Понятие «проблема» и процессы проблематизации в ммк как ключевые для понимания методологического мышления



страница1/7
Дата04.06.2018
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Борис Сазонов

Понятие «проблема» и процессы проблематизации в ММК как ключевые для понимания методологического мышления1

Московский методологический кружок на разных этапах обращался к разным представлениям о «проблеме». В том числе представлениям функционально близким, но проходящим под другими терминами. Эти представления существенным образом повлияли на начальное построение и трансформацию «теории мышлении» в ММК. Но параллельно Московский методологический кружок «собственноручно» осуществлял мыслительную деятельность и рефлектировал ее, и в этих процессах важнейшее, едва ли ни центральное место занимали процессы и процедуры проблематизации. Таким образом, обращение к теме «проблема и проблематизация в истории ММК» предполагает необходимость разбираться в этой достаточно сложной, многослойной и в каком-то смысле синкретической действительности.

Я остановлюсь более подробно на первом этапе ММК, а именно на содержательно-генетической логике, на принятых в ней представлениях, близких к понятию «проблема» и их роли в конструировании представлений о «мышлении», «мыслительной деятельности».

Как неоднократно заявлял Г. П. Щедровицкий, эти представления в дальнейшем получили серьезную трансформацию, были развиты, менялись, критиковались, в том числе и отрицались в каких-то существенных деталях. Однако основной корпус идей и методологических подходов, намеченных в первый период жизни ММК сохранялся. Или иначе: именно ГП вновь и вновь встраивал исходные понятия о мышлении и проблеме в последующие теоретические представления, базирующиеся уже на категории деятельности.

Поэтому понять то, какими в результате развития ММК оказались те или иные конструкции, связанные с этими понятиями, нельзя, если мы не проведем достаточно подробный, и в том числе критический анализ шагов, сделанных на первом этапе, на этапе «содержательно-генетической логики».

Часто я буду говорить о ММК как безличной структуре, хотя за этим всегда стоит его лидер – Георгий Петрович Щедровицкий как инициатор, носитель и держатель критериев оценки содержательных подходов, а также организатор коллективной мыслительной деятельности, которая обеспечила уникальные темпы продвижения в содержании и без которой методология перестает существовать.




Каталог: attachments
attachments -> Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
attachments -> Пути реализации краеведческого подхода
attachments -> Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в доо
attachments -> Е. А. Воронина, к п. н., научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации аоу во дпо «виро»
attachments -> Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
attachments -> Эссе по обществознанию (№36)
attachments -> О проведённой работе по выполнению мероприятий
attachments -> Ижевская государственная медицинская академия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница