Понятие свободы в Западном и Российском обществе Новоселова Вера Олеговна



Скачать 50.97 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата19.03.2018
Размер50.97 Kb.
  1   2   3


1
Понятие свободы в Западном и Российском обществе
Новоселова Вера Олеговна, преподаватель
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.
Решетнева
(г.
Красноярск)
Понятие свободы неоднозначно. Свободу понимают по-разному на различных культурных, социальных,
научных, политических, религиозных уровнях. В своей работе автор пытается проанализировать понятие
свободы и ее роль в обществе.
Ключевые слова: благо, выбор, ответственность, произвол, свобода.
На сегодняшний момент проблема свободы является одной из самых важных проблем антропологии на фоне не только экономической, но и социальной, культурной, эколо- гической, а, следовательно, и политической кризисной ситу- ации не только в нашей стране, но и во всем мире. Ведь каждый желает быть свободным от навязываемого ему регламентирования жизни, от принуждения, которое уста- навливает границы желаниям, тормозит развитие, ограни- чивает способность принимать решения.
По мнению В.В. Богданова даже в профессиональной среде понятие свободы используется чаще всего на уровне обыденного, бытового словоупотребления и подразумевает три основных смысла: А) свобода как независимость; Б) свобода как выбор; В) свобода как возможность поступать так, как хочется [1].
Свобода – это возможность для человека поступать в соответствии со своими интересами, осуществлять наме- ченные цели в рамках конкретных условий, основываясь на своей ответственности и сознательности.
На бытовом уровне свобода понимается как отсутствие принуждения со стороны других людей.
С научной точки зрения, свобода – это философская категория, выражающая взаимоотношение между дея- тельностью людей и объективными законами природы и общества [9, с. 420].
Западные философы понимают свободу как самоопре- деление духа, как возможность поступать согласно воле- изъявлению, которое не детерминировано внешними усло- виями, так как идея детерминизма полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нрав- ственную оценку его действий. Только ничем не ограничен- ная и безусловная свобода выступает единственной осно- вой человеческой ответственности. «Мы свободны, потому что ответственны, и мы ответственны потому, что свободны; нет свободы без ответственности, как и нет ответственности без свободы – они неразрывны» [4].
Ввиду многозначности понятия свободы ученые под- разделяют категорию свободы на несколько видов.
Например, А. Шопенгауэр понимает под свободой
«лишь отсутствие всяких преград и помех» и подразделяет ее на 1. физическую, которая состоит «в том, что я могу делать то, что я хочу, коль скоро мне не мешают физиче- ские препятствия», 2. интеллектуальную, которую он назы- вает вменяемостью: человек интеллектуально свободен, когда «его поступки – простой результат реакции его воли на мотивы, которые во внешнем мире одинаково суще- ствуют для него, как и для всех других. И потому его по- ступки ему тогда нравственно, а также юридически вме- няются», и 3. моральную (свободу воли): «Она заключается во вполне ясном и твердом чувстве ответственности за то, что мы делаем, основанной на непоколебимой уверенности в том, что мы сами являемся авторами наших действий»
[10].
Дж. Милль считает, что «Человек ответственен только за ту часть своего поведения, которая касается других. В остальном – абсолютно независим. Над собой, своим те- лом и душой личность суверенна». Он разделяет свободу на: «Во-первых, внутреннее царство сознания …; свобода мыслей и чувств; абсолютная свобода мнения по всем предметам. Во-вторых, свобода вкусов и занятий, возмож- ность строить жизнь в соответствии своему характеру; де- лать то, что нравится. В-третьих, из такой свободы каждого следует, в тех же пределах, свобода групп, свобода объеди- нения для любых целей, лишь бы не вредили остальным…
Какова бы ни была форма правления, общество, где эти свободы не уважают, не является свободным» [5, № 11, с.
12].
Профессор А.И. Осипов обращает внимание на три разных смысла понятия свободы: 1. метафизическое пони- мание свободы (свобода воли человека, характеризующая- ся наличием в человеке способности выбора, внутреннего выбора, между добром и злом), 2. внешняя свобода (свобо- да действий человека), 3. духовная свобода человека
(власть человека над своими страстями, или – господство ума над сердцем) [6].
И.А. Ильин подразделяет понятие свободы на: 1. внеш- нюю (или общественную) свободу человеческой личности, которую характеризует как «свободу веры, воззрений и убеждений»; 2. внутреннюю (духовную) свободу, которую понимает как «силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни, т.е. доб- ровольно и любовно заполнять себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями»; 3. политиче- скую свободу (т.е. лояльность политическому авторитету), которая может быть реализована только при одном усло- вии – «слова этого авторитета (законы, распоряжения, увещания и т. д.) должны быть свободно приняты челове- ком и свободно вменены им себе самому»; тогда они не только не создадут никакого подавления свободы личности, но, напротив, укрепят ее и наполнят ее жизненным содер- жанием [3].
На основании вышесказанного автор считает возмож- ным сделать предварительный вывод, что между западно- европейским и российским взглядами на свободу есть су- щественные различия.
В традиционном отношении к свободе в западном об- ществе акцент ставится на соблюдении законов, в осталь- ном – свобода субъекта не должна ограничиваться. В по- нятие свободы (свободы воли) человека вкладывается пол- ное отсутствие связей как ограничений и отношений вза- имной зависимости [7, с. 24]. Я свободен делать то, что я хочу – мораль современного западного человека. И это представляется как благо и для отдельного индивида, и




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница