Пояснительная записка Программа кружка «Юные исследователи» создана на базе программы «Окружающий мир»



Скачать 218.35 Kb.
страница1/5
Дата11.03.2018
Размер218.35 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5



Пояснительная записка

Программа кружка « Юные исследователи» создана на базе программы «Окружающий мир» Плешакова П. С. с существенными дополнениям, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития , воспитания и социализации личности школьника, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования и позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимый багаж знаний, ответить на вопросы ребят и удовлетворить познавательный интерес учащихся, потребность в свободном общении, формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.  


Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • формировать научную картину мира, усилить знакомство учащихся с природой, вовлечь их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

  • Знакомить с природой родного края.

  • Развивать познавательный интереса и общую осведомлённость обучающихся.

  • Формировать основы здорового образа жизни

Общая характеристика курса
Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

- гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей

- формирование у обучающихся диалектической картины мира, адекватной современному уровню знаний;

Содержание программы «Юные исследователи» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.


Отбор содержания учебного курса дополняет и расширяет учебный курс предмета «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея экологической целостности мира;

  • идея уважения к миру.

Многообразие - как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Программа курса «Юные исследователи» направлена на формирование у младших школьников диалектического мировозрения и гуманистических идеалов.

Программа строится на основе принципов:


  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа курса «Юные исследователи» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для 1-4 классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования, с учётом ФОС нового поколения

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на занятиях. Учебные конференции рассматриваются

как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.



Место курса в учебном плане

Программа «Юные исследователи» рассчитана на 68 учебных часов (2 раза в неделю)



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Каталог: METODO
METODO -> Статья «методологическая культура учителя: систематизация понятия»
METODO -> Книга 1 введение цель учебного издания по курсу «Методология диссертационного исследования»
METODO -> Вопросы к экзамену Предмет: Методология научного исследования
METODO -> Microsoft Word Методология и методика научн исследований в экономике doc
METODO -> Тема Предмет, объект и методы научных исследований в психологии социального взаимодействия
METODO -> Ян Гартман (Jan Hartman)
METODO -> Айвазян А. А., кандидат политических наук, доцент Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина Методология гражданственности и гражданское самосознание


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница