Пояснительная записка либерализация российского общества, осуществляемая в последние десятилетия, с особой остротой высветила фатальный недостаток политической культуры, как на уровне элит, так и рядовых граждан



Скачать 482.13 Kb.
страница1/11
Дата14.05.2018
Размер482.13 Kb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Либерализация российского общества, осуществляемая в последние десятилетия, с особой остротой высветила фатальный недостаток политической культуры, как на уровне элит, так и рядовых граждан. Эйфория некритического отношения к «рынку» и «правам человека» сменилась унынием и едва теплящейся надеждой, что новая власть найдет, наконец, равновесие своего общественного и государственного, а не узкокорпоративного служения. Сделать это возможно лишь в открытом диалоге со всеми политическими силами современности, между правыми и левыми, «демократами» и «государственниками», либералами и коммунистами. Но все они нуждаются в конкретных политических знаниях и навыках «демократической работы», умении вести диалог, вырабатывать не только особую узкопартийную, но и общегосударственную платформу, основанную на понимании, что национальный интерес выше «политических дрязг». Есть только одно, проверенное историческим опытом поколений средство продвинуться на этом пути роста политической культуры – политическая философия и политическая наука. Чисто религиозное (квазирелигиозное) отношение к политике уже давно исчерпало себя.



Задача политологического образовательного стандарта состоит в том, чтобы избегать невольного подыгрывания этой опасной тенденции, а по возможности и противостоять ей. Это задача поддержания живого диалога эпох не в полярностях черного прошлого и светлого будущего, а в потенциалах преемственности в развитии, органического перехода старого в новое. В этом состоит смысл и значение политологической универсалии современного мышления – диалога эпох внутри индивида. Так понимал это великий психолог ХХ века К. Г. Юнг, отмечавший рост демократической самости современного человека за счет замены отношений господства и подчинения между главными составляющими человеческой психики, – между рациональным эго-сознанием и иррациональным коллективным бессознательным, на их равноправный, преодолевающий все страхи, ужасы и подозрения, диалог.

В русской политической истории патриархальность обнаруживала себя с двух сторон: снизу – от общинного сознания первичного коллектива с ограниченными элементами гражданского («бюргерского») общества, и сверху – от потребностей сохранения большого государства на многонациональной основе, когда разделение на отдельные мини-государства объективно и нежелательно, и невозможно. И то и другое на протяжении веков освящалось византийско-православной ментальностью, постепенно освобождавшейся от жестких церковных форм и наряду с другими формами составившей плоть и кровь общероссийской культурно-исторической традиции. Русский ислам так же проделал известную культурную эволюцию встроенности в большое Российское государство. Таких государств, образующих особый цивилизационный тип, не так много, но они есть и всегда будут на международной политической арене. Так называемое «цивилизованное человечество» в ХХ веке обрело качественно новую ступень в развитии благодаря действию социал-демократической модели социализма изнутри и действию сугубо силовой коммунистической модели социализма извне. Мессианская роль России оказалась жертвенной, но по-своему неизбежной и великой. Искусственность противопоставления дискурсов «правового государства» и «социального государства» была доказана практически. Ей на смену явилась новая логика – единства и взаимодополнительности. А. Д. Сахаров называл ее конвергенцией – реальным выходом для России.

Антимонии современного политологического мышления развиваются уже не в полярностях идеальных моделей капитализма и социализма, как на рубеже XIX–XX веков, а в интенциях практического взаимопроникновения социализированного капитализма и капитализированного социализма, явив миру новый тип социальности, как продукт конвергенции двух систем.

Такова содержательная составляющая политологического образовательного стандарта. Но не менее важна его форма, стиль, то, что принято называть максимой риторического идеала. В рамках исконной Российской традиции она включает в себя ряд признаков: внутренняя (содержательная), а не внешняя (формальная) диалогичность, гармонизирующий, а не диссонирующий характер, «положительная онтологичность» – безусловное сохранение и утверждение надежды, смысловое и практическое полагание «правды», а не холодной «истины».

Русская логосфера не приемлет бесконечных истерических выпадов против своих противников, но требует примиряющего покрова нравственной и эстетической цельности, раскрываемой в категориях кротости, а не показухи, смирения, а не агрессивности, воздаяния и хвалы, а не проклятия, безмолвия (в смысле исихастского «голоса тишины» и «тихой молитвы»), а не многословия, умиротворения ровным движением, а не неподвижностью бесконечной борьбы с ветряными мельницами, правды, а не клеветы, ритмичности, мерности и умеренности, сдержанности и порядка, и только таким образом добытой внутренней мощи… Такой опыт отчасти уже представлен в работах Р. А. Бурханова, К. С. Гаджиева, А. А. Горелова, В. И. Жукова, Г. М. Заболотной, В. Д. Зотова, Л. В. Зотовой, Ю. В. Ирхина, Л. Н. Когана, Б. И. Краснова В. А. Мельника, Р. Т. Мухаева, А. С. Панарина, В. П. Пугачева, В. Н. Руденкина, А. И. Соловьева и др. Но многое еще предстоит сделать по выявлению и представлению универсалии современного политологического мышления в координатах как всегда мерой консервативного, а мерой и прогрессивного образовательного стандарта и риторического идеала.

В современном гуманитарном образовании базовый курс политологии занимает одно из центральных мест. Ему принадлежит решающая роль по обобщению и интеграции полученных знаний из всего блока социально-гуманитарных дисциплин: философии, социологии, культурологии, психологии, логики, риторики, истории – с выходом на воспитание общегражданских качеств личности будущего специалиста.



Цель курса – дать необходимые знания основ современной политической науки, а также навыки ориентации в актуальных вопросах практической политики, с которыми сталкивается каждый студент и будущий специалист, как гражданин своего государства, обладающий совокупностью гражданских и политических прав и обязанностей. Цель курса – формирование устойчивого политического мировоззрения, построенного на принципах толерантности и реального демократизма, достигаемых лишь при получении твердых навыков и убеждений по равновзвешенности содержательных интенций консерватизма, либерализма и социализма.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ
Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политические лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая экономика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования после изучения учебной дисциплины «Политология» студенты должны овладеть следующими основными компетенциями (знаниями, умениями и навыками):



  1. Усвоить понятийно-категориальный аппарат политической науки;

  2. Изучить историю становления политических идей и способы их систематизации;

  3. Проводить сравнительный (компаративный) анализ проявления политических закономерностей в различных странах мира и в различные эпохи;

  4. Получить навык ценностных ориентаций в области политики и идеологии; привить вкус к содержательным аспектам гражданской ответственности (на выборах и в промежутках между выборами);

  5. Иметь представление о прикладной политологии и политологическом практикуме.

Лекционное изложение материала требует конкретного сравнительно-исторического анализа, когда всякое теоретическое положение сопоставляется с политической практикой в России и других стран, в настоящем и в прошлом. Логика построения курса предполагает движение от общих понятий и представлений к все более конкретным проблемам политической науки и навыкам осознанной политической ориентации. Оценка творческой работы студента над рефератом (докладом, контрольной работой) включает в себя два критерия:

    • глубину освоения (понимания) теоретических источников;

    • меру самостоятельности мышления при изложении материала.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

Распределение часов по видам занятий

ОДО

ОЗО

ЗАОЧНОЕ,

на базе соответствующего среднего профессионального или высшего профессионального образования



Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



Каталог: o-tyumgu -> organizatsionnaya-skhema-tyumgu -> filialy-i-predstavitelstva -> nepi -> obrazovanie -> vysshee-obrazovanie -> spetsialitet -> kafedra-filologii-i-teorii-prava -> gmu-1-kurs
gmu-1-kurs -> Рабочая учебная программа для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
kafedra-filologii-i-teorii-prava -> Пояснительная записка либерализация российского общества, осуществляемая в последние десятилетия, с особой остротой высветила фатальный недостаток политической культуры, как на уровне элит, так и рядовых граждан
gmu-1-kurs -> Вопросы к экзамену по дисциплине политология
kafedra-filologii-i-teorii-prava -> Содержание курса
kafedra-filologii-i-teorii-prava -> Пояснительная записка как интеллектуальное явление история политических и правовых учений является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры
kafedra-filologii-i-teorii-prava -> Пояснительная записка программа курса «Социология»
kafedra-filologii-i-teorii-prava -> Пояснительная записка программа курса «Социология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница