Пояснительная записка 1 Требования к студентам



Скачать 228.54 Kb.
страница1/10
Дата12.06.2018
Размер228.54 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


1. Пояснительная записка
1.1 Требования к студентам: курс предназначен для студентов, прослушавших курсы основ экономической теории, макроэкономической теории, менеджмента, правоведения, конституционного, муниципального, административного права, политологии, социологии и других учебных курсов.

1.2. Аннотация курса

Дисциплина «Территориальная организация населения» предлагается для студентов, обучающихся по специальности «080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

Учебная дисциплина «Территориальная организация населения» - базовая дисциплина федерального компонента, введенная в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 2000 года, входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

«Территориальная организация населения» знакомит с теоретическими и практическими вопросами территориальной организации хозяйства и населения, проводится анализ современного размещения производительных сил, структуры экономических районов и внешних экономических связей. Курс имеет выраженный проблемный подход и концентрирует внимание на проблеме повышения уровня жизнеобеспечения народа в условиях становления рынка. Особое внимание уделяется вопросам эффективного реформирования структуры экономики, ее социологизации, преодоления депрессивного состояния регионов, создания социальной инфраструктуры, стабилизации экономики, развития межрегиональных и внутрирегиональных связей, поддержания экологической обстановки, сохранение единого экономического пространства.


1.3 Цель курса: формирование у студентов представления о функционирующих территориальных структурах (хозяйство, население), объединяемых структурами управления, об их региональной дифференциации, типах и проблемах развития регионов России. В этом курсе обеспечивается адаптация и синтез идей социально-экономического развития применительно к региональному уровню управления. Выделяются три уровня территориальной организации населения: теоретический, конструктивный и познавательный.
1.4 Задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать особенности территориальной организации населения и хозяйства регионов России, место каждого региона в территориальном разделении труда;

  • уметь применять полученные знания в практической деятельности по управлению территориями различных таксономических уровней;

  • иметь представление о механизме решения региональных проблем, взаимоотношений между центром и регионами по вопросам использования топливно-энергетических ресурсов, в формировании региональных рынков товаров, капиталов, рынка рабочей силы, миграционных процессах; особенностей развития приграничных территории, территорий Севера России;

  • обладать навыками системного подхода в решении региональных проблем.


1.5 Формы работы студентов: посещение лекций, работа на семинарских занятиях (подготовка и публичная защита докладов, участие в дискуссиях, работа с картой РФ, контрольная работа). В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, зачету.
1.6 Виды и формы контроля:

Текущий: публичная защита докладов, участие в дискуссиях на семинаре, проверка знаний по проблемам территориальной организации общества с использованием карты административно-территориального деления РФ, выполнение одной контрольной работы.

Итоговый - зачет.
1.7 Методика формирования результирующей оценки:

Накопленная оценка получается путем сложения произведений баллов, полученных по всем текущим формам контроля, на коэффициент, присвоенный каждой форме текущего контроля: работа на семинаре – 0,2; контрольная работа – 0,3; публичная защита докладов – 0,3 и проверка знаний по проблемам территориальной организации общества с использованием карты административно-территориального деления РФ - 0,2.
Результирующая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки (60%) и оценки за зачет (40%). Для студентов, которые не воспользовались накопительной системой или их не удовлетворяет оценка по сумме накопленных баллов, получают допуск к зачету после сдачи контрольной работы.

Оценивание знаний проводится по 10-балльной шкале.


2. Содержание программы
2.1 Темы дисциплины и их краткое содержание
Тема 1. Территория, границы, как фактор развития российского государства.

Особенности природно-географического положения России. Пространственные особенности структуры национальной экономики. Понятие районирования. История изменений административно-территориального устройства Российского государства. Наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования. Границы субъектов Федерации. Республики, административные области, края, автономные округа, автономные области, их статус. Разграничение прав и обязанностей между Центром и субъектами Федерации. Административно-территориальные изменения 90-х годов ХХ в. Современное административно-территориальное деление РФ.



Тема 2. Природные предпосылки социально-экономического развития России. Экономическая оценка природных условий и природных ресурсов России.

Роль природной среды в жизни общества. Исторические приоритеты различных элементов природы для общественного производства. Современные точки зрения о влиянии обилия природных ресурсов на развитие общества в длительном периоде. Основные элементы природных условий. Классификация природных ресурсов. Минеральные, водные, растительные и животные ресурсы России и их количественная, технологическая и экономическая оценка. Проблема снижения эффективности использования ресурсов.


Тема 3. Территориальные особенности демографического и этнонационального развития России

Население, его численность, интенсивность демографических процессов (рождаемость, смертность, естественный прирост и т.д.) и их территориальная дифференциация. Проблемы естественного прироста населения России в 90-х годах ХХ в. Особенности внешней и внутренней миграции. Проблема «миграции умов». Национальный состав России. Влияние национального состава на административное деление, территориальную структуру хозяйства и специализацию экономических районов России.


Тема 4. Территориальные факторы и особенности развития расселения

Городское расселение, главные источники роста городского населения до 90-х годов ХХ в. Причины снижения численности городского населения. Классификация городов по количеству жителей. Сельское расселение, его типы и территориальные особенности. Факторы, влияющие на особенности сельского расселения.


Тема 5. Закономерности, принципы и факторы территориальной организации производства

Закономерности и принципы размещения производства как методы хозяйствования. Технико-экономические особенности производства (материалоемкость, тепло- и энергоемкость, грузоемкость и транспортабельность, водоемкость и др. факторы среды), влияние их на размещение различных отраслей производства.


Тема 6. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности и ее отраслей

Основные тенденции развития российской промышленности. Проблемы развития наукоемких производств и научно-производственного потенциала. Структурные изменения в промышленности. Сырьевая направленность в экономике России. «Точки роста» российской экономики. Задачи по структурному преобразованию промышленности. Основные пропорции территориального характера: промышленные районы, узлы, центры. Значение организационно-экономических особенностей в формировании производственных систем. Территориальная организация отраслей ТЭК. Проблемы развития нефтяной, газовой, угольной промышленности. Электроэнергетика.


Тема 7. Основные факторы и особенности развития и размещения сельского хозяйства
Структура АПК. Факторы размещения сельского хозяйства: природные условия, степень обеспеченности территории трудовыми ресурсами, трудовые навыки населения. Структура земледелия и животноводства. Значение природных условий на размещение сельскохозяйственного производства. Основные зерновые районы, сельскохозяйственное районирование. Проблема продовольственной безопасности Российской Федерации, Санкт-Петербурга, Ленинградской области. Российская Федерация в контексте продовольственной безопасности мира. Причины спада сельскохозяйственного производства и направления вывода АПК из кризисного состояния.


Тема 8. Тенденции и особенности социально-экономического развития Севера России

Экономико-географическая характеристика российского Севера. Разнообразие природных ресурсов. Особенности развития населения, сельского хозяйства, транспорта, промышленности, Геоэкономическое и геополитическое значение российского Севера. Проблемы развития традиционных форм хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Интенсивное освоение природных ресурсов российского Севера. Особенности и перспективные направления государственной политики развития российского Севера.


Тема 9. Развитие приграничных районов России.

Изменение геополитического положения России после распада СССР. Экономические, политические, социальные, демографические аспекты геополитического положения, формирование границ. Многополярный мир, отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья.


Тема 10. Особенности территориальной организации экономических районов. Россия в системе международного (мирового) разделения труда.

Экономическое районирование как инструмент реализации региональной политики государства. История развития районирования. Экономические районы России и их характеристика. Особенности экономических районов и их место в территориальном разделении труда. Проблема совершенствования экономического районирования в современной России.

Единое экономическое пространство в постсоветский период. Проблема становления. Экономическая интеграция как фактор стабилизации социально-экономического развития страны.

Место и роль России в территориальном разделении труда. Тенденции развития внешнеэкономических связей в современной России. Проблемы, связанные с либерализацией внешнеэкономической деятельности. Структура экспорта и импорта. Сырьевая направленность экспорта.


2.2 План семинаров и практических занятий
Тема 1. Территория, границы, как фактор развития российского государства (2 часа)

План семинара

1. Особенности природно-географического положения России



2. Административно-территориальное деление РФ
Вопросы для самоконтроля

  1. Сколько субъектов Российской Федерации находится в европейской и сколько в восточной части страны?

  2. Какие критерии положены в основу административно-территориального устройства РФ?

  3. Как учитывается национальный фактор в административно-территориальном делении страны?

  4. В каком году был определен современный статус Вашего региона?

  5. В каких субъектах РФ были проведены референдумы об объединении? Каковы результаты референдума?

  6. Перечислите наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования России.

Каталог: data -> 2011
2011 -> Семинар "Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований"
2011 -> Тамара Михайловна Тузова Специфика философской рефлексии
2011 -> Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика»
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Программа дисциплины «Основы теории коммуникации»
2011 -> Тезисы международной научно-практической конференции "Реализация гендерной политики: от международного до муниципального уровня"
2011 -> Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии»
2011 -> Николо Макиавелли Государь
2011 -> Экономическая социология
2011 -> Экономическая социология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница