Прагматика текста



Скачать 29.42 Kb.
Дата23.07.2018
Размер29.42 Kb.
ТипЗадача

Андрей Десницкий

Прагматика текста

проект курса для школьников (группы 11-13 или 14-17 лет)

Задача курса – показать, как устроены тексты, научить их грамотно читать, понимать, анализировать и… писать. Мы живем в мире, полном текстов, но всё больше в этом мире людей, которые тексты не читают и не воспринимают. Понять основную мысль текста, позицию и аргументацию автора, пересказать текст и создать свой собственный – это умеют далеко не все люди, которые считаются грамотными и вполне успешными. Многие обходятся краткими сообщениями (смс, твиты), рекламными лозунгами и проч. Но человек, который умеет читать, понимать и писать тексты, всегда будет управлять теми, кто не умеет.

Курс состоит из десяти занятий (он может быть сокращен или расширен) на русском языке и предназначен для школьников. Программа существует в одном варианте, но курс проводится в двух вариантах, для средних (11-13 лет) и старших школьников (14-17 лет). Разница – в сложности лекций и заданий и в выборе текстов для анализа. Кроме того, для младшей группы курс будет сокращен (без 7-го и 10-го занятий).

Занятия построены по проблемному принципу, в названии каждого используется «наивный вопрос», в поисках ответа на который нам предстоит познакомиться с важнейшими понятиями из области гуманитарного знания. Для практического анализа выбираются в основном небольшие тексты русской классической литературы: народные сказки, рассказы А.П. Чехова, стихотворения А.С. Пушкина и Б.Л. Пастернака, миниатюры Д.И. Хармса и другие произведения. В конце курса можно разобрать текст по выбору учащихся.

Курс занятий предполагает домашние задания разной степени сложности для разных групп и самостоятельную подготовку – сначала анализ, а затем и написание небольших самостоятельных текстов.

  1. Что мы называем текстом?


Роль текстов в жизни человека. Связность, последовательность, логичность как основные свойства текста. Отличие текста от набора грамматически правильных предложений. Членение текста на части. Основные разновидности текстов. Норма и аномалия. Принципы текстового мышления.

Фабула и сюжет. Структура повествовательного текста. Обобщение.


  1. Где в тексте герой и где автор?


Герой (в том числе лирический) и средства его описания. Авторская позиция и средства ее выражения. Смена точек зрения и ее роль в композиции текста. Многоголосие в тексте.
  1. Как создать из события повествование?


Фабула и сюжет. Структура повествовательного текста. Обобщение и умолчание. Сопереживание и погружение. Стратегия «открытого финала».
  1. Чем поэзия отличается от прозы?


Отличия художественных текстов от нехудожественных (технических, юридических, научных и проч.). Общие для поэзии и прозы художественные приемы. Переносный смысл и метафоры. Основные принципы организации поэтического текста и формы стихосложения.
  1. Почему тексты бывают смешными?


Смешное и его характеристики. Роль юмора в создании текстов и его культурная обусловленность. Ирония, сарказм, сатира и их роль в риторике.
  1. Как быть убедительным?


Принципы честного спора. Аргументация и контраргументация. Понятие риторики.
  1. Как одни тексты влияют на другие?


Цитаты и аллюзии. Интертекстуальность и художественная традиция. Культурные и национальные особенности текстов на разных языках. Межкультурная коммуникация.
  1. Как грамотно читать текст?


Практический многоуровневый анализ классического текста. По итогам занятия будет дано задание написать свой собственный текст с заранее выбранными свойствами.
  1. Как написать хороший текст? (1)


Разбор текстов, написанных учащимися, исправление недостатков.
  1. Как написать хороший текст? (2)


Разбор текстов, написанных учащимися. Подведение итогов курса и дальнейшие перспективы.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница