«Пословицы и поговорки русского народа»



Скачать 41.67 Kb.
Дата28.07.2018
Размер41.67 Kb.
ТипКонспект

Автор: Колтыкова Елена Алексеевна

Полное название образовательного учреждения:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Валуйки Белгородской области



Конспект внеурочного занятия факультатива «В мире книг»

Класс: 1

Тема: «Пословицы и поговорки русского народа»

Цель: способствовать обобщению знаний о пословицах и поговорках русского народа; продолжить формирование нравственных ценностей у детей; создать условия для воспитания интереса к творчеству народа.

Планируемые результаты:

Познавательные: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте

Коммуникативные: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение

Личностные: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

Оборудование : карточки с пословицами, презентация.
Сценарий занятия:

I. Мотивация (самоопределение) к деятельности

1.Работа в парах.

Расшифруйте записи

труд, и, где, счастье ,там

нет, ищи, а, нашел, береги, друга

–Как вы думаете, что это такое?

2. Открытие темы занятия

– О чём сегодня будем говорить на занятии?

Наше занятие посвящёно «жемчужинам» русского языка: пословицам

 и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной.  На Руси говорили: «Без пословицы речь не молвится» (слайд 1)



II. Актуализация и пробное действие

1. Беседа, рассказ учителя о пословицах и поговорках

– Какие вы знаете пословицы?

– К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности, когда еще не было письменности. Они потешают, развлекают, веселят, учат.

– Какие еще жанры произведений относятся к устному народному творчеству?  (слайд 2)

– Как одним словом можно назвать все эти произведения?   (слайд 3)

Что такое фольклор? Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает «народная мудрость», «народное знание»).

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

– Что же мы должны узнать на занятии, какую цель поставить?



IV. Реализация проекта занятия

1.Раскрытие темы

– Что же такое пословица?

Обратимся к словарю  

Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).

Признаки пословицы:

краткость;

меткость и точность мысли;

законченность предложения.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются

– Что же такое поговорка?

Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: «За двумя зайцами погнался»,«Семь пятниц на неделе».

В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.

В. И. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь(слайд 4). Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки?



2. Работа в группах. Объяснение значения пословиц.

1 группа

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

2 группа

Маленькое дело лучше большого безделья.

3 группа

Ученье свет, а не ученье тьма.

4 группа

Жить - Родине служить.

– Какие бывают половицы?

Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Игра «Узнай пословицу».

Давайте поиграем. Я буду называть первую часть пословицы, а вы её продолжение:

Без труда …не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело … гуляй смело.

В гостях хорошо, ……а дома лучше.

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.



VI. Включение в систему знаний и повторение

Игра «Назови пословицу по предметам»

КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)

ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)

ПЕРО ( Написано пером – не вырубишь топором)



VII. Итог занятия. Рефлексия.

У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит. Что это? ( пословицы и поговорки)
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница