Поступok и происшествиe



Скачать 475.13 Kb.
страница1/9
Дата14.04.2018
Размер475.13 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  ПОСТУПOK И ПРОИСШЕСТВИE. К ТЕОРИИ СУДЬБЫ

                                         Михаил  Эпштейн


 

     ...Таинственная, загадочная сила,  которую все  ощущают, которой не в состоянии объяснить ни один  философ и от которой религиозный человек старается отделаться несколькими утешительными словами.


                                                                              И. В. Гете  [1]

                                            Предисловие

Почему мы заводим  разговор о судьбе в начале 21-го века? Разве не


сдано это понятие уже давно в архив суеверий?

В истекшем столетии  "судьба" отменялась по крайней мере по двум


причинам. Во-первых,  как пережиток религиозных идей и институций,
унижающих свободу и достоинство человека.  Вера в судьбу
объяснялась невежеством и рабством прошлых веков,  идеологией
правящих классом, условиями жизни в эксплуататорском обществе - чему должны положить конец  просвещение, эмансипация, революция.  Если человек, как принято было говорить,  "сам становится хозяином своей судьбы", то понятие судьбы тем самым отменяется и превращается в простой синоним жизни, всех событий существования.

 С другой стороны,  понятие "судьбы" проходило процесс


демистификации, как  превращенная форма обозначения объективных
обстоятельств и структур -  экономических, социальных, культурных,
языковых,  определяющих жизнь и сознание человека и задающих
границы  его свободе. Роль судьбы в новом, научном мировоззрении
отводилась  законам биологической эволюции, историческим
обстоятельствам, производительным силам, общественным отношениям,
воле масс, подсознанию ("оно") и сверхсознанию ("Сверх-Я),
статистическим закономерностям (игре больших чисел),  генетическим
программам, глубинным структурам языка и знаковым системам
культуры. Эта демистификация судьбы действовала на протяжении всего 20 в., в таких разных мировоззрениях, как дарвинизм, марксизм, психоанализ,  структурализм, постструктурализм, различные теории эволюционного, генетического и культурного детерминизма. Именно детерминизм является общим знаменателем этих столь разных мировоззрений, которые, как ни странно, объединяются тем самым понятием "судьбы", которое они исключают и которому пытаются найти более рациональную замену.

 Две указанные причины "отмены судьбы" - эмансипация и детерминизм


- связаны между собой  и вместе приводят к противоречивому
результату. Человек становится  как бы безгранично свободен - и тут же
закрепощается новыми зависимостями, в сущности,  более тяжелыми и
безысходными, чем старинная "судьба". Судьба может шутить, играть, быть благосклонной, милостивой - у нее в запасе есть те дары и щедроты, лазейки и обходные пути, в которых отказывает человеку новейший детерминизм.

 Мы возвращаемся  к понятию судьбы, потому что полагаем, что оно


далеко не исчерпало своего потенциала в современной культуре.  Хотя
оно не часто встречается у современных философов, крупнейшие
писатели  20 в. строили свои художественные миры вокруг концепции
судьбы, которая неотделима от самого способа
художественно-повествовательной организации событий в тексте. Кафка,
Джойс, Г. Гессе, Р.-М. Рильке,  Х. Л. Борхес, В. Набоков, Т. Уайльдер,
Гарсиа Маркес  - в центре их творчества находится метафизика и
персонология судьбы. Эти художественные интуиции нуждаются в новой
рефлексии, которая, наследуя таким мыслителям, как О. Шпенглер, Г.
Зиммель, К. Юнг, позволит заново ввести "судьбу" в концептуальное
поле философии и других гуманитарных дисциплин.

 С другой стороны, и современная наука заново пробуждает интерес к


судьбе как результирующей множества  случайностных, статистических,
стохастических процессов, которые изучаются теорией "хаосложности"
(chaoplexity).  По сути, именно поле смыслов, покрываемых
традиционным понятием "судьба", находится в центре этой дисциплины,
возникающей на стыке математических, естественных, информационных
наук и изучающей нелинейные, непредсказуемые процессы, зависящие
от взаимодействия множества случайных факторов.

 Приведу свежий пример. Одно из новейших имен судьбы - "вездесущность"


(ubiquity), которым Марк Бьюкенен характеризует те критические
состояния и структурные "обвалы", которые вызвали столь разные
события, как  гигантское землятрясение в Кобе (Япония) в 1995 г.;
пожары, опустошившие Йеллоустонский парк (США) в 1988; обвал
финансового рынка в 1987; начало первой мировой войны;
всепланетную гибель динозавров. Этот же закон действует в
передвижении песчаных масс, в заторах уличного транспорта, в
распространении массовых эпидемий.  Собранные Бьюкененом
факты и свидетельства ведущих ученых в самых разных дисциплинах подводят к общему заключению, что любая система по мере развития выходит из состояния стабильности и оказывается на пороге таких необратимых, катастрофических перемен, которые были, есть и навсегда останутся абсолютно неизбежными и абсолютно непредсказуемыми. Эта

Каталог: data -> 2011
2011 -> Семинар "Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований"
2011 -> Тамара Михайловна Тузова Специфика философской рефлексии
2011 -> Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика»
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Программа дисциплины «Основы теории коммуникации»
2011 -> Тезисы международной научно-практической конференции "Реализация гендерной политики: от международного до муниципального уровня"
2011 -> Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии»
2011 -> Николо Макиавелли Государь
2011 -> Экономическая социология
2011 -> Экономическая социология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница