Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных органов и в жизни религиозных объединений



Скачать 469.92 Kb.
страница1/9
Дата04.06.2018
Размер469.92 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



1. Введение.

Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более десяти лет практически реализуется в деятельности государственных органов и в жизни религиозных объединений. На этот период пришлись активные усилия государства по разработке новых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность религиозных объединений по выстраиванию новых форм взаимоотношения между государством и конфессиями. Всё это положительным образом сказалось на общей ситуации с обеспечением прав человека, поскольку были устранены многие конфликты, в течение предшествующих лет осложнявшие государственно-церковные отношения.

Конституция РФ (1993), провозглашая и закрепляя основополагающие принципы правового государства, в специальной статье (28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Этот общий принцип раскрывается через законодательные акты, которые обеспечивают право человека на свободу совести и регулируют деятельность религиозных объединений. Российская нормативная база в данной сфере, хотя и медленно, но постепенно приближается к общеевропейским стандартам.

В развитие конституционных положений, обеспечивающих личные права граждан, был разработан и принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Вторая статья Закона к составным частям российского законодательства о свободе совести кроме соответствующих норм Конституции РФ относит; Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые непосредственно касаются вопросов реализации прав человека на свободу совести и деятельности религиозных объединений.

В настоящее время в России по данным Министерства юстиции РФ действуют более 23 тысяч религиозных организаций 60 различных направлений. Они пользуются поддержкой миллионов российских граждан. Среди них: местные общества и централизованные религиозные центры и монастыри, духовно-образовательные учреждения и миссии, братства и сестричества.

В России созданы правовые и организационные условия для реализации гражданами своих прав на свободу совести. Религиозные организации играют заметную позитивную роль в общественной жизни. Они активно и плодотворно занимаются социальной, благотворительной, миротворческой, культурно-просветительной, образовательной, издательской и хозяйственной деятельностью. Эти усилия способствуют сдерживанию негативных проявлений, способствуют защите общечеловеческих норм и ценностей, нравственному оздоровлению общества. Учитывая остроту и глубину социальных проблем российского общества, религиозные объединения в последние годы уделяют особое внимание поддержке наиболее уязвимых слоёв населения. Формы возможного сотрудничества с государством и обществом определены религиозными организациями в ряде программных документов. Это – «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2001), «Основы социальной концепции Российского объединённого союза христиан веры евангельской» (2002) , «Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России» (2002), «Социальная позиция протестантских церквей» (2003).

Главная цель этих документов – содействовать разрешению острейших социальных проблем в российском обществе, способствовать диалогу, с одной стороны, между людьми, имеющими различные мировоззренческие предпочтения, а с другой, – между ними и государством в общем «делании добра».

Все эти жизненноважные проблемы включает в себя предмет «Религия и государственное управление», базирующийся на религиеведении.

Религиеведение1 как комплексная наука складывалось начиная с XIX века, хотя философские, теологические, психологические и другие знания накапливались веками. Оно вычленялось на стыке различных наук. С этим связано

__________________

1 Термин «религиеведение» вошел в употребление сравнительно недавно и встречается в двух написаниях: религиоведение и религиеведение. На наш взгляд» предпочтительнее второй вариант, образованный по традиционной модели от русского «религия», а не от латинского «religio» -Авт.

содержание, строе­ние и структура религиеведения. Главное в светском религиеведении - историко-философское содержа­ние, которое включает в себя социологические, пси­хологические, лингвистические и другие аспекты. Предметом религиеведения являются закономерно­сти возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории, взаимосвязь и взаимовлия­ние религии и других областей культуры. Религиеведение изучает религию на уровне общества, груп­пы, личности и включает в себя такие разделы: фи­лософию, социологию, психологию, феноменоло­гию, историю религии, учение о свободомыслии.

Современное отечественное религиеведение находится на распутье: с одной стороны, выдвига­ются слегка осовремененные теологические сообра­жения, подкрепленные ссылками на выдающихся мыслителей Вл. Соловьева и П. Флоренского, а с другой, невольно или намеренно, воспроизводятся штампы прежних времен. Даже серьезные ученые отождествляют «атеизм», который сформировался в мировой культуре как символ вольнодумства, свободомыслия, скептицизма, вольно­го человеческого духа с большевистским или «воинствую­щим» безбожием. Тем самым совершается грубая подмена понятий, намеренное искажение исторической правды.

Человеческая мысль с давних пор пытается объяснить феномен религии, понять, что составляет его сущность. Отве­ты на этот и другие вопросы дает религиеведение, позволяю­щее воспитывать терпимость, уважительность людей друг к другу, что так важно в современной России.

Современному вдумчивому молодому человеку трудно найти в духовной жизни людей фактор, который в истории играл бы большую роль, чем религия. От каменного века до информационной технотронной цивилизиции живет она не­разрывно с человеческим духом, с мировой культурой, внося в земную жизнь высший смысл, постулируя обратную связь, акцентируя способности другого, «сверхъестественного» ми­ра, определять судьбы мира земного.

Религия была решающим импульсом во многих истори­ческих событиях. Даже борьба против религии есть косвенное признание ее значимости.

Религиозное миропонимание, отстаивающее существо­вание специфического Абсолюта, «образа вечности», Бога, - это лишь один из возможных способов решения экзистенци­альной проблематики, которая по своей содержательности и онтологической глубине стоит выше суетливых стычек атеи­стов и теистов. Вера — это сугубо личное переживание Бога.

Сегодня никто не станет отрицать ту фунда­ментальную роль, которую христианство сыграло в становлении европейской культуры. А русская куль­тура в основе своей формировалась как культура православная. Православие определяло то специфи­ческое пространство русской культуры, в котором взаимодействовали, сливались и отвергали друг друга ее отдельные компоненты, как православные, так и светские. Вне этого русла невозможно представить себе творчество Радищева и Пушкина, Белинского и Герцена, Гоголя и Достоевского. В одинаковой мере мы не вправе исключать из истории российской культуры «еретиков» и «сектантов», выступавших против духовной деспотии церкви, равно как и Чаа­даева, Лунина, Вл. Соловьева, склонившихся к като­личеству. И уж тем более Толстого, убежденного христианина, но свирепого обличителя церковного «идолопоклонничества», а также многих представи­телей Серебряного века.

Иначе говоря, православие выступает как сим­вол, опора личностной, национальной идентифика­ции русского человека, как проявление его патрио­тических чувств, что вовсе не обязательно свиде­тельствует о его религиозности или желании ока­заться в церковной ограде.

То, что религия и в наши дни оказывается свя­занной со значительными событиями современно­сти, лишний раз напоминает об укорененности культуры в почве веры. История дает множество примеров, показывающих, как идеи и верования двигали миром, а мифы, концепции и убеждения - меняли облик культуры. Нерв, эпицентр культуры составляют смысложизненные проблемы и переживания, вытекающие из фак­та смертности человека. И именно религия на протяжении ве­ков предлагала решения, которые оказывались наиболее по­пулярными и приемлемыми для большинства человечества.

Сохранится ли религия в будущем? Ответим так: пока светская культура убедительно и эффективно не ответит на смысложизненные проблемы, интимно переживаемые каж­дым, для значительной части человечества вера в Бога или богов останется символом и основной надеждой на торжество добра, на приобщенность к вечным истинам бытия, потому что человечество обречено на стремление сомкнуть звездное небо и категорический императив в душе. Но и тогда каждый будет свободно определять свое место в пространстве культу­ры в зависимости от собственного неповторимого жизненного опыта. Так что едва ли даже в самом отдаленном будущем ре­лигия окажется вытесненной из сферы сознания и поведения.

Исследовать феномен религии, ее историю и современ­ность следует еще и потому, что отношение людей к религии является одним из критериев их духовного развития.

«Властители душ человеческих» - пророки и святые, писатели и художники, философы и ученые, законодатели и главы государств - всегда уделяли внимание религиозным вопросам, осознавая или интуитивно чувствуя, какую роль играет религия в жизни человека и общества. Вокруг этих во­просов на протяжении истории шла ожесточенная полемика, нередко приводящая к кровавым столкновениям, тюрьмам, пыткам и казням.

Результатом этой полемики стало возникновение и развитие множества концепций религии, становление науки о религии, о государственно-церковных отношениях, свободе совести.

Курс «Религия и государственное управление» играет важную роль в профессиональном становлении специалистов, независимо от профиля их будущей деятельности – в гуманитарной, естественно-научной, технической или организационно-управленческой сфере. Он способствует реализации свободы совести, становлению гражданских качеств личности. Велика значимость курса для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений.


Каталог: upload -> iblock -> 909
iblock -> Программа по обществознанию
iblock -> А. Г. Свинаренко
iblock -> «Социальные проблемы молодежи во взаимодействии с государством»
iblock -> Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры
iblock -> Право. Личность. Интернет Предисловие
iblock -> Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля
iblock -> Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве
iblock -> Тема №10 Проблема сознания в философии и науке
909 -> 1. Эффективная организационная структура управления, как один из основополагающих факторов успешной деятельности предприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница