Пояснительная записка Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности



Скачать 477.49 Kb.
страница1/14
Дата16.01.2018
Размер477.49 Kb.
ТипПрограмма-минимум
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

19.00.05 – социальная психология

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138


Пояснительная записка

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 19.00.05 «Социальная психология охватывает все основные области и разделы, сложившиеся в социально-психологическом знании на современном этапе, как в отечественной, так и в зарубежной традициях, во всем многообразии существующих подходов и направлений.

Основной целью программы-минимума является ориентация в специфике области знания, ее предмете, основных направлениях и областях исследований, методологических основаниях, методах исследования, основных социально-психологических парадигмах, феноменологии, проблемных областях и теоретических подходах, направлениях прикладных исследований.

Общая логика программы-минимума построена на стремлении сформировать и оценить максимально широкие и глубокие представления о специфике социальной психологии, как области психологического знания посредством ориентации в исторических особенностях ее становления и развития, включения в плоскость анализа различных, в том числе и альтернативных позиций, без попыток создания «единственно верных» выводов. Общей задачей является формирование многомерного, альтернативного мышления в области анализа социально-психологической феноменологии.

Второй задачей является формирование и оценка знаний об эволюции социально-психологических представлений в культурно-историческом контексте. Наряду с формированием представлений об эволюции понятийного аппарата и теоретических построений как на метатеоретическом, так и  теоретическом уровне, предполагается знакомство с ведущими представителями различных школ и направлений.

Третьей задачей является формирование представлений о социальной психологии, как предметной области, не имеющей национальных и парадигмальных границ, т.е. включающей концептуальный аппарат, сформировавшийся в мировой социальной психологии. Решение этой задачи осуществляется за счет ознакомления с самыми современными представлениями, накопленными в зарубежной и отечественной психологической традициях, ведущими исследователями и их публикациями.

Умения и навыки, которые должны продемонстрировать лица, сдающие кандидатский экзамен по социальной психологии:


  • ориентироваться в направлениях, проблемных областях, понятийном аппарате и персоналиях;

  • пользоваться инструментарием социально-психологического исследования;

  • анализировать специфику различных подходов и логик к исследованию проблемных областей;

  • выстраивать объяснительные модели анализируемой феноменологии;

  • формулировать тенденции развития исследований.

Предполагается, что сдающие будут владеть представлениями о специфике конструирования психологической теории, критериях и процедурах ее проверки, понимать и использовать соответствующий категориальный аппарат и инструментарий.

Содержание Программы-минимума раскрывается с рассмотрения вопросов места и роли социальной психологии в системе научного знания. Определение в предмете социальной психологии предполагает ориентацию в основных направлениях, традициях и школах, исторических особенностях их формирования, эволюции представлений.

Анализ собственно социально-психологической проблематики предваряется определением в методологических основаниях и методах социально-психологического исследования.

В качестве системообразующей категории выступает категория «личность», рассмотрение которой сопряжено с анализом таких подкатегорий, как «самость» (Я-концепция), «социальная идентичность», «социализация» и др. Выдвижение этой категории в ряд перворазрядных приводит к обретению социально-психологической феноменологией субъектности, т.к. и субъектом и объектом межличностных взаимоотношений выступает именно личность.

Так как личность переживает и творит свое социальное бытие, познавая его, следующей по значимости категорией, выступает социальное познание, в рамках которой рассматривается спектр вопросов, связанных с выяснением того, как человек воспринимает, объясняет и интерпретирует происходящее. Именно социально-познавательная, атрибутивная и интерпретативная составляющие определяют характер и особенности межличностного взаимодействия, ассоциируемого с категорией «общение». Причем межличностное взаимодействие сегодня рассматривается не в контексте взаимоотражения, а взаимопонимания, достигаемого в процессе формирования единого поля значений.

Межличностное взаимодействие в рамках непосредственного взаимодействия ассоциируется с категорией «малая группа», а в условия опосредованного взаимодействия – с большими группами и массовидными социально-психологическими процессами и явлениями. Каждая из перечисленных категорий выступает в качестве системообразующих для соответствующих разделов социально-психологического знания в целом и Программы-минимума в частности. Завершающим разделом являются «Прикладные области социальной психологии»  в рамках которого отражены основные области и отрасли прикладных социально-психологических исследований.

Структура разделов Программы-минимума:


  1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания.

  2. Методологические проблемы социально-психологического исследования.

  3. Личность как субъект и объект социально-психологической феноменологии.

  4. Социальное поведение личности.

  5. Социальное познание

  6. Межличностное взаимодействие и межличностные взаимоотношения.

  7. Малая группа как социально-психологический феномен.

  8. Большая группа как объект социально-психологического анализа.

  9. Прикладные области социально-психологических исследований.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014 -> aspir i doctor -> obychayuschimsja v aspir doktorant
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
obychayuschimsja v aspir doktorant -> Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. №138
obychayuschimsja v aspir doktorant -> Приоритетные направления диссертационных исследований по специальностям педагогической науки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница