Понятие времени в философии науки



Скачать 215.2 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата13.05.2018
Размер215.2 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ
В ФИЛОСОФИИ НАУКИ КОНЦА ХIХ НАЧАЛА ХХ В. А. ЭЙНШТЕЙН
Х
орошо известно, что принцип относительности является одним из основных постулатов классической механики. После появления теории относительности Эйнштейна его часто называют принципом относительности в узком смысле. Он был сформулирован Галилеем и состоит в утверждении, что если система отсчета А движется равномерно и без вращения относительно системы В, то явления природы протекают по одними тем же общим законам в обеих системах отсчета. Относительно
Галилеевой системы отсчета выполняется основной закон классической механики закон инерции, в котором, в сущности, указывается, как меняется положение движущегося тела со временем. Дать описание движения — значит указать для каждой точки траектории момент времени, когда тело находится в данной точке.
Механика Галилея Декарта — Ньютона принимает как не подлежащие сомнению следующие утверждения относительно времени и пространства промежуток времени между двумя событиями не зависит от состояния движения тела отсчета, также как от состояния движения тела отсчета не зависит расстояние между двумя точками твердого тела. Нам здесь важно отметить,
что в классической физике указания времени абсолютны в том смысле, что не зависят от состояния движения системы отсчета.
Время в механике Галилея — Ньютона хотя и утрачивает свойство необратимости, но играет более самостоятельную роль, чем пространственные координаты, а потому рассматривается как самостоятельный континуум. И, наконец, в классической механике принципиальную роль играет понятие одновременности событий, происходящих в как угодно отдаленных друг от друга уголках Вселенной возможность всемирной одновременности, которая позволяет представить себе физическое время как движущее 2005 — №1
ОТКРЫТАЯ КАФЕДРА
П. П. Г
АЙДЕНКО
Понимание
времени
Статья вторая
1 О том, что классическая физика преодолевает необратимость времени и утверждает полную симметрию прошлого и будущего, хорошо сказал французский математик П. Лаплас Мы должны рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие ее предыдущего состояния и как причину последующего. Уму, которому были бы известны для данного момента все силы, обусловливающие природу и относительные положения всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу. не оставалось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, также как и прошлое, предстало бы перед его взором (Лаплас П.
Опыт философии теории вероятностей. МС ся вперед лезвие огромного ножа, является философской предпосылкой классической механики.
Мы уже видели, как были подвергнуты критике эти представления о времени у Маха, и особенно у Пуанкаре, показавшего несостоятельность понятия одновременности.
Именно на них опирается Эйнштейн, вскрывая противоречие между принципом относительности в его галилеевско ньютоновском понимании, с одной стороны, и законом распространения света — с другой. Согласно принципу относительности, — поясняет
Эйнштейн, — закон распространения света в пустоте. должен бы быть одинаковым как для полотна железной дороги, принимаемого в качестве тела отсчета, таки для вагона.
Но... это кажется невозможным. Если всякий световой луч распространяется относительно полотна дороги со скоростью с, то,
казалось бы, поэтому скорость распространения света относительно вагона должна быть иной — в противоречии с принципом относительности. Ив самом деле, если вагон движется со скоростью v в том жена правлении, в каком распространяется свет,
то скорость света относительно вагона будет меньше с, она будет равна с — v. Чтобы разрешить это противоречие, надо отказаться либо от принципа относительности в его классическом — галилеевском — понимании, либо от закона распространения света в пустоте. Но исследования Г. Лоренцом электродинамических и оптических явлений показали, что закон постоянства скорости света в пустоте должен лежать в основе теории электромагнетизма. У Лоренца этот закон базируется на гипотезе неподвижного эфира. Эйнштейн убежден, что именно постоянство скорости света является основным инвариантом, на которое может опираться физическая наука. Но при этом он убежден,
что есть возможность разрешить указанное противоречие, не отказываясь и от принципа относительности. Для этого необходимо переосмыслить традиционные для физики представления о времени и пространстве переосмыслить, идя в том направлении, которое было указано Махом и Пуанкаре.
«Здесь и выступила на сцену теория относительности. В результате анализа физических понятий времени и пространства было показано, что в действительности принцип относительности и закон распространения света совместимы и что, систематически придерживаясь обоих этих законов, можно построить логически безупречную теорию. Основные положения этой теории в отличие от ее обобщения мы называем специальной теорией относительности»
5
В чем же состоит пересмотр понятий времени и пространства, осуществленный Эйнштейном в специальной теории относительности (СТО Прежде всего, Эйнштейн отвергает традиционное понятие одновременности, доказывая относительность одновременности.
«События, одновременные относительно полотна железной дороги, не являются одновременными по отношению к поезду, и наоборот. Всякое тело отсчета (система координат) имеет свое особое время указание
168
ЗНАНИЕ
. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ — №1 1
Уитроу Дж. Естественная философия времени. М УРСС, 2003. С. 379.
2 Эйнштейн А. Физика и реальность. М Наука, 1965. С. 176.
3 Позднее, в 1912 г, Эйнштейн писал, что постулат о независимости скорости света от движения источника он позаимствовал из лоренцевской теории покоящегося эфира (Эйнштейн А. Собр.
науч. тр. Т 1. М Наука, 1965. С. 219).
4 Как подчеркнул немецкий исследователь Клаус Борхард, анализируя специальную теорию относительности, Эйнштейн вводит своего родановый абсолют — движение света. Согласно Эйнштейну,
«в природе ничто не может подтвердить наши представления об абсолютном покое, но существует одно абсолютное движение, а именно движение света (под светом следует понимать все электромагнитные излучения (Borhard K. Die Zeit im Lichte der Technik // Zeitbegriffe und Zeiterfahrung, hrsg.
von H. M. Baumgartner. Karl Alber Verlag, Freiburg Muenchen. 1994. S. 156 ).
5 Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 177.


Каталог: nauchnaya -> ZPU
nauchnaya -> Доклады и материалы Выпуск 10 Москва
nauchnaya -> Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы
nauchnaya -> Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы
nauchnaya -> Систематическая философия. Курс лекций. 2-е издание
nauchnaya -> Литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»
nauchnaya -> Н. Т. Пахсарьян XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница