Постановка проблемы



Скачать 104.38 Kb.
страница1/4
Дата09.03.2018
Размер104.38 Kb.
  1   2   3   4

Александрова Елена.
Тема: Социальные составляющие ценообразования: анализ на примере неформальных денежных платежей за стоматологические услуги в бюджетных медицинских учреждениях.

Постановка проблемы.

1. Экономическое представление о том, что цена на товары и услуги устанавливается в результате соотношения спроса и предложения на рынке является слишком абстрактным. Тот факт, что в конечном итоге цена появляется в результате принятия решения о ней конкретным индивидом или группой индивидов, которые предлагают услуги, чаще всего игнорируется экономической теорией. Следуя логике Вебера о том, что экономическое действие является лишь одной из разновидностей социального действия, мы будем считать, что за любой ситуацией на рынке в пределе стоят социальные действия людей. Более того, любая ситуация на рынке разворачивается на общем социально-культурном фоне, в основе которого находятся общепризнанные на данный момент социальные представления. Причем, как нам кажется, чем менее стандартизированной является ситуация на рынке, тем более значимой оказывается роль этих социальных представлений.

2. Невещественный характер стоматологических услуг затрудняет предварительное сопоставление пациентами качества работ, предоставляемых различными операторами стоматологического рынка. Выработки оценок качества услуг даже после их потребления пациентом приходит лишь со временем. Даже здесь важную роль играют сопроводительные аспекты получения услуги, такие например, как оценки комфортности обслуживания, уровень болезненности лечения, выработанные или имеющиеся заранее представления об уровне профессионализма врача, величина отрезка времени до момента проявления новых симптомов вылеченного заболевания и т.д. Действительная оценка качества полученной стоматологической услуги остается прерогативой экспертов.

3. В сфере услуг, в том числе и медицинских, появляется эффект оценки качества через цену, когда чувствительность покупателей к ценам понижается, и цена становится индикатором качества услуги. [Липсиц, 2005, стр.337] Вместе с тем, нередко в демонстрируемых стоматологических прайс-листах спектр услуг представлен на языке специальных терминов и настолько дробно, что самостоятельная оценка цены на требующееся лечение для пациента оказывается невозможной. Таким образом, «производитель» медицинских услуг имеет высокую степень свободы от «потребителя» не только в установлении общего уровня цен, но и в формировании стоимости каждого конкретного посещения.

4. Российское законодательство оставляет за государственными медицинскими учреждениями право на оказание платных услуг. Как следствие, в 1999 году Министерством Здравоохранения РФ и РАМН была утверждена «Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг», адоптированная, в том числе, и к определению стоимости стоматологического лечения. Однако наряду с оплатой лечения «через кассу» существуют практики оплаты лечения напрямую врачу. По ряду причин в стоматологической сфере такие практики особенно уместны.

5. Скорректировав результаты исследования «Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет» с учетом специфики стоматологического лечения, можно предположить, что в стоматологии реализуется как минимум две модели неформальных платежей (и связанные с ними схемы ценообразования):



  1. «плата по тарифу», когда «пациент платит за медицинскую помощь по сложившимся теневым ценам». Причем эти цены, говорят авторы исследования, либо «формируются как цены конкурентного рынка» с коррекцией на тип медицинского учреждения или без, либо «определяются на основе тарифов, по которым соответствующие медицинские услуги легально предоставляются пациентам как платные услуги», либо «монопольно устанавливаются врачом исходя из его представлений о достойном для него уровне вознаграждении его труда» [С.В. Шишкин, 2003].

  2. «плата по возможности», которая «предполагает переговоры между врачом и пациентом до оказания услуг», «цены являются индивидуальными договорными ценами и дифференцируются для разных категорий пациентов за одни и те же услуги». [С.В. Шишкин, 2003].

6. Практика оказания оплачиваемых стоматологических услуг является неформальной. Это значит что:

  1. пределы возможностей врача на ведения такой практики во многом зависят от администрации клиники, то есть заведующих или главных врачей. Логично ожидать, что характер взаимоотношений лечащего врача с вышестоящим начальством, профессиональный статус этого врача, его ценность для данного медицинского учреждения могут оказывать влияние на уровень цен, устанавливаемый врачом на свои услуги.

  2. формирование клиентуры оказывается «личной» задачей врача в этом смысле он зависим от своих пациентов.

  3. взаимодействие между врачом и пациентом, проходящее в неформальных условиях, оказывается еще более доверительным, чем обычно.

  4. врачи работают по неформальным правилам, в том числе и на этапе установления цены. Вполне вероятно, что наряду с экономическими расчетами здесь проявляются, во-первых, представления о «справедливой цене» за услуги такого рода; во-вторых, представления о «справедливой цене» для пациентов такого рода.

7. Неясно, каким образом определяется размер неформально взимаемой платы за лечение.

  1. мотивы конкурентного рынка и монополии не проливают свет на реальный механизм определение цены.

  2. нормативные цены, хотя и используются в некоторых случаях, не описывают всего множества ситуаций.

  3. затратный способ не может служить объяснением, потому что многие прямые затраты (например, аренда помещения, оборудования, часть медицинских материалов и пр.) рассматриваемых стоматологов в значительной мере финансируются из средств бюджета.

Суммируя сказанное, можно предположить, что наряду с материальной составляющей в образовании цен за неформально оказываемые в бюджетных учреждениях стоматологические услуги могут участвовать и социальные факторы. В данном исследовании мы ограничим их спектр позицией врача в социально-профессиональной сети данной клиники, представлениями врача о «достойной» плате за его услуги, и социальными, демографическими и клиническими характеристиками пациентов.


Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница