Понятие о сознании. Происхождение и развитие сознания человека



страница1/2
Дата26.05.2018
Размер57.9 Kb.
ТипЗанятие
  1   2

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Практическое занятие № 7



Тема: Понятие о сознании. Происхождение и развитие сознания человека

Цель: формирование представлений о сознании и его основных характеристиках; об основных положениях концепции развития психики человека Л.С. Выготского; о предпосылках и условиях возникновения сознания.

Формируемые компетенции: ОК-2 - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия

Вопросы:

  1. Сознание как высшая ступень развития психики: функции, признаки, свойства.

  2. Психологическая структура сознания.

  3. Основные предпосылки возникновения человеческого сознания. Роль труда в формировании и развитии сознания человека (А.Н. Леонтьев).

  4. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.

  5. Самосознание человека: природа, сущность, структура.

  6. Развитие психики человека в онтогенезе: возрастная классификация и стадии развития.

Теоретическая часть:

По первому вопросу: студент должен охарактеризовать сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции, основные эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая); рассмотреть понятия активности и интенционалности сознания, рефлексии и мотивационно-ценностного характера сознания; изучить функции (отражательная, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная) и свойства сознания (построение отношений, познание и переживание). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000;

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009;

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010;

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

По второму вопросу: студент должен иметь представление о структуре сознания (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко) и характеристиках бытийного и рефлексивного слоев сознания. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000;

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009;

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010;

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

По третьему вопросу: студент должен охарактеризовать роль труда и речи в формировании и развитии сознания человека в концепции А.Н. Леонтьева, отличия человека от других представителей животного мира; факты, позволяющие установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009;

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003;

4. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1.

5. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005;

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По четвертому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о противоборстве «биологического» и «идеального» подходов к решению проблемы происхождения сознания человека; о понятии высших психических функций и интериоризации в концепции Л.С. Выготского; студент должен знать составные части концепции Л.С. Выготского (человек и природа, человек и его собственная психика, генетические аспекты). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009;

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003;

4. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1.

5. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005;

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

По пятому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о самосознании как венце развития сознания, о структуре самосознания по Р. Бернсу (когнитивная, эмоционально-оценочная и поведенческая составляющие) и структуре самосознания по К.-Г. Юнгу; о функциях самосознания (познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2005;

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000;

3. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001;

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010;

5. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989;

6. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М. Изд-во «Наука», 1977;

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006.

По шестому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о категории возраста и возрастной классификации развития психики человека А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Б.Д. Эльконина, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского; о стадиях развития психики человека: новорожденность, ранний младенческий возраст, поздний младенческий возраст, преддошкольный возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и начало юности, акмеологический период, период геронтогенеза; в ходе занятия студент должен раскрыть понятия «кризис психического развития», «сензитивный период развития», «зона ближайшего развития», «ведущий вид деятельности», «ведущий тип общения». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006;

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.




Каталог: userfiles -> depts -> clinical psychology
depts -> 1. Философское учение о бытии это: (Выбрать один правильный ответ)
depts -> Рабочая учебная программа культурология для специальности 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование
depts -> Русская философия
depts -> Методическое пособие для преподавателя по теме «Античная классическая философии раннего периода»
depts -> Словарь по биомедицинской этике
depts -> Вопросы и задания к экзамену, критерии оценивания ответов по дисциплине
depts -> Краткое содержание разделов и тем III семестр Раздел Образ и статус философии в культуре ок-1, ок-2
depts -> Лекция От социологии знания к социологии науки
clinical psychology -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница