Пояснительная записка к профессиональному стандарту «Специалист по социальной работе»



страница1/7
Дата27.01.2018
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


Пояснительная записка

к профессиональному стандарту «Специалист по социальной работе»

Раздел I. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функций

Развитие российского общества сопровождается множеством социальных проблем, возникающих под воздействием экономических, политических, демографических, природных и других факторов. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, рост количества беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация послужили причинами актуализации проблем, связанных с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и общества в целом. В такой сложной ситуации особенно остро ощущается потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах в области социальной работы, от деятельности которых существенно зависит реализация социальной политики государства.

Социальная работа – одна из самых молодых профессий в современной России. Несмотря на продолжительную историю осуществления практической деятельности в области социальной защиты населения, должность и общеотраслевая квалификационная характеристика специалиста по социальной работе, предназначенного для профессиональной деятельности в области социально-экономической поддержки, медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье в сфере социальной профилактики и реабилитации, социальной работы в трудовых коллективах, службе занятости и т.д., утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92. На сегодняшний день документ утратил силу. В новом Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих квалификационная характеристика специалиста по социальной работе отсутствует.

Трансформация современного российского государства по-новому ставит вопрос о сущности, задачах, направленности и ценностях социальной работы и требует новых подходов к ее осмыслению.

На сегодняшний день существует большое количество определений понятия «социальная работа», характеризующих эту деятельность в узком и широком смыслах.

В большинстве случаев используется узкий подход к социальной работе, связанный с оказанием помощи и поддержки слабозащищенным категориям населения, содействием человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности направлена на оказание государственного и негосударственного содействия в решении социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Это вид профессиональной деятельности, обеспечивающей посредничество между личностью, социумом и государством. Она имеет полифункциональную структуру, ядром которой выступают профессиональные действия, направленные на социальную помощь человеку, на поддержание и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Общим в большинстве подходов к социальной работе является то, что объекту социальной работы (индивиду, нуждающемуся в поддержке) отводится роль пассивного агента. Такое понимание социальной работы, когда деятельность в ее сфере сводится к оказанию помощи и поддержки, зачастую провоцирует формирование среди представителей этих слоев населения пассивной, иждивенческой модели поведения. Особенно важно при рассмотрении становления социальной работы как социокультурного явления отметить неспособность таких людей к самоорганизации.

В современной социальной работе помощь не является самоцелью. Основные усилия целенаправленных действий профессиональной социальной работы ориентированы на создание условий, при которых гражданин будет социально функционировать на принципах самодостаточности, что соответствует принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 1995 года Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и проекту Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (2013 год).

В широком смысле социальная работа представляет собой социальную деятельность общества по обеспечению социализации граждан всех возрастов и категорий, участвующих в разных видах деятельности. Главная ее цель – достижение благополучия индивида и общества, гуманизация их взаимоотношений и сопряжение интересов, создание условий для всестороннего развития граждан.

Еще на Международном форуме социальных работников в Монреале (Канада, 2000 год) подчеркивалось, что профессия “социальная работа” способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь.

Социальная работа и социальное образование являются важнейшими инструментами улучшения социального самочувствия населения, гармонизации возникающих противоречий (особенно в сфере труда и заработной платы, занятости, соблюдения безопасных условий жизнедеятельности).

Квалифицированные специалисты в области социальной работы призваны содействовать социальной сплоченности общества, формировать у граждан солидарную ответственность за состояние дел в коллективе, учреждении, на предприятиях всех форм собственности и в обществе в целом.

Без участия квалифицированных специалистов, профессионально занимающихся вопросами реализации государственной социальной политики, невозможно сформировать у граждан такие свойства личности, как патриотизм, уважение к закону, соблюдение гражданских прав и свобод, уважительное отношение не только к правам, но и к ответственному их соблюдению.

Для построения стабильного, благополучного общества и предотвращения негативных социальных явлений в будущем социальная работа должна не только удовлетворять базовые социальные интересы и потребности личности, социальных групп и общества в целом, но и развивать и регулировать социальные отношения в обществе в сторону их большей гармонизации и стабилизации, стратегического согласия и консенсуса, что является непременным условием полноценного и стабильного функционирования всей общественной системы.

Цель социальной работы  – содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем. Средства достижения этой цели – высвобождение и развитие ресурсов человека и его социального окружения, осуществление необходимых социальных перемен.

Однако на сегодняшний день социальная работа в России менее всего ориентирована на продвижение и реализацию данной цели. В настоящее время ее реальной ориентацией является в основном поддержание минимального уровня благосостояния наиболее уязвимых категорий населения.

Для выведения социальной работы на уровень гармонизации отношений в обществе, обеспечения социального благополучия человека и общества необходима не только реализация экономической и социальной функции государства, но и изменение системы ценностей общества, соответствующих 7 статье Конституции РФ о социальном государстве. Социальные ценности имеют особое значение для реализации сущности и целей социальной работы, для развития профессионализма социальных работников, формированиия компетенций, отвечающих современным требованиям.

Таким образом, цель профессиональной деятельности специалиста по социальной работе: гармонизация личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, семьям и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, для улучшения жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей, либо для предупреждения возникновения трудной жизненной ситуации посредством социальной защиты, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной сферы.

Для обеспечения сферы социальной защиты населения специалистами, готовыми к реализации поставленной цели, необходима разработка профессионального стандарта в этой области деятельности, в котором будут заложены минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом качества выполняемой работы.

Стандарт профессиональной деятельности специалиста по социальной работе даст представление гражданам – получателям социальных услуг или мер социальной поддержки о сущности работы специалиста, к которому они обращаются со своими проблемами, позволит сформировать обоснованные социальные ожидания.

Самим специалистам по социальной работе профессиональный стандарт даст алгоритм профессиональной деятельности, который позволит в многообразии индивидуальных особенностей конкретной ситуации найти правильное решение, профессиональный инвариант и реализовать важнейшие профессионально обоснованные действия.

Профессиональный стандарт позволит работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда.

Профессиональный стандарт для сферы образования выступит в качестве основы для корректировки федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.

Для органов управления образованием профессиональный стандарт создаст возможность сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования.

Для образовательных учреждений профессиональный стандарт создаст основу для разработки: образовательных программ, учебных курсов и учебно-методических материалов для различных целевых групп (студенты системы профессионального образования, взрослое население, нуждающееся в совершенствовании компетенций, безработные граждане, желающие трудоустроиться и т.д.).

Таким образом, профессиональный стандарт несет в себе очевидные преимущества для населения, работников организаций системы социальной защиты, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием.

При разработке государственного профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» важно учитывать не только характеристику российского рынка труда, федеральные и региональные потребности в кадрах, владеющих компетенциями на уровне бакалавра, специалиста или магистра социальной работы. Определенное значение имеет международное разделение труда для соблюдения гражданских прав и повышения мобильности специалистов в области социальной работы. Важно учитывать те уровни их профессиональной подготовки, которые сложились в Европе и мире. Социальное образование должно ориентироваться как на Болонский процесс, так и на развитие прикладного бакалавриата как нового явления в кадровом обеспечении социальных служб и органов управления ими.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым Государственным Комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Постановление N 454-ст от 6 ноября 2001 г.), профессия «специалист по социальной работе» относится к разделу I «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», подразделу 75.12 «Государственное управление социальными программами», который включает деятельность по предоставлению социальных услуг и 75.30, который включает деятельность в области обязательного социального обеспечения и к разделу II «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подразделу 85.31 «Предоставление социальных услуг», который включает предоставление социальных услуг с обеспечением проживания и без обеспечения проживания.

В соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298, профессия «специалист социальной работы» относится к нескольким базовым группам: в рамках составной группы 123 «Руководители функциональных служб и других подразделений», которые осуществляют руководство деятельностью функциональных подразделений (служб); направляют, планируют, регулируют и координируют работу персонала учреждения, организации или предприятия, осуществляют свои должностные обязанности при общем руководстве руководителя учреждения, организации или предприятия и во взаимодействии с руководителями других структурных подразделений (служб); выполняемые ими обязанности включают: определение и постановку целей, задач, направлений функциональной деятельности и выбор оптимальных путей и средств их реализации; регулирование работы в подразделении (службе); осуществление административно-распорядительной деятельности; обеспечение своевременности и качества выполнения работ или оказание услуг, своевременного учета и контроля; руководство работниками подразделения (службы), в рамках составной группы 244 «Специалисты в области общественных и родственных наук», которые ведут научно-исследовательскую работу, разрабатывают и совершенствуют концепции и методы, практически применяют полученные знания, а также оказывают социальные услуги; основные обязанности специалистов этой профессиональной группы включают: анализ ситуации и прогнозирование процессов, происходящих в области общественных отношений, разработку проектов и программ решений соответствующих проблем; оказание социальных услуг; в их обязанности в некоторых случаях может входить руководство другими работниками.

В соответствии с характеристикой базовой группы 2446 «Специалисты в сфере социальных проблем» (специалисты высшего уровня квалификации) специалисты изучают контингенты людей, нуждающихся в социальной помощи, планируют, организуют и оказывают социальные услуги. Их обязанности включают: проведение государственной политики социальной защиты категорий населения, нуждающихся в социальной помощи (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей и др.); участие в планировании, организации осуществления социальных услуг, развитии системы этих услуг; консультирование по вопросам социального обеспечения и социальной защиты, оказание помощи клиентам в сборе необходимой информации и оформлении документов; выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, определение характера и объема необходимой им помощи, организацию и контроль за обеспечением такой помощи; проведение работы в неблагополучных семьях, выявление детей и молодежи, нуждающихся в помощи, обеспечение их прав, помещение их в интернаты и приюты, оказание консультационно - психологической помощи молодежи; воспитание и обучение детей с девиантным поведением в специальных учебных заведениях; проведение работы по предупреждению роста правонарушений, а также по социальной адаптации лиц, отбывавших наказание, восстановительной и образовательной деятельности в молодежных клубах, общественных центрах и подобных организациях; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками.

В соответствии с характеристикой базовой группы 3460 «Социальные работники» (специалисты среднего уровня квалификации), специалисты социальной работы оказывают помощь одиноким и престарелым лицам, многодетным и малообеспеченным семьям, другим социально малозащищенным группам населения в решении социальных вопросов и связанных с ними проблем. Их обязанности включают: помощь отдельным лицам и семьям в решении личных и социальных проблем; консультирование по вопросам социальных прав и обязанностей, предоставленных клиентам социальных гарантий; сбор материалов о неблагополучных семьях, наблюдение и опека детей из неблагополучных семей; деятельность по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних, проведение воспитательной работы и надзора за правонарушителями, вовлечение их в социально полезную деятельность; помощь людям, имеющим психические или физические отклонения, в получении необходимого лечения, их вовлечение в социально-трудовую жизнь; выполнение других родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками.

Все эти положения реализуются в настоящее время в практической деятельности специалистов по социальной работе. Но они, во-первых, фрагментарны, не полны, разрозненны и не позволяют увидеть цели и задачи социальной работы как целостного вида профессиональной деятельности. Во-вторых, они не отражают новых подходов к социальной работе, стратегию ее развития и качественно новые задачи. В-третьих, в этих нормах нет четкого выделения уровней социальной работы, что принципиальной важно в условиях повышения требований к квалификации специалиста по социальной работе.

Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» разработан с целью формирования согласованной стратегии развития рынка труда в системе социальной защиты населения в Российской Федерации и профессионального образования по направлению подготовки «социальная работа», разработки перспектив развития системы сертификации учреждений и кадров системы социальной защиты населения, системы дополнительного профессионального образования, а также для определения объективных оснований карьерного роста и мотивации специалистов социальной работы. Разработка и принятие стандарта профессиональной деятельности имеют большое значение для формирования и реализации социальной политики, повышения социальной сплоченности общества, социальной удовлетворенности населения и его активности, уровня самоактуализации граждан, как в личных интересах, так и в интересах всего общества.

Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» разработан в соответствии с макетом профессионального стандарта и методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Уровни квалификаций специалистов по социальной работе разработаны в соответствии с «Уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов», утвержденными Минтрудом России и соответствуют 6-му и 7-му уровням.


Каталог: sites -> msr.nso.ru -> wodby files -> files -> document -> 2014
2014 -> V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
2014 -> Сборник технологических карт занятий по программе «Счастливое материнство с желанным ребенком»
2014 -> Программа «Счастливое материнство с желанным ребёнком»
2014 -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
2014 -> Профилактика социального сиротства модуль дополнительной образовательной программы повышения квалификации
2014 -> Профилактика социального сиротства модуль дополнительной образовательной программы повышения квалификации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница