Познавая мир и самого себя



Скачать 62.61 Kb.
страница1/2
Дата17.08.2018
Размер62.61 Kb.
ТипУрок
  1   2

Тема: Познавая мир и самого себя.

Тема урока: Как человек познаёт мир.

Предмет: обществознание

Класс: 6 а, гуманитарный

Учитель: Пономарева Ольга Николаевна, учитель обществознания МОУ «СОШ №15» г.Энгельса Саратовской области

Учебник: Барабанов В.В. Обществознание. Мир человека/ под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского.: 6 класс.- М.: Вентана – Граф.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования.

Цели урока:

1. Образовательная.

* показать обучающимся как происходит процесс познания мира; что является основным инструментом познания; какую роль играют ощущение и восприятие.

2. Развивающая.

* умение оценивать себя при помощи новых знаний; делать выводы.

3. Воспитательная.

* воспитывать у учащихся стремление к познанию нового, стремление к совершенствованию, познанию мира и самого себя
Методическое обеспечение урока: презентация, тесты.

Техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска
Ход урока.

1 Учебная мотивация. Учитель читает стихотворение.
У бабули – внук и внучка

ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.

Целый день свои вопросы

Задаёт народ курносый:

«ПОЧЕМУ зелёный лист?

ПОЧЕМУ поёт артист?

ПОЧЕМУ усы у кошки ?

ПОЧЕМУ у стула ножки?

ПОЧЕМУ огонь горит?

ПОЧЕМУ орёл парит?

ПОЧЕМУ растёт трава?

ПОЧЕМУ шумит листва?»


Вопрос учителя: Ребята, что означают эти вопросы?

Предполагаемые ответы: Человек стремится познать мир.

Человеку всегда всё интересно.



Учитель: Послушайте ещё одно стихотворение.
«Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю, смерть, что рыщет всё губя

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя»

( Франсуа Вийон)

Учитель ставит цель урока: Сегодня мы должны узнать с помощью чего человек осуществляет познание мира. Человек всё дальше проникает в тайны Вселенной, но несмотря на успехи во многих областях, больше всего загадок учёным задают люди. Мы познаём мир. Но как?

Что происходит в наших головах?


Учитель: В разные исторические периоды представления человека о себе были разными. Сейчас ученица представит вам эти размышления (было дано опережающее задание по изучению взглядов философов на человека)
1 слайд.( представления древних философов о человеке)

Античность (человек как образ космоса – микрокосмос; Платон рассматривал человека как структуру состоящую из души и тела);

Средневековье ( Бог рассматривался как центр мироздания, человек создан по образу и подобию Бога, но тело бренно, а душа – бессмертна, так как она есть дуновение самого Бога);

Новое время. Человек – механизм, сложная машина, продукт эволюции.

Современное представление: человек по своей природе – биосоциальное существо, так как часть природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Но ещё Декарт отметил главное качество человека – его разумность, способность мыслить, отражать действительность. Где же происходят эти процессы? На этот вопрос мы ответим немного позже, а сейчас послушаем сказание о Психеи.
Сказание о Психеи (опережающее задание) – рассказ обучающегося.

В поэтических произведениях приводится сказание о девушке по имени Психея (Душа), младшей из дочерей царя. Психея была наделена такой необыкновенной красотой, что вызвало ревность самой богини Венеры. Богиня направила к ней бога Амура, чтобы тот внушил Психее любовь к какому – нибудь некрасивому смертному, однако Амур влюбился в неё сам. Она тоже была очарована красотой юного бога.

Поэты и художники представляли бессмертную Психею- Душу в образе девушки с крыльями бабочки, лёгкой и воздушной, почти невидимой глазу простого смертного.

Учитель: почему Психею – Душу представляли в виде почти невидимой взгляду простого смертного бабочки?

Предполагаемые ответы: душу никто не видел…. Но что- то же происходит с нами, когда мы любим, переживаем, мечтаем…

Учитель: «душа» на греческом языке звучит как «психе». От этого слова ведёт своё название наука «психология», которая изучает психику человека, являющуюся аналогом души, как её понимали древние.



Работа с понятием психика.

Психика – это свойство мозга активно отражать действительность ( или, иначе, познавать мир).

Такое отражение связано с процессами психики: ощущением, восприятием, мышлением, памятью, чувствами, речью, вниманием и многими другими процессами.
2 слайд Что такое мозг и как он работает? (изображение человеческого мозга). Небольшие задания в ходе работы со слайдом. Какие тайны, связанные с мозгом, вам хотелось бы узнать?

Учитель: Вопросов возникает очень много.

Вот писатель Н.С. Лесков в своём рассказе «Левша» ставит вопрос и отвечает на него:

- Он не лютеранец и не протестант, а русской веры. – А зачем же он левой рукой креститься? – Он левша и всё левой рукой делает.


Учёные выяснили, что человек имеет «два ума»: правое полушарие и левое Правое полушарие отвечает за творческие способности, а также даёт возможность ориентироваться в пространстве, а левое позволяет устанавливать причинно – следственные связи, понимать речь и текст.

Вам интересно узнать, а какое полушарие мозга лучше развито у вас?
Тест на определению типа личности по ведущему полушарию.

Тест на определение доминирующего положения полушария головного мозга. ( Приложение)

А теперь откроем тайны и узнаем о себе то, чего не знали раньше.
Таблица « Левополушарные и правополушарные ученики». (Приложение)

Учёные говорят, что для гармоничного развития человека необходимо, чтобы были развиты оба полушария.



Развитие и тренировка обоих полушарий (интерактивная игра)

1. «Ухо – нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.

2. «Колечко». Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук так, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.


Каталог: upload -> iblock -> 85d
iblock -> Программа по обществознанию
iblock -> А. Г. Свинаренко
iblock -> «Социальные проблемы молодежи во взаимодействии с государством»
iblock -> Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры
iblock -> Право. Личность. Интернет Предисловие
iblock -> Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля
iblock -> Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве
iblock -> Тема №10 Проблема сознания в философии и науке
85d -> Права интеллектуальной собственности в современном мире, в том числе новые объекты


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница