Познание. Научное и вненаучное знание. Будущее человечества



Pdf просмотр
страница1/61
Дата04.06.2018
Размер0.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


149 149
3-я часть.

ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ.
БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Тема 9. ПОЗНАНИЕ

Основные программные вопросы
1. Познание. Вопрос о познаваемости мира. Диалектика субъекта и объекта познания.
2. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие.
3. Познание и творчество. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности (в логическом дискурсивном мышлении, в процессах воображения, интуиции. Вера и знание.
5. Понимание и объяснение.
6. Проблема истины и её критериев. Объективность и конкретность истины. Абсолютное и относительное в познании истины
7. Классическое и неклассическое понимание истины. Истина и ценность (оценка, польза. Истина и правда.
8. Действительность, мышление, логика и язык основные представления.

1. Познание. Вопрос о познаваемости мира.
Диалектика субъекта и объекта познания.
В предыдущей теме мы отмечали, что, понятие «со-знание» выделяет наличное, приобретённое знание. Имея общий с этим понятием корень, категория «по-знание» обращает внимание на динамику знания, те. на процессы получения знаний. Познавательное отношение субъекта к изучаемым объектам проявляется, прежде всего, в нацеленности на адекватное воспроизведение действительности. Адекватность означает соответствие идеальных образов, знаков, выражающих сущностные характеристики изучаемого предмета, самому этому предмету, или шире – объекту познания. Уже давно людей стало интересовать, каковы возможности верного (адекватного) познания действительности В состоянии ли человек иметь верные, истинные знания Мы знаем (тема 1), что вопрос о познаваемости мира решался по-разному. Все материалисты и некоторые объективные идеалисты положительно решают вопрос о познаваемости мира. Их иногда называют оптимистами, а к пессимистам относят агностиков, солипсистов. К агностицизму ведёт логика рассуждений субъективных идеалистов. Достижения науки и практики, в частности, по производству искусственных материалов, убедительно доказывают, что мир в принципе познаваем, хотя на каждом этапе есть нечто непознанное.
Знания как сведения, информация о предмете приобретаются во взаимодействии субъекта и объекта познания. Субъектом познания, как и сознания, может быть отдель-
ный человек, группа, сообщество людей или общество в целом. Объект познания часто не совпадает с объектом - предметом (процессом, свойством) объективного мира. Объективные предметы существуют независимо от познания человека. Предметы (свойства, отношения) становятся объектами познания, когда они оказываются в фокусе внимания субъекта. Если некоторые объекты (планеты, галактики, микромир, виды растений, животных) не включаются в сферу интереса и деятельности человека, то они не являются и объектами


Каталог: wp-content -> uploads -> users -> o.zimina -> dist.obuchenie -> studentam
users -> Настоящая программа предназначена для выпускников факультета русской филологии и национальной культуры ргу имени С. А
users -> «Неогуманистические ценности как феномен современного гражданского общества сша»
studentam -> Человек, общество, культура. Ценности и смысл человеческого бытия
users -> Педагогический и научный стаж: с 2006 г. Аспирантура: тема диссертации «Культурологический анализ национальных моделей массовой культуры США и России»
users -> Учебное пособие / Доп. Умо по спец пед образов в кач-ве учеб пособия для студ вузов. Рязань: ргпу, 2003


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница