таки про дверь, а не про проем или что-нибудь еще.

Правильный ответ. Нельзя открыть дверь, которая открыта. Это действительно дверь, которая есть, и которая не обвешана мифическими замками и ключами с волшебными свойствами. И это действительно дверь, которую нельзя открыть. Можно попробовать испытать на прочность и этот вариант, сказав например, что такую дверь можно закрыть и потом открыть. В том-то и дело, что потом. Потом это будет уже не открытая дверь. А открытую дверь открыть нельзя.

Приведенный пример, демонстрирующий существование истины, очень прост. В жизни истина может существовать гораздо более сложным способом. Но она существует, ее только нужно найти. А для этого ее нужно искать. И уметь узнавать.

Многие учения рекламируют вам свой путь к познанию истины. Иногда на этих путях можно обнаружить немало интересного и полезного. Есть, например, условное разделение таких путей истины на "западный" и "восточный". В приведенном примере про неоткрываемую дверь первый вариант ответа в каком-то смысле иллюстрирует движение мысли "западным" способом, а второй - "восточным" (это очень упрощенная иллюстрация различий между подходами, не претендующая на то, чтобы быть моделью).

Правильное решение использует лучшие черты обоих подходов - существование двери из "западного" подхода и отсутствие закрытости из "восточного". В принципе, представитель любого из подходов, с полным правом может отнести правильное решение к своему подходу. Но истина, как уже было показано, существует независимо от подходов. Поэтому в познании мира важно не столько то, во что вы верите и каким путем идете к истине, сколько то, умеете ли вы отличать настоящую, истинную истину от того, что вам предлагают считать истиной из каких-нибудь невнятных соображений.

Религия, изложенная в данной книге, предлагает вам верить в то, что вы в состоянии разобраться в себе и в мире, если пойдете путем истины. Истины, которая существует.

Chapter 2. Импликация в суггестии

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.

В. И. Ленин

Среди истин окружающего вас мира очень много того, что только похоже на истину. Во многих случаях это подобие создается сознательно - когда вами манипулируют, когда кому-то выгодно, чтобы вы что-то сделали, что-то купили, за кого-то проголосовали - по возможностии не задумываясь над тем, почему вы это делаете и действительно ли вам это надо. Существует специальный термин: "суггестия", который обозначает внушение такого рода, когда вас явно не погружают в состояние гипноза, но специальными приемами заставляют вас уменьшить критическое отношение к информации, которую вы должны принять за истину. Таких приемов много - цитирование авторитетов, использование этических и эстетических категорий, многократное повторение и т. д.

Один из весьма распространенных приемов суггестии - использование в рассуждениях причинно-следственных связок там, где причинно-следственные связи на самом деле отсутствуют (в огороде бузина, поэтому в Киеве дядька). В качестве исходных посылок берется то, что для большинства является истинным (мы хотим быть счастливыми, успешными, здоровыми и т. д.), и потом после некоторого количества "поэтому", "вот почему" и других аналогичных связок "выводится" то, что вам внушают в качестве истины. Например, "я хочу быть успешным, поэтому я употребляю такой-то продукт" - связка "поэтому" употреблена там, где связи нет никакой.

Другой способ манипулированть причинно-следственными связками - произвольно менять местами причины и следствия. "Я вижу то, что ем" и "я ем то, что вижу" - далеко не одно и то же. Однако многие суггестивные тексты используют именно такой прием - половинки рассуждения как-то связаны между собой, но связка в предложении использована в противоположном направлении. Например, "если вы хотите быть здоровыми, то должны покупать и использовать наш продукт". На самом деле имелось в виду, что если вы будете использовать наш продукт, то в результате должны быть здоровыми (тоже кстати далеко не факт, что будете).

Следующий прием также использует обращение причины и следствия, но менее явно, чем в предыдущем случае - если из первого следует третье и из второго следует третье, значит первое и второе эквивалентны. Например, все великие люди часто болели, я тоже часто болею, значит я - великий человек. Понятно, что в рекламе вместо "часто болели" применяется "употребляли продукт такой-то" - структуры это не меняет. Подобного рода структуры тоже часто применяются в "доказательствах" того, что вам предлагается воспринимать как истину.

В предыдущем примере использован еще один прием - необоснованное обобщение. Лучше было сказать "многие великие люди часто болели", или даже "некоторые великие люди часто болели", но это снизило бы суггестивный эффект. К использованию слов "все", "никто", "всегда", "никогда" и т. д. нужно подходить очень осторожно. Небезызвестный "парадокс брадобрея" вызван как раз неосторожным обращением с этими словами - брадобрей бреет всех, кто не бреется сам, и никого из тех, кто бреется сам; кто в таком случае бреет брадобрея? Или еще пример - может ли тот, кто может все, создать камень, который не сможет поднять?

Многие из описанных приемов позволяют выдавать ложь за истину. Однако, в некоторых случаях за свои слова приходится отвечать, и ложью воспользоваться не удается. Но даже в этом случае вам могут предложить истину таким образом, что вы услышите вместо нее совсем другую истину. Можно, например, использовать для этого тавтологические конструкции вида "если что-то истинно, то это что-то истинно", при этом в качестве этого-чего-то может быть названо что угодно, не обязательно являющееся истиной. Например: "если продукт такой-то так прекрасен, то зачем искать другой?" - сама структура фразы должна убедить в замечательности рекламируемого продукта. Или еще пример такого рода структуры: "продукт такой-то - единственный, имеющий качество продукта такого-то". Аналогичную структуру удобно использовать в качестве комплимента, когда хорошего сказать нечего, а врать нельзя, например: "О наидостойнейший из занимающих это место".

Если вы уже уверенно стоите на пути истины и вас так просто не обмануть и не запутать, вам не составит труда найти потерянный доллар в следующем примере. Трое джентльменов пообедали в ресторане, и официант принес им счет на 30 долларов. Обрадовавшись, что сумма так удачно делится на 3, джентльмены заплатили по 10 долларов и удалились. Однако официант, пересчитав заказ, обнаружил, что обсчитал джентльменов на 5 долларов. Дав эти деньги мальчику-помощнику, он попросил его догнать джентльменов и вернуть им деньги. Мальчик, рассудив, что 5 на 3 не делится, отдал им только 3 доллара. После того, как джентльмены забрали себе по доллару, получилось, что каждый из них заплатил по 9 долларов, то есть всего 27 долларов. И 2 доллара остались у мальчика, то есть в сумме получается 29 долларов. Куда исчез еще один доллар?

Chapter 3. Правильный выбор

Налево пойдешь - по морде получишь. Направо пойдешь - по морде получишь. Прямо пойдешь - по морде получишь. Решай скорее, а то прямо здесь по морде получишь.



Надпись на камне

На пути истины часто приходится делать выбор. И не всегда на момент выбора удается с уверенностью определить, какой из выбираемых вариантов более правильный, более истинный. Многие люди жалеют о сделанном когда-то неправильно выборе, а некоторые вообще стараются избегать ситуаций, связанных с необходимостью выбора и принятия решений.

Человек привык считать себя существом разумным, то есть таким, чье поведение отличается от поведения большинства живых существ на Земле. Это отличие заключается не в последнюю очередь в том, что в одинаково устроенных ситуациях большинство животных поступает одинаково, в соотвтетствии со своими инстинктами и рефлексами, а у человека, если он является существом разумным (а не персонажем латиноамериканского сериала), всегда есть выбор между несколькими альтернативными вариантами поведения.

Большинство психологических проблем, возникающих у людей, связанно как раз с уменьшением пространства перебора линий поведения, уменьшением свободы маневра в неблагоприятных ситуациях. Если человек убежден, что гвоздь можно забить только молотком, и ему обязательно нужно забить гвоздь, а молотка у него нет - у такого человека большие психологичские проблемы. И лучшей помощью в такой ситуации будет повысить вариативность поведения - показать, что гвоздь можно забить любым твердым и массивным предметом, даже если таким предметом окажется подставка микроскопа. Важно не столько предложить человеку один из правильных вариантов, сколько повысить у него собственную вариативность, которая позволит ему в трудных ситуациях видеть как можно больше возможных решений (даже если вас сожрали, у вас как минимум два выхода из этой ситуации).

Таким образом, умение видеть выбор - это свойство разума, которое делает человека сильнее. Еще сильнее делает человека умение делать этот выбор, и делать его правильно. Правильность выбора означает, что в каждом варианте есть возможность оценить результаты и последствия выбора по некоторому набору критериев, и эта оценка позволяет упорядочить варианты по их предпочтительности. Рассмотрим препятствия на пути правильного выбора и некоторые способы их преодоления.

В самой простой ситуации выбора все последствия выбора известны заранее, а оценка результатов осуществляется по одному единственному критерию. Например, что лучше с точки зрения техники безопасности - пилить сук, сидя на дереве, или сидя на этом самом суку? В таких ситуациях выбор очевиден, но ошибочно полагать, что выбора здесь нет. Потому что люди, не видящие в таких ситуациях вариантов и не оценивающие их последствия, каждый год пополняют собой список лауреатов премии Дарвина. Посмертно. Как избавившие генофонд Человечества от своих бестолковых генов.

Однако самое интересное начинается, когда выбор устроен хотя бы чуть сложнее. Например, выбрать ли сегодня маленькие, но по три, или большие по пять, но вчера? Такой выбор называется многокритериальным. Делать его тоже просто, в этом деле здорово помогает расстановка приоритетов. Предположим, вы выбираете себе в магазине нечто, что бывает за очень разную цену и очень разного качества. Если вам неважно, сколько это будет стоить, то есть нет приоритета сэкономить, а есть наоборот приоритет пустить всему миру пыль в глаза - вы выберете что-то, что на эпсилон лучше и в разы дороже всего остального. Если наоборот денег нет и не предвидится, но покупка необходима, вы выберете нечто за минимальную цену, и может быть это нечто даже будет работать некоторое время. Если же вы избавлены от обеих вышеперечисленных проблем, вы выберете сбалансированное по цене и качеству решение, подходящее для ваших задач.

Еще интереснее, когда даже по совокупности критериев в момент выбора не удается оценить все последствия различных вариантов. То есть выбирать надо, а что из этого получится - пока неизвестно. Для таких ситуаций путь истины предлагает несколько следующих принципов.



Обратимость выбора. Этот принцип опровергает житейское правило про то, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. К слову сказать, в одну и ту же реку нельзя войти как раз один раз - тогда река не сможет быть одной и той же , поскольку в случае одного раза ее не с чем сравнивать. Что касается дважды и более, то причиной невозможности принято считать анизотропность времени, метафорой которого является река, и как следствие - необратимость протекающих во времени процессов. То есть если в какой-то момент сделавший выбор вдруг осознает, что выбор оказался неудачен, то нельзя вернуться в точку выбора и предпочесть другой вариант, потому что с тех пор необратимо изменился весь мир и точку выбора восстановить уже нельзя. При таком подходе к жизни человек похож на идущего по лабиринту и судорожно боящегося свернуть не в тот коридор, опасаясь провести остаток дней в тупике. Далеко он так уйдет? Принцип обратимости выбора делает жизнь гораздо менее похожей на работу сапера, и позволяет выбираться из трудных тупиков.

Во-первых, чтобы сделать выбор обратимым, надо принять саму идею обратимости выбора. Человечество медленно, но учится использовать преимущества такой обратимости. Например, при выборе супруга, профессии, места проживания и других важных параметров своей жизни - в прежние времена перед большинством людей такой выбор вообще не стоял, все было предрешено заранее; потом выбор стал делаться один раз на всю жизнь; и, наконец, в наше время многие люди могут сделать такой выбор в любой момент своей жизни.

Во-вторых, надо освоить откат вне времени. С момента совершения выбора мир может сильно измениться. Чтобы выбрать альтернативный вариант, необходимо вернуться в точку выбора, а для этого нужно полностью восстановить состояние мира в момент совершения выбора. Как правило, это действительно невозможно, так как многие из прошедших в мире изменений являются необратимыми. Но это и не нужно.

Путь истины предлагает принцип именования точек выбора для выполнения отката без восстановления состояния мира. Когда вы делаете выбор, вы даете ему название. Когда в мире вокруг вас происходят вызванные этим выбором изменения, вы связываете эти изменения с этим же названием. Если возникает необходимость вернуться и сделать другой выбор, то все, что надо для этого сделать, это запомнить, что все, связанное с названием предыдущего выбора, больше для вас неактуально. Не надо тратить время и силы на избавление от всего этого и восстановление исходного состояния. Просто если что-то из мира вдруг понадобится, и оно связано с уже неактуальным выбором - можно считать, что оно свободно от последствий этого выбора.

Наример, выбирая где жить, вы выбрали населенный пункт А. В соответствии с уровнем цен в этом населенном пункте вы определили для себя минимальную зарплату; в соответствии с уровнем зарплат выбрали профессию; в соответствии с профессией выбрали ВУЗ и т. д. Все это изменения в вашей жизни, связанные с именем А. Предположим теперь, что вы решили перебраться в Б., в котором цены на все гораздо ниже. Или просто решили поселиться в лесу и жить охотой, или провести себе в лес Интернет и работать удаленно. Это означает, что вы свободны от всего, связанного с именем А. Вы можете позволить себе меньшую зарплату и больше свободного времени; при желании вы можете поменять профессию на менее престижную и ниже оплачиваемую, но более увлекательную для вас - вы свободны.

Откат вне времени - это всегда освобождение от последствий неудачно сделанного выбора. Техника именования точек выбора позволяет сделать выбор более обратимым, поэтому не следует бояться ответвтвенности выбора - можно позволить себе выбирать спокойно и разумно. И пробовать, не боясь ошибиься. А если не получится - пробовать еще.

Может возникнуть вопрос - а как быть, если на то, чтобы убедиться в неправильности сделанного выбора, уходит слишком много времени? Да, бывает, что ошибки молодости осознаются только в старости, но даже это не препятствует обратимости выбора. Путь истины предлагает специальный принцип для таких ситуаций выбора. Название этого принципа лучше всего не переводить с английского: first fail principle. Суть же его в том, что если неизвестно, на каком пути нас ждет тупик, но можно оценить время и силы, которые придется затратить для того, чтобы убедиться, что это тупик, то лучше начать с того варианта, где этот тупик, если он окажется тупиком, будет обнаружен быстрее. Тогда если мы ошиблись, наша ошибка будет обнаружена раньше, и будет стоить нам меньше времени и сил, чем в любом другом случае.

Проиллюстрирую этот принцип на следующей модели. Предположим, что перед нами два лабиринта - большой и маленький. Известно, что в одном из них спрятано сокровище, но неизвестно в каком, и вероятность одинакова для обоих лабиринтов. С какого лабиринта начинать поиски? В соответствии с принципом first fail - с маленького. Если там сокровище, мы очень быстро его найдем, если же нет - мы потеряем на поиски пустом лабиринте не так много времени. А вот если бы мы начали с большого лабиринта, и при этом ошиблись - потраченное впустую время было бы гораздо больше, если, конечно, считать целью поиска сокровище, а не сам увлекательный процесс поиска.

Примеров из жизни можно привести великое множество. Например, если человек сомневается, вступать ли ему в брак, значит он (она) не знает, какой вариант точно ошибочен. Если он вступит в брак и пожалеет впоследствии об этом, то в ошибочности своего выбора он убедится все-таки достаточно быстро. Если же человек решит никогда не вступать в брак, то так и не узнает, правильный это выбор или нет. Жениться или выйти замуж - это как раз меньший лабиринт, и если есть сомнения, то возможно стоит хотя бы раз попробовать. Вот если человек точно решил для себя, что брак ему не нужен, тогда, конечно, пока лучше не надо. Важно лишь, чтобы любой из выбираемых и выбранных вариантов не воспринимался как необратимый.

Другие примеры приведите сами. Дочитав досюда, вы уже достаточно уверенно стоите на пути истины, и можете попробовать применить описанные принципы к вашей жизни. Или самостоятельно вывести остальные принципы выбора пути истины, их еще много. Например, локальная совместность, которая позволяет избегать многих тупиков, не заглядывая в них - из выбора исключаются альтернативы, противоречащие уже принятым решениям и другим существующим ограничениям. Или активная дилемма, которая до того, как выбор уже сделан, позволяет использовать общую для всех альтернатив информацию при принятии других решений. Я не хочу перегружать эту книгу слишком большим количеством принципов. Пусть ваши принципы выбора будут основаны на ваших собственных знаниях и опыте, главное, чтобы вы владели выбором, а не он вами. И делая выбор, и уже сделав его, вы - свободны.

Chapter 4. Измерение всего

- А в попугаях-то я гораздо длиннее!



Удав

Для того, чтобы правильно выбирать, правильно принимать решения, правильно оценивать последствия, надо уметь измерять и сравнивать результаты измерений. Однако мы знаем, что далеко не все можно измерить. Точнее, думаем, что знаем. Трудности возникают в том случае, если для измерения мы всегда пытаемся использовать одну и ту же жесткую, сильную шкалу. На самом деле существует несколько шкал измерений различной степени жесткости, и для любой ситуации может быть применена хотя бы одна из этих шкал. Важно лишь понимать возможности применяемой шкалы и не выходить за их пределы.

Сначала рассмотрим самую слабую шкалу измерений, которая называется номинальной. В этой шкале существует только два вида отношений между измеренными величинами - равно и не равно. По этой шкале может быть измерен любой признак, который у двух сравниваемых объектов может быть одинаковым или разным. Например, по этой шкале у человека могут быть измерены пол или национальность (как они записаны в паспорте и в переписи населения, не вдаваясь в биологические и этнографические изыски). Найдутся люди, убежденные в том, что между различными полами и национальностями можно ставить отношения больше или меньше, лучше или хуже и т. д., но эти люди не правы - хужесть или лучшесть людей определяется далеко не этими признаками. Не правы и люди, предлагающие ставить между разными полами знак равенства. Они не равны, они просто разные. Значения величин, измеренных по номинальной шкале, могут только совпадать или различаться, других отношений между ними быть не может.

Интересно, что для обозначения значений, измеренных по номинальной шкале, иногда используются числовые коды. Например телефонные номера очень похожи на числа, но это - номинальная шкала. Если у двух людей совпадают номера домашних телефонов, то эти люди живут вместе. Если не совпадают, то скорее всего отдельно. А вот если один номер больше другого, то это не дает никакой информации о сравниваемых людях. Точно так же незачем складывать их номера и делить пополам, чтобы вычислить средний номер.

Еще один аналогичный пример - с идентификаторами в базе данных. Предположим, чтобы не писать длинные слова в графе "национальность" мы ввели коды - 1 для русских, 2 для немцев, 3 для китайцев. Предположим в какой-то области проживает миллион русских, миллион китайцев и четыре немца. Так как коды национальностей похожи на числа, мы можем попытаться вычислить среднюю национальность в этой области - она получится равной 2, то есть средней национальностью в этой области являются немцы. Абсурдность этих примеров вызвана тем, что мы пытаемся работать с тем, что только похоже на числа, как с числами.

Рассмотрим теперь следующую по силе шкалу, которая называется шкалой порядка. Это тоже слабая шкала, к возможностям предыдущей шкалы в ней добавляются только отношения больше и меньше, однако в этой шкале еще нет равенства интервалов. По такой шкале измеряется уровень знаний в учебных заведениях. Например, при оценке по пятибалльной школьной системе получение тремя учениками оценок 3, 4 и 5 означает, что получивший 4 знает больше, чем получивший 3, а получивший 5 - больше, чем получивший 4. Но не означает, что на столько же больше.

Обратите внимание, что школьные оценки опять похожи на числа 3, 4 и 5. Однако для чисел верно, что 4-3 = 5-4, а, как уже было сказано, для школьных оценок это неверно. Поэтому оценки не являются числами - это только числовые коды, как в случае телефонных номеров и кодов национальностей. И вычисление среднего балла (сложить все оценки в школьном журнале и поделить на количество оценок) - операция не более оправданная, чем вычисление среднего телефонного номера или средней национальности. Однако на практике операции такого рода часто проделываются, бездумно и бессмысленно.

Строго говоря, сущестет еще промежуточная шкала между номинальной шкалой и шкалой порядка - шкала частичного порядка, в которой отношение больше или меньше применимо к некоторым, но не ко всем сравниваемым значениям. Например, должность в иерархии должностей организации. Один сотрудник может быть подчиненным другого, начальником другого, либо эти сотрудники могут просто работать в одной организации в разных должностях, не связанных отношением подчинения.

Перейдем к третьей шкале. Это уже достаточно сильная шкала равенства интервалов, то есть помимо статистических методов в ней уже частично работает арифметика, а значения величин могут быть измерены физическими приборами. Значения, измеренные по этой шкале, можно выражать числами, но на числовой шкале нет объективного нулевого значения, оно выбирается произвольно. Примерами таких шкал являются все кроме одной шкалы измерения температуры (вопрос на знание школьной программы - кроме какой?). Если рассматривать значения температуры, измеренные по Цельсию или Фаренгейту, то уже можно рассматривать среднюю температуру, однако нельзя говорить например, что сегодня в два раза холоднее чем вчера. Перейдите от одной шкалы к другой (с другим нулем) - и будет уже не в два раза (хотя по-прежнему холоднее)ы.

Наиболее распространенная из сильных шкал - относительная. В этой шкале с нулем все понятно. Например, ни у кого не возникает сомнений в том, что считать нулевой длиной или нулевой массой. По-разному может быть выбрана только единица - мерка, относительно которой измеряются все остальные величины. Например, если такой меркой выбран попугай, то длина удава равна 38 (в одноименном мультфильме). В целом выбор единицы в относительной шкале произволен и является результатом договоренности.

Самая сильная шкала - абсолютная. В ней фиксирован не только нуль, но и единица. По этой шкале измеряют количество некоторых объектов, количество раз, которое произошло некоторое событие и т. д. Например, число комнат в квартире. Этаж дома и номер подъезда. Количество детей у человека. Количество жен или мужей. В общем та величина, про которую измерить означает просто сосчитать количество раз чего-то, что либо есть, либо нет (хотя на вопрос "состоите ли вы в браке" возможен ответ "слегка").

Таким образом, измерить можно практически все. А вот делать с результатами измерений можно только то, что позволяет шкала, по которой доспустимо измерять то, что вы собираетесь мерить. Но даже самая слабая шкала позволяет структурировать хаос, а следовательно делает вас сильнее и ближе к истине.



Каталог: res ru
res ru -> Ижевск, 2014 тема: «Социологическое исследование уровня распространенности злоупотребления пав среди различных групп населения, а также факторов влияющих на его динамику, в рамках мероприятий по профилактике наркомании в г
res ru -> Проект Школа социального партнерства: взаимодействие образованияЭффективное социальное партнерство в
res ru -> Программа «Ижевск здоровый город»
res ru -> Образовательной программы
res ru -> «Проблема смысла жизни в представлениях подростков»
res ru -> Основы государственной культурной политики I


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница