Понятие самоорганизации: философский, историко-социальный и политологический аспекты



страница1/14
Дата21.01.2018
Размер0.84 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Российская академия наук

Владикавказский научный центр

Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных

исследований им. В. И. Абаева

Юго-Осетинский государственный университет

им. А. А. Тибилова


К. Г. ДЗУГАЕВ



Парадигма самоорганизации:

философский,

историко-социальный и

политологический аспекты

Цхинвал, 2006

Научное редактирование:
ПЛИЕВ А. Г., доктор философских наук, ведущий научный
сотрудник Северо-Осетинского института
гуманитарных и социальных исследований
ДЗИДЗОЕВ В. Д., доктор исторических наук, заведующий
кафедрой политологии Северо-Осетинского

государственного университета

В монографии исследуются философские и общенаучные основания современной парадигмы самоорганизации, обосновывается категориальный статус понятия самоорганизации и предлагается его философски выдержанное определение. Показаны применения парадигмы самоорганизации к разрешению различных вопросов Универсальной истории, в частности, к осмыслению «вертикали Панова – Снукса». Приведены примеры историко-политологического рассмотрения конкретно-исторических ситуаций с использованием самоорганизационного подхода.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Вместо предисловия

Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена актуальным проблемам философии. Современная философия переживает глубокий системный кризис. Отказ от классической философии, от классических методов исследования объективного мира привёл к тому, что философия превратилась в пустой дискурс (заметьте, не диалог, а дискурс), то есть в пустой трёп. Философия перестала быть образцом строго логического мышления, высокой культуры и мощного когнитивного инструмента. Исчезли исследования по методологическим проблемам философии. А без таких исследований никакая философия не может развиваться и заниматься поисками истины. Кстати, замечу, западные философы это уже стали понимать. Многие из них вернулись к классическим методам познания, в первую очередь к диалектике.

Монография К. Г. Дзугаева – по существу первая работа, освещающая фундаментальные методологиче­ские проблемы на современном уровне. При этом отрадно, что автор опирается на классическую диалектику и вместе с тем идет дальше, особенно когда речь идет о принципах самоорганизации.

Парадигма самоорганизации в последние десятиле­тия активно развивается, вовлекая в свою ор­биту всё новые научные дисциплины и направления. В точных науках она предстаёт в виде синергетики, иссле­дующей нелинейные неравновесные системы и добив­шейся неплохих результатов. Но попытки применить синер­гетические методы к анализу общественных процес­сов и феноменов контрпродуктивны, потому что здесь диалекти­ческий метод давно показал свою эффектив­ность и плодотворность.

Тем не менее, к сожалению, до сих пор предпринимаются усилия расширить область применимости синергетических методов вплоть до объявления синергетики некоей постмодернистской альтернативой диалектики. Такой подход с очевидностью обречён на неудачу, ибо диалектика не может быть "преодолена" каким бы то ни было набором формализаций, пусть даже сугубо синергетического толка.

Обращение к проблеме самоорганизации для К. Г. Дзугаева было вполне естественным, так как и его диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук имела название "Самоорганизация как сущностный механизм прогрессивного развития". Уже тогда К. Г. Дзугаев ставил перед собой цель применения самоорганизационного подхода к исследованию общества. Однако реализации этой исследовательской программы помешал грузино-осетинский конфликт, ибо он как истинный патриот своего народа не мог быть посторонним наблюдателем этого кровавого конфликта.

Но теперь, получив возможность вернуться к научной деятельности в качестве уже не только и, может быть, не столько философа, сколько политолога, К. Г. Дзугаев приступает к научному осмыслению сложного общественно-политического бытия самоопределившейся Республики Южная Осетия, предлагая в данной монографии развёрнутый научный инструментарий в рамках парадигмы самоорганизации.

Основной посыл работы заключается в том, что понятие самоорганизации, по мысли автора, представляет собой вполне сложившуюся и удовлетворяющую всем философским канонам категорию. В этой связи нам представляется интересным и заслуживающим внимания предложенное К. Г. Дзугаевым определение самоорганизации, представляя её как логическое продолжение категориальной линии самодвижения – саморазвития и образующая с этими фундаментальными категориями триаду-рядоположение "самодвижение – саморазвитие – самоорганизация".

Автор считает, что категория самоорганизации может быть использована при анализе новых реалий современного общества. Вначале он рассматривает весьма абстрактные вопросы космического присутствия жизни и разума, а затем закономерно выходит на анализ кардинальных проблем развития земной цивилизации, используя при этом новейшие научные открытия и по-своему их осмысливая: к таковым он относит в первую очередь "вертикаль Панова – Снукса", указывающую на приближение глобального системного кризиса человечества при жизни нынешнего поколения.

Большой политологический и исторический интерес представляют приведённые К. Г. Дзугаевым примеры конкретного самоорганизационного анализа реальных исторических ситуаций. Здесь, безусловно, надо подчеркнуть заслуги Л. В. Лескова, показавшего строгими методами, что исторический сценарий распада СССР был, оказывается, менее вероятен, чем сценарий его сохранения и содержательного реформирования.

Исследование К. Г. Дзугаева, таким образом, представляет собой работу, выполненную на передовом крае научных исследований – работу, в которой автор постарался объединить политологическую историко-ситуативную составляющую с общетеоретической, философской постановкой проблемы. При этом использован большой массив научной информации, автор хорошо ориентируется не только в философских аспектах проблемы, но и на уровне её общенаучных экспликаций. В этом отношении физико-математическое образование К. Г. Дзугаева является, несомненно, подспорьем и преимуществом для самоорганизационного анализа.

Данная монография, несомненно, заслуживает публикации. Она будет интересна не только представителям обществознания, но и естествознания. Вместе с тем она восполнит существующий пробел в освещении методологических проблем философии и политологии. Что же касается научных интересов К. Г. Дзугаева, то уверен, что заявленный им подход найдёт продолжение в его докторском диссертационном исследовании и новых монографиях по данной проблематике.


И. А. Гобозов, доктор философских наук,

академик РАЕН,

профессор кафедры социальной философии

философского факультета МГУ

им. М. В. Ломоносова,
главный редактор журнала «Философия и общество
».


Каталог: sites -> default -> files -> attachment
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»
attachment -> «наука» вкладка «Научные статьи» : «Статьи И. Б. Балашовой»
attachment -> Библиография, использованная для составления путеводителя


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница