Пояснительная записка экзаменационные тесты для поступления в аспирантуру составлены на основе базового курса по дисциплине «Философия»



Скачать 123.48 Kb.
страница1/4
Дата27.04.2018
Размер123.48 Kb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3   4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Экзаменационные тесты для поступления в аспирантуру составлены на основе базового курса по дисциплине «Философия» кафедры «Философии», предназначенного для бакалавров, в соответствии с рабочей программой дисциплины Б.1.03 Философия, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры «Философия » (протокол № 10 от 25.06.2015 г.):

Рабочая ПРОГРАММА1

дисциплины Б.1.03 Философия

(фрагмент)

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Философия», протокол № 10 от 25.06. 2015 года.



Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Краткое содержание дисциплины

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика, метафизика, креационизм. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Мифологические, религиозные, философские и научные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций. Будущее человечества и его сценарии.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (ОК):



  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11).


В результате освоения дисциплины студент должен

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным

проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания



анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.


  1. Тесты сформированы на основе экзаменационных вопросов для поступления в аспирантуру, рассмотренных и одобренных на заседании кафедры «Философия» под руководством и.о. заведующего кафедрой Гредновской Е.В. (протокол № 10 от 25.06.2015 г.)

Вопросы для подготовки к экзамену (тестированию)

  1. Предмет философии, ее место и роль в культуре.

  2. Структура философского знания.

  3. Становление философии. Мировоззрение и философия.

  4. Основной вопрос философии. Классификация философских направлений и школ.

  5. Особенности восточной философии: направления, идеи, персоналии.

  6. Философские идеи раннего периода античности. Натурфилософия.

  7. Атомистическое учение Демокрита.

  8. Софисты и философия Сократа.

  9. Основные идеи философии Платона.

  10. Философия Аристотеля.

  11. Философия эллинистического периода (скептики, стоики, киники).

  12. Религиозная средневековая философия. Спор номиналистов и реалистов.

  13. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм.

  14. Философские идеи Ф. Бэкона. Сциентизм.

  15. Рационализм Р. Декарта.

  16. Сенсуализм Дж. Локка и Дж. Беркли.

  17. Философия трансцендентального идеализма И. Канта.

  18. Философская система и диалектический метод Г. В. Ф. Гегеля

  19. Современная западная философия (экзистенциализм, «философия жизни», персонализм).

  20. Русская философия, ее возникновение и основные направления.

  21. Бытие как философская категория. Монистические и плюралистические концепции бытия.

  22. Понятие материального и идеального в онтологии и теории познания.

  23. Основные формы существования материи: движение, пространство и время.

  24. Диалектика, метафизика, эклектика. Основные законы диалектики.

  25. Причинно-следственные связи и индетерминизм.

  26. Научные, философские и религиозные картины мира.

  27. Человек в системе социальных связей. Общество и его структура.

  28. Культура и природа как формы человеческого бытия.

  29. Человек как объект исторического процесса. Социализация личности.

  30. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в обществе.

  31. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

  32. Проблема смысла человеческого бытия. Свобода и ответственность, насилие и ненасилие.

  33. Мораль, справедливость, право как аксиологические категории.

  34. Совершенный человек в контексте различных культур.

  35. Эстетические и религиозные ценности в человеческой жизни.

  36. Сознание и самосознание: структура и формы проявления.

  37. Понятие познания, веры, творчества.

  38. Рациональное и иррациональное в познании.

  39. Истина и заблуждение, их критерии и верификация.

  40. Соотношение мышления и языка.

  41. Научное и вненаучное знание.

  42. Структура научного знания, его методы и формы.

  43. Смена научных парадигм. Наука и техника.

  44. Современные глобальные проблемы человечества и их философское осмысление.

  45. Футурология и сценарии будущего.

  46. Природа технического знания: истоки и современная трактовка.

  47. «Экономика»: истоки и эволюция понятия, современная трактовка.

  48. Философское осмысление феноменов техники и экономики в контексте глобальных проблем.




  1. Отбор тестовых вопросов структурирован тематически в соответствии с темами разделов и подразделов, представленных в экзаменационных вопросах:

Каталог: sites -> default -> files -> book
book -> Игумен Иларион (Алфеев)
book -> Сборник статей Содержание Христианство и наука враги или сотрудники?
book -> По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
book -> Питанов В. Ю., 2006г. Введение в сектоведение
book -> Исторический путь Православия
book -> Протоиерей Георгий Митрофанов Церковный геноцид в большевистской России
book -> Курс лекций, прочитанный студентам Дальневосточного государственного университета (двгу) в апреле 2000 г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница