Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. Казань, 2014. 52с



страница1/29
Дата30.12.2017
Размер0.6 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

УДК 39 (470.45)

ББК Т 35(2)
Печатается по Решению Редакционно-издательского совета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

учебно-методической комиссии Института международных отношений, истории и востоковедения

Протокол № 07 от «25» марта 2014 г.

заседания кафедры археологии и этнологии

Протокол № 04 от «11» февраля 2014 г.
Составители

д.и.н., профессор Т. А. Титова, к.и.н. В. Е. Козлов


Научный редактор:

канд. ист. наук, доцент Е. В. Фролова, М. В. Вятчина


Рецензент

д.и.н., профессор Г. Р. Столярова

Практикум по этнологии: учебно-практическое пособие. Часть 2 / Составители Т. А. Титова, В. Е. Козлов; науч. ред. Е. В. Фролова, М. В. Вятчина. – Казань, 2014. – 52с.

© Казанский федеральный университет, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Этнология» входит в учебные планы студентов (бакалавров и магистров), обучающихся направлению подготовки «Антропология и этнология». Курс является базовым как для бакалавриата, так и для магистратуры.

Актуальность курса обусловлена, в первую очередь, содержанием самой научной дисциплины, которая изучает различные стороны общественного и личностного бытия. Этнология, раскрывая культурное богатство народов, позволяет по-иному оценить и свою собственную культуру. Этнология как совокупность знаний о различных культурах и народах позволяет систематизировать и представить этническую куртину мира в целом и систематическом виде, выявить характер и динамику этнических процессов в современном обществе. Эти знания имеют и практическое значение, ибо абсолютное большинство современных государств являются полиэтничными по составу населения. Таким образом, проблема межэтнического взаимодействия в рамках одного государства для них не просто актуальна, а выступает основным условием существования. Последние десятилетия демонстрируют и возрастающий интерес к специалистам этнологам (социальным и культурным антропологам) со стороны различных государственных и коммерческих структур. В качестве возможных сфер приложения своих знаний можно указать такие сферы деятельности, как музейный работник, преподаватель, научный сотрудник, специалист госаппарата, социальный работник, служащий посольства, сотрудник благотворительных организаций, журналист, сотрудник политической организации, сотрудник туристической фирмы. Не случаен, в связи с этим и тот факт, что количество выпускников по специальности «социальная антропология» в зарубежных вузах за последние десятилетия возросло в десятки раз, и потребность в такого рода специалистах со стороны различных государственных и коммерческих организаций год от года возрастает.

Важной стороной развития этнологии остается ее междисциплинарный характер. За годы существования дисциплины у нее сложились устойчивые связи с большинством научных отраслей гуманитарного и обществоведческого цикла, а также рядом научных отраслей естественно-научного цикла. Во многих случаях тесное междисциплинарное взаимодействие привело к формированию самостоятельных отраслей знания, например, этнопсихологии, этнополитологии, этносоциологии , этноэкологии и др.

В результате усвоенного на семинарских занятиях материала студент должен знать:


  • основные исторические этапы развития человечества, место, время и причины возникновения этничности;

  • разновидности этнических общностей и этнических процессов;

  • особенности функционирования этносов;

  • основные концепции, объясняющие природу этничности.

Студент должен уметь:

  • ориентироваться в особенностях этнологии как науки и ее месте в системе научного гуманитарного и естественного знания;

  • применять полученные знания в области научных исследований и профессиональной деятельности;

  • излагать устно и письменно свои выводы в исследовании проблем межкультурных и межличностных коммуникаций;

  • пользоваться научной и справочной литературой, интернет-ресурсами.

Студент должен владеть:



  • терминологическим аппаратом данной дисциплины;

  • методами сбора и анализа этнологических материалов;

  • навыками выступления перед аудиторией.

Значительную помощь в освоении курса оказывает рекомендуемая литература. Она включает в себя основные учебные издания (учебники и учебные пособия), а также специальные монографические исследования и статьи ведущих российских и зарубежных специалистов, посвященные изучаемым проблемам.

Семинарские занятия завершаются коллоквиумом, на котором студенту предстоит дать развернутую характеристику источников по избранной им теме курсовой работы, рассказать о специфике методики их анализа, а также обобщить опыт своих предшественников в области источниковедческого изучения избранной темы.



Общие методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям

Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и выработать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.

Семинарские занятия могут проходить в различных формах: собеседование, организация круглого стола, использование докладной системы и творческих дискуссий.

Как правило, семинары проводятся в виде:

  • развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

  • устных докладов с последующим их обсуждением;

  • обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара. Написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обучающийся может обращаться к конспекту во время выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

  1. Вступительное слово преподавателя – 3–5 мин.

  2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15–20 мин.

  3. Заключительное слово преподавателя – 5–10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

  1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

  2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению
    (5–10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами. Выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии, для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное – следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.

Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.

Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).

Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов возникают наибольшие трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, умение четко формулировать мысли и структурированно их излагать. Конспект произведения – это его развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.

Для конспектирования существуют следующие правила:

  1. Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.

  2. Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений (например, широкие поля конспекта).

  3. Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.

  4. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.

  5. Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).

  6. В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же проблеме.

Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий: высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из исследовательских полей, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти. Проверка усвоения изученного материала также осуществляется в ходе семинаров. С этой целью преподаватели периодически проводят 10-15 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются. Результаты контрольных работ учитываются в журнале успеваемости. По итогам изучения крупных разделов программы обязательно проводится рубежный контроль в форме письменных контрольных работ по всем темам раздела с обязательной их оценкой, оценка рубежного контроля обязательно учитывается при устном экзамене по итогам курса.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница