Практикум по теме 1 (2 часа)



Скачать 35.55 Kb.
Дата05.02.2018
Размер35.55 Kb.
ТипПрактикум

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Практикум 1. Естествознание в мировой культуре. Структура, методы и исторические закономерности естественнонаучного познания

Предмет, задачи, структура и особенности курса «Концепции современного естествознания» как учебной дисциплины.

Что такое наука и естествознание? Характерные черты науки. Отличие науки от других отраслей культуры. Наука и религия. Наука и философия.

Становление науки и основные этапы ее развития. Что такое естествознание? Эволюция и место науки в системе культуры. Противоречия современной науки. Значение науки в эпоху НТР.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Естествознание в изменяющемся мире. Естествознание и окружающая среда. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания. Естествознание и образование.

Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Особенности языка науки. Математика как необходимый универсальный язык точного естествознания.

Структура естественнонаучного познания. Уровни естественнонаучного познания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования. Критерии и нормы научности. Границы научного метода. Наука, ненаука, лженаука и паранаука. Наука и ненаучные формы знания. Естествознание и нравственность.

Логика и закономерности развития науки. Общие модели развития науки: кумулятивизм и антикумулятивизм. Соотношение внутренних и внешних факторов развития науки: экстернализм и интернализм. Дифференциация и интеграция научного знания. Традиции и новации в развитии науки. Формы организации науки. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций. Формы и способы передачи научной информации. Наука и власть.



Наука и ценности. Идеалы научности. Наука и стиль мышления. Особенности стиля мышления в науке ХХ века. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая. Рост числа научных дисциплин и усложнение системы научного знания. Проблема классификации наук. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки. Роль науки и естественнонаучного знания в решении глобальных проблем современной цивилизации.

Вопросы к практикуму


  1. Зачем нужен курс «Концепции современного естествознания»?

  2. Какое место занимает естествознание в современной культуре и цивилизации?

  3. В чем противоречия естественнонаучного и гуманитарного типов мышления и культур?

  4. Какие отношения между властью и наукой, наукой и человеком?

  5. Нравственна ли наука?

Вопросы для обсуждения


  1. Что такое наука? Ее основные черты и отличия от других отраслей культуры.

  2. Что такое естествознание? Его отличия от других циклов наук.

  3. Сущность и основные особенности современной научно-технической революции.

  4. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

  5. В чем заключается процесс «антропологизации» современной культуры?

  6. Классификация естественных наук.

  7. Структура естественнонаучного знания.

  8. Общенаучные и конкретно-научные методы исследования.

  9. Специфика научных революций. Научные революции в ХХ веке.

Темы докладов и фиксированных выступлений:


  • Наука и философия: их предмет и особенности познания.

  • Генезис науки и основные исторические этапы её развития.

  • Естествознание в системе культуры.

  • Сциентизм и антисциентизм в жизни общества.

  • Влияние научного знания на образ современного человека.

  • Предмет и структура естественнонаучного познания.

  • Эмпирические и теоретические методы научного познания.

  • Наука и ненаучные формы знания.

  • Общие модели развития науки.

  • Идеалы научности: классическая и неклассическая науки.

Л И Т Е Р А Т У Р А:


  1. Вебер М. Наука как призвание и профессия//Вебер М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990.

  2. Быков В.В. Методы науки. М.: Наука, 1974.

  3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

  4. Зотов А.Ф. Структура научного знания. М., 1973.

  5. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

  6. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле//Вопр. философиии, 1990, №6.

  7. Планк М. Религия и естествознание//Вопр. философии. 1990, №8.

  8. Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации//Вопр. философии, 1989, №10.







Каталог: umk -> 1 7
umk -> Программы нпо
1 7 -> Титульный лист программы дисциплины (syllabus)
umk -> Рабочая программа по дисциплине «Общая психология 1» для студентов специальности
umk -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» для студентов очной формы обучения
umk -> Методические рекомендации для преподавателя Методические указания студентам по изучению дисциплины
umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 02 «Основы религиоведения» Для специальностей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница