Повышение уровня развития логического мышления у учащихся с овз через использование коррекционно-развивающих упражнений



Скачать 177.61 Kb.
страница1/3
Дата25.08.2018
Размер177.61 Kb.
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 «Русская школа»

"Повышение уровня развития логического мышления у учащихся с ОВЗ через использование коррекционно-развивающих упражнений"

Антонова Галина Викторовна, учитель начальных классов

Шешукова Наталия Сергеевна, учитель начальных классов

Минусинск, 2016



Повышение уровня развития логического мышления у учащихся с ОВЗ

через использование коррекционно-развивающих упражнений

1. Введение.



Создание проблемной ситуации:

Задание: предлагаются два слова, мало связанных между собой. Дерево и дом.


Вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов.

- Вызвало ли это задание у вас затруднение? Почему?

- На развитие какого психического процесса оно направлено?

2. Актуализация.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Отставание у детей с ОВЗ в развитии словесно-логического мышления связано с недостатками речевого развития детей (прежде всего с несформированностью обобщающей функции слова) и с несформированными мыслительными операциями (анализом, синтезом, отвлечением, обобщением, различением, сравнением), сниженной способностью планирования своей деятельности, неумением предвидеть результат и соотносить с ним произведенные действия.

Указанные особенности нарушения препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов мышления.

Поэтому в работе с младшими школьниками с ОВЗ проблема логического мышления является очень актуальной. Хорошо развитые свойства логическое мышление являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.



3. Проблема.

Трудности в развитии логического мышления детей с ОВЗ.



4. Цель исследования- повысить уровень развития свойств логического мышления учащихся с ОВЗ через использование специальных коррекционно-развивающих упражнений.

5. Задачи.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:



  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

  2. Определить уровень сформированности свойств логического мышления учащихся через использование диагностических методик;

  3. Подобрать серию специальных упражнений на развитию логического мышления и использовать в коррекционной работе с детьми;

  4. Провести повторную диагностику с целью определения уровня развития логического мышления;

  5. Проанализировать результаты работы и сформулировать выводы.

6. Разминка: разгадать ребус



7. Основная часть.

Диагностические методики по изучению логического мышления.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием апробированных в отечественной педагогике и психологии методов исследования:



  • для определения способности к классификации и анализу «Исключение понятий».

  • для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов "Определение понятий, выяснения причин, выявление сходства и различий в объектах "

  • для определения способности к логическому мышлению, обобщению. «Последовательность событий»

  • для определения уровня сформированности операции сравнения у младших школьников «Сравнение понятий»(см. Приложение 4)

Обследовав учащихся 2г класса ( на начало учебного года и конец третье четверти),пришли к следующему выводу, что уровень сформированности логического мышления у детей находится:

Вывод: результаты обследования показали, что у учащихся недостаточный уровень развития логического мышления.

На основе анализа диагностических методик была подобрана и использована специальная система занятий с использованием коррекционно-развивающих упражнений на развитие различных сторон логического мышления. (см.Приложение 5).

Итоги показывают, что проведенная диагностическая и развивающая работа дали следующие результаты:





Вывод: Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования можно говорить о том, что развивающая программа с использованием специальных коррекционных упражнений, способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.

Рефлексия. Полезна ли была вам данная информация? Будете ли вы использовать данные упражнения в своей работе? Детям раздаются жетоны. Если ребенок считает занятие интересным, полезным, свой жетон он кладет в красный конверт. Если ребенок остался равнодушным, свой жетон он кладет в синий конверт. Ребенок, которому занятие совсем не понравилось, опускает свой жетон в черный конверт.

Литература

1.Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/. М. К.Акимова, В.Т. Козлова-- Обнинск, 2003.

2.Божович, Д. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Д. И. Божович -- М., 1968.

3.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. -- М., 2004.

4.Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М., 2003

5.Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. -- М., 2003.

6.Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. Т.1/ А.В.Запорожец. -- М.: Педагогика, 1986.

7.Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. -- М., 2007.

8.Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн/ Р.С.Немов. -- М.: Владос, 2000.

9.Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей/ С. Л. Рубинштейн.. -- М., 1996.

10.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.

11.Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление/ А. Н.Соколов. -- М.: Просвещение, 1968.

12.Тихомиров, O.K. Психология мышления/ O.K.Тихомиров. -- М.: Изд-во МГУ, 1984..

13.Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б.Эльконин. -- М., 2001.

14.Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. -- М., 2000.

Приложение 1.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница