Практическое обществознание



страница1/7
Дата11.08.2018
Размер0.68 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«ОРЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ»



Практическое обществознание

Рабочая программа

элективного учебного предмета
10 кл. (34 ч.), 11 кл. (34 ч.)

Автор-составитель:

Л.Н. Жиронкина, к.ист.н., заведующая

отделом обществознания

БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»

2014/2015уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа

Обществознания в школе – интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и взаимоотношения с ним в различных сферах. Это единственный учебный предмет, целостно рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека и общества. Изучение обществознания способствует формированию критического мышления и важных компетенций. Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание» (далее - Программа) предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов и создает школьникам условия для расширения знаний, умений и навыков, в том числе - необходимых при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.

Программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В содержании конкретизировано содержание предметных тем образовательного стандарта, в учебно-тематическом плане дано примерное распределение учебных часов по темам курса, определен минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:



Информационно-методическая функция позволяет учителю получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, методические рекомендации и список литературы.



Общая характеристика элективного учебного предмета

Элективный учебный предмет «Практическое обществознание является предметно – ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса «Обществознание». В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ у старшеклассников возникают определенные сложности в освоении данной учебной дисциплины, достижения программного уровня подготовки. Такого рода трудности испытывают прежде всего старшеклассники, изучающие обществознание на базовом уровне – они не имеют достаточно учебного времени, чтобы освоить весь комплекс необходимых предметных знаний и умений. Предмет направлен на развитие образовательных компетенций, которые относятся к личности ученика и формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.



Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Задачи элективного предмета: в ходе изучения элективного предмета учащиеся смогут

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

- анализировать и классифицировать социальную информацию;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- характеризовать с научных позиций социальные объекты;

- применять знания в процессе решения познавательных задач;

- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;

- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и синтеза;

- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём.

Содержание учебного предмета представляет собой поэтапное планирование формирования личностных, предметных и метапредметных умений и навыков на основе комплекса знаний, отражающих основные объекты изучения курса «Обществознание»: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.

Личностными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

– владение навыками конспектирования, реферирования;

– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.



Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе;

– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.
В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Содержание элективного предмета в 10 классе включает в себя введение, четыре раздела («Человек» (7ч.), «Общество как сложная динамическая система» (7ч.); «Познание» (5 ч.); «Социальные отношения» (10ч.) и итоговое обобщение (2ч.).

Содержание элективного предмета в 11 классе включает в себя введение, три раздела («Экономика» (9ч.), «Политика» (10 ч.), «Право» (13ч.)) и итоговое обобщение (2ч.).

В процессе обучения педагогу необходимо определиться с учебником или учебным пособием, которое поможет учащимся в освоении программы. В рекомендованном списке - учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова для 10 и 11 классов (профильный уровень), а также новые учебники под редакцией А.И. Кравченко, Е.Н. Салыгиной, Ю.Г. Салыгина «Обществознание» и др. (см. список литературы ниже). Для 11 класса рекомендуется использовать учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.



Место предмета в базисном учебном плане

Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание» рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. В случае необходимости программа может быть сокращена и использоваться только для учащихся 11 класса.



Основные формы и методы работы.

Методика преподавания предмета ориентирована на практикоориентированные виды учебной деятельности, высокий уровень самостоятельной работы старшеклассников.



Основные типы уроков – практические занятия, тренинги, самостоятельная работа. Практические занятия предполагают четкую ориентацию на использование КИМов ФИПИ (электронных и печатных изданий), различных типов заданий КИМов ЕГЭ с целью отработки предметных навыков и умений. Уроки-практикумы, тренинги, самостоятельная работа планируются на основе работы с текстами, документами, выполнения заданий по решению проблемных задач, составлению сложного плана, завершение таблиц, схем, написание и анализ эссе и др.

Наиболее сложные, важные темы (например, первые установочные занятия) могут быть изучены в ходе проведения школьных лекций: лекций-диалогов, лекций с элементами практических упражнений, дискуссий, с использованием активных, интерактивных методов (работа в малых группах, анализ документов, текстов, кейсов, написание эссе и др.)

Важным условием эффективности учебного процесса является использование мультимедийных средств обучения, использованию в учебной практике интернет-ресурсов.

Особое внимание должно быть уделено организации самостоятельной работы старшеклассников.



Самостоятельные, тренировочные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с различными неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике;

- конспектирование, подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем.



Диагностика и контроль.

Формы диагностики и контроля должны обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебной программы и предусматривают использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга - письменные и устные работы, тесты, практические и творческие работы, проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.

Одной из обязательных форм контроля освоения курса является выполнение учащимся письменных работ на основе демонстрационных материалов КИМ текущего учебного года.

Учитывая необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, учащимся можно предложить формирование электронного Портфолио ученика.

Портфолио позволит поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Не менее важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом.

Старшеклассникам можно предложить выбрать тему (проблему) и выполнить индивидуальный проект.



Результаты обучения

Программа элективного предмета «Практическое обществознание» создает школьникам условия для расширения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых при сдаче ЕГЭ по обществознанию и определены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс.

Введение. Специфика курса обществознания - 3 ч.

Нормативное обеспечение ЕГЭ по обществознанию: демоверсия, кодификатор, спецификация. Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию. Печатные и электронные образовательные ресурсы для самоподготовки.

Типология заданий с кратким ответом (часть А). Типология заданий части В. Задания на завершение схем, таблиц. Задания на установление соответствия позиций двух рядов. Задания на выбор позиций из приведенного перечня. Работа с понятиями. Словарь по обществознанию. – 1ч.

Анализ текста по обществознанию. Характеристика текста по обществознанию. Характеристика заданий С1-С4. Анализ критериев оценивания. Алгоритм работы с текстом. Развитие навыков конспектирования и реферирования.

Составление сложного плана развернутого ответа по заданной теме. Анализ критериев оценивания. Алгоритм составления сложного плана. – 1ч.



Эссе по обществознанию. Эссе по обществознанию как творческая работа ученика. Структура эссе и роль критериев оценивания из демоверсии КИМов. Выбор темы. Роль адекватного понимания проблемы (темы) и смысла высказывания. Соответствие содержания эссе заявленной теме. Алгоритм написания эссе. Формулирование аргументов. Формулирование выводов. – 1ч.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница