Пояснительная записка -7 Особенности и преимущества Программы 7-8 3



страница1/13
Дата13.04.2018
Размер0.86 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

2016-2017 учебный год



Содержание

1.

Целевой раздел

страницы

1.1

Пояснительная записка

5-7

1.2

Особенности и преимущества Программы

7-8

1.3

Система М.Монтессори в контексте развития креативного лидерства: видение и причины использования в Программе

8-9

1.4

Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы

9-10

2.

Содержательный раздел




2.1

Приоритетные направления деятельности по реализации Программы

11

2.2

Основные цели, задачи и технологии образовательной деятельности в возрастном периоде 3-6 лет

11-12

2.3

Содержание образовательной программы и формы организации образовательной деятельности

13




  • Модель основных форм организации образовательной деятельности и реализации основных направлений развития и образования детей

(обязательная часть содержательного раздела Программы)







  • Модель основных форм организации образовательной деятельности и реализации основных направлений развития и образования детей

( часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений)




2.4

Способы и направления поддержки детской инициативы. Игровые практики

13-17

2.5

Модель взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

17-18

2.6

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования

18-20




  • Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья







  • Механизмы адаптации Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья




3.

Организационный раздел




3.1

Распорядок/режим дня

20-21

3.2

Особенности планирования педагогической деятельности по Программе

21-26

3.3

Организация пространственной предметно-развивающей образовательной среды разновозрастных групп

26-27

3.4

Материально-техническое обеспечение Программы и создание финансовых условий для ее реализации

27-28

3.5

Кадровое обеспечение реализации Программы. Процедура мониторинга кадровых условий. Информационная среда

28-30

3.7

Условия административного управления реализацией Программы в детском саду. Самооценка и внешняя экспертная оценка качества работы образовательной организации, работающей по программе «Детский сад по системе Монтессори».

31-37

3.8

Методические материалы к программе

37-47




  • Нормативные документы







  • Учебно-методические материалы к Программе (список литературы)







  • Глоссарий







  • Персоналии







ПРИЛОЖЕНИЯ




1.

Состав авторского коллектива программы




2.

Методические рекомендации по реализации программы для педагогов: основные положения системы Монтессори, требования к Монтессори - педагогу, характеристика содержания образовательных областей, культурные и образовательные практики




3.

Методические рекомендации по реализации программы: партнерство и сотрудничество семьи и детского сада




4.

Методические рекомендации по реализации программы: формы базовой документации педагога и группы




5.

Методические рекомендации по реализации программы: характеристика пространственной предметно-развивающей среды







  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Яблоневый сад» (далее Программа) разработана на основе примерной общеобразовательной программы «Детский сад по системе Монтессори» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В создании программы приняли участие руководители и педагоги ДОУ, а так же родители- члены управляющего совета детского сада и родительские активы групп. Персональный состав авторского коллектива программы представлен в Приложении 1 к программе.

Программа «Яблоневый сад» на основе ООП «Детский сад по системе Монтессори» реализуется на русском языке- государственном языке Российской Федерации.

Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в первой половине XX века итальянским ученым, педагогом и психологом Марией Монтессори. Подробная характеристика основных положений системы и их реализации в образовательной практике представлена в методических рекомендациях к данной программе (приложение 2).
Почему программа именно такая какая она есть?

Цели, задачи, базовые принципы, содержание и способы, а также организационные условия реализации программы определены на основе осмысления следующего комплекса внешних и внутренних факторов:




Фактор

Краткая характеристика фактора

Отражение фактора в программе «Яблоневый сад»

1.Социокультурные особенности современного мира

1. переход от индустриального общества к информационному;

2.динамизм и стремительность происходящих изменений;

3.глобализация мировой экономики;

4.поиск общих критериев качества образования детей в мировой педагогической культуре;

5. важность сохранения и преумножения российских культурно-педагогических традиций;

6.важность поддержки института семьи и семейных ценностей;

7.важность поддержки и развития игровой детской субкультуры


1.цель части программы, формируемой участниками образовательных отношений – это формирование опыта креативного лидерства в основе которого такие характеристики как мобильность и гибкость;

2.в программе представлены разнообразные детско-взрослые практики;

3. в программе предусмотрены креативные игровые практики, направленные на поддержку межпоколеных связей (в т.ч. внутри семьи) и семейных ценностей


2.Гуманистическая образовательная парадигма

1.цель образования – дать каждому человеку возможности стать полноценным субъектом деятельности, познания, общения, т.е свободным самостоятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире, уникальной целостной личностью, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному ответственному выбору.

2.средства, методы и организационные формы образования должны соответствовать потребностям и интересам личности. Основные дидактические средства диалог, полилог, сотрудничество. Педагог – помощник, консультант, тьютор.



1.программа Монтессори, которая является основой нашей программы «Яблоневый сад», - это программа целостно вписывающаяся в принципы, идеи, технологии гуманистической педагогики;

2. программа Монтессори – это программа, где субъект-субъектные отношения являются основным способом взаимодействия детей и взрослых



3.Специфика образовательного заказа

1.государственно-общественный заказ обусловлен потребностями России в инновационном развитии, которое должно обеспечить стране и ее гражданам достойный уровень жизни и достойное место в мировой экономике и политике. Инновационный человек – это результат реализации подобного государственно-общественного образовательного заказа («Стратегия инновационного развития России до 2020 г.»).

2.образовательный заказ родительского сообщества ДОУ связан с потребностями родителей в современном качественном образовании детей и стремлением родителей воспитать самостоятельных и успешных детей. Развернутая характеристика образовательного заказа родителей представлена в Приложении 3 к Программе.



1.цель части программы, формируемой участниками образовательных отношений – это формирование опыта креативного лидерства в основе которого такие характеристики как дивергентное мышление и способность продуцировать и реализовывать новые идеи;

2.девиз программы Монтессори – «Помоги мне это сделать самому!»; в программе «Яблоневый сад» в планируемых результатах представлены навыки креативного лидерства, в т.ч. умения находить решения в нестандартных ситуациях, проявляя самостоятельность и ответственность за свое решение.



4.Характеристики федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

1.поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа развития, который ценен сам по себе, а не тем, что это время подготовки к следующему периоду жизни;

2.личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей,законных представителей, педагогов, сотрудников ДОУ) и детей;

3.реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

4. создание условий для позитивной социализации ребенка, поддержка самостоятельности и детской инициативы в различных видах деятельности;

5.сотрудничество с семьей; психолого-педагогическая поддержка семьи и ее образовательных инициатив;

6.созвучность идей и положений ФГОС ДО и принципов, технологии Монтессори; развернутая сравнительная характеристика ФГОС ДО и программы Монтессори представлена в Приложении 3 к программе




1.Образовательная среда, формируемая в процессе реализации программы «Яблоневый сад» основывается на личностно-деятельностной модели образовательного процесса (модель дня, недели, месяца, года);

2. учебный план программы создает возможности для поддержки самостоятельности и детских инициатив в различных видах деятельности;

3. в программе представлены разнообразные детско-взрослые практики;

4. в программе предусмотрены креативные игровые практики

5. в программе представлена модель психолого-педагогической поддержки семьи и ее образовательных инициатив.





Фактор

Краткая характеристика фактора

Отражение фактора в программе «Яблоневый сад»

5.Собственная образовательная практика и опыт ДОУ

1.с 2004 г. (с начала функционирования ДОУ) коллектив детского сада строил свою деятельность в русле гуманистической педагогики и психологии, реализации идей клиентоориентированного похода;

2.с 2004 г. коллектив детского сада поэтапно внедрял в образовательную деятельность идеи, принципы, содержание и формы организации образовательной деятельности с использованием Монтессори метода; создана соответсвующая подготовленная среда (термин М.Монтессори) – пространственная предметно-развивающая среда групп и ДОУ;

3.практика всей деятельности ДОУ, прежде всего образовательной, в предыдущий период была основана на активном диалоге и сотрудничестве с родителями, их активном участии в планировании, реализации и рефлексии совместной деятельности детского сада и семьи;

4.50% педагогов прошли обучение на базе Ассоциации Монтессори-педагогов России и имеют базовые сертификаты Монтессори-педагогов;

5. в практике деятельности ДОУ активно применяются технологии проектной деятельности, в т.ч. в формате реализации детско-взрослых проектов;


1.выбор проекта примерной основной программы «Детский сад по системе Монтессори» как концептуальной и технологической основы программы «Яблоневый сад»;

2.включение в программу креативных игровых практик, выстроенных на основе принципов Монтессори;

3. в программе представлены разнообразные детско-взрослые практики.


1.2.Особенности и преимущества Программы

В основе педагогической системы М. Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится.

Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. С рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и способностями реализовать их. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для всех людей законами развития, и в тоже время под влиянием его неповторимой индивидуальности.

Существование базисных потребностей человека – потребности в пище, тепле, сне, в физической и психической безопасности, в принятии и уважении, а также принадлежности к социальной группе и самореализации, требует создания необходимых организационно-педагогических условий для их удовлетворения и профессионального ухода за детьми и сопровождения в их жизнедеятельности.

По мере взросления ребенок реализует эти потребности через решение жизненных задач, которые лежат в основе возрастной периодизации, предложенной Марией Монтессори. Она считала, что ребенок обладает важным свойством — «впитывающим разумом», то есть способностью запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Задача взрослых — создать условия для такого «впитывания».

«Впитывающий разум» – это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому, ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

Свойства «впитывающего разума» можно наблюдать, предоставив детям специально-подготовленную среду, состоящую из стимулов для его проявления и, создав благоприятную атмосферу для спонтанной деятельности ребенка в ней. Такие условия предполагают свободу движений и выражения чувств ребенка, свободу выбора упражнений и темпа деятельности, а также свободу социальных взаимодействий и контактов.

В основу специально-подготовленной среды для детей дошкольного возраста по программе М.Монтессори входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Эти материалы почти 100 лет назад были адаптированы к социокультурным особенностям России Ю.И. Фаусек и позднее другими российскими педагогами. Исследовательский характер работы современного педагога требует постоянного совершенствования сред развития в ответ на индивидуальные запросы детей. Таким образом, современные педагоги создают авторские дидактические материалы, опираясь на критерии, предложенные М. Монтессори.

Основные особенности и преимущества Программы можно представить через основные качества и умения , которые развиваются в процессе освоения Программы в детях:



  • самостоятельность

  • инициативность

  • умение делать выбор

  • ответственность за свой выбор

  • умение взаимодействовать с людьми разного возраста

  • принятие реальности

  • жизнерадостность

Важными результатами общения и взаимодействия детей 3-6 лет также является формирование таких значимых социальных качеств, как:

  • умение предложить помощь и попросить о помощи;

  • эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, кто в ней нуждается;

  • учет и принятие особенностей другого человека, а, следовательно, – терпимость и толерантность;

  • адекватная самооценка;

  • уверенность в своих силах, осознание своей значимости.




    1. Система М. Монтессори в контексте развития креативного лидерства.

Как это видим мы и почему решили включить в свою программу

«Строительство самого себя» - образная характеристика ключевой возрастной задачи детей 3-6 лет, данная М.Монтессори.

Применительно к реалиям современного мира XXI века «строительство самого себя» целесообразно соотносить с развитием эмоционального интеллекта и формированием навыков креативного лидерства.

Многочисленные исследования психологов и других специалистов по развитию человека и раскрытия его потенциала успешности, которые проводились с середины XX века в разных странах мира, показали значимость эмоционального интеллекта (EQ) в успешной жизненной и профессиональной реализации.

Идея эмоционального интеллекта достаточно созвучна идеям системы Монтессори в сфере утончения чувств, как необходимой базы для развития целостной и здоровой личности.

Самостоятельная, думающая, умеющая делать выбор и нести за него ответственность личность - это целевой ориентир и один из самых значимых результатов системы Монтессори. Такие же характеристики мы можем найти в отношении такого явления как креативное лидерство.

С учетом того, что сегодняшний опыт ребенка в дошкольном детстве – это глобальный фактор влияния на качество его жизни и качество жизни всего общества в ближайшие 20-30 лет, креативное лидерство можно рассматривать как наиболее адекватную модель мышления и поведения человека, способного быть этичным и в то же время быть состоявшимся и состоятельным в мире постоянных перемен.


    1. Целевые ориентиры программы «Яблоневый сад»

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки детей и создания условий для их успешной социализации и индивидуализации и раскрытия индивидуальных талантов, а также как программа психолого-педагогической поддержки семьи.

Программа предполагает объединение в один процесс присмотра и ухода за детьми, их образование и обучение, которые осуществляются в ежедневной и ежечасной  педагогической деятельности. В зависимости от возраста ребенка, доля и степень важности каждого из этих элементов варьируются. Акценты могут смещаться в каждой конкретной ситуации.

Целевыми ориентирами освоения Программы являются комплексная характеристики развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, складывающиеся в процессе жизнедеятельности в детском саду.

Основные цели, задачи и планируемые результаты деятельности педагогического коллектива по Программе «Яблоневый сад» можно представить следующим образом:






Обязательная

часть Программы


Каталог: images
images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница