Положение



страница1/7
Дата25.08.2018
Размер207 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет –
Высшая школа экономики»

Факультет психологии
Программа дисциплины

Название дисциплины

Для направления 030300.62 – «Психология»

подготовки бакалавра

Автор: З.А. Зорина (zzorina@hse.mail.ru; zorina_z.a@mail.ru)


Рекомендована секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель


___________ В.А. Штроо

«___» __________ 2010 г.


Одобрена на заседании


кафедры организационной психологии

Зав. кафедрой


____________ В.П. Зинченко
«___» __________ 2010 г.

Утверждена УС


факультета психологии

Ученый секретарь


__________ Е.Б. Старовойтенко
«___» __________ 2010 г.




Москва 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы

Доктор биологических наук, профессор Зорина Зоя Александровна, (zzorina@hse.mail.ru; zorina_z.a@mail.ru)



Требования к студентам (пререквизиты)

Аннотация

Учебная дисциплина "Биологические предпосылки мышления и речи человека " является одной из базовых дисциплин в системе подготовки психологов. Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов понимания закономерностей возникновения и филогенетического развития высших психических функций животных, которые предшествовали психике человека в процессе эволюции. Дисциплина основана на всестороннем сравнительном изучении поведения высших позвоночных животных, на представлениях об особенностях психики животных и ее отличиях от психики человека, полученных при изучении курсов «Зоопсихология и сравнительная психология», а также «Физиология высшей нервной деятельности».



Учебные задачи дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать об истории и методах изучения проблемы биологических предпосылок мышления, сознания и речи человека, о формировании научных представлений относительно их развития в процессе филогенеза;

  • понимать основные закономерности высших психических функций высших позвоночных;

  • уметь анализировать современные сравнительные данные о сходстве и различии психики человека и высших животных.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы всего28

Самостоятельная работа








Лекции

Сем. и практ. занятия




11.
Введение: проблема происхождения высших психических функций человека и методологические подходы к ее экспериментальному изучению у животных.

14

2

2



10

22.

Элементарное мышление животных как биологическая предпосылка мышления человека.

28

4

4

20

33.

Концепция Л.В.Крушинского о биологических основах элементарной рассудочной деятельности (мышления) животных.

14

2

2

10

44.

Основные мыслительные операции у животных (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование).

14

2

2

10

55.

Способность к символизации (на примере обучения «счету») как предпосылка возникновения языка.

14

2

2

10

66.

Освоение простейших аналогов языка человека («языки-посредники») высшими позвоночными.

14

2

2

10

87.

Развитие психики в процессе эволюции: экспериментальное изучение зачатков сознания у высших позвоночных.

16

2

2

14

98.

Развитие психики в процессе эволюции сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека

15.6

2

2

11.6




Итого:

135.6

18

18

99.6


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК ИЛИ РИДЕР

Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс. 2001, 2002, 2004, 2007, 2010.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

    • текущий контроль – опрос на семинарах;

    • промежуточный контроль – контрольная работа;

    • итоговый контроль – зачет в форме теста;

    • итоговая оценка (см. ниже методику формирования).


Методика формирования результирующей оценки

  1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за эсееОХ1, оценка за опрос на семинарах ОХ2, и оценка за тест ОХ3.

  2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: WХ1= 0,3; WХ2=0,3; WХ3=0,4.

  3. Пример расчета:

    Если у студента

    ОХ1 = 7

    ОХ2 =5

    ОХ3 =8

    при коэффициентах

    WХ1 =0,3

    WХ2 = 0,3

    WХ3 =0,4

    То в результате

    округленно Орез = 7

    Орез = ОХ1WХ1 + ОХ2 WХ2+ ОХ3WХ3 =

    = 7*0,3 + 5*0,3 + 8*0,4 = 6,8

  4. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачтено (7)».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение: проблема происхождения высших психических функций человека и методологические подходы к ее экспериментальному изучению у животных

Гипотезы о происхождении высших психических функций человека. Ч. Дарвин о наличии у животных «способности к рассуждению» и отсутствии качественной разницы между психикой человека и животных. Дискуссия о плавном переходе или наличии пропасти между высшими формами психики человека и высших животных.

Первые экспериментальные доказательства наличия у животных элементарного мышления: способность шимпанзе к обобщению (Ладыгина-Котс) и к решению задач в новой ситуации без проб и ошибок (В.Келер). Методологические подходы к изучению мышления и других высших когнитивных животных: комплексная экспериментальная оценка и широкий сравнительный анализ. Требования к организации когнитивных тестов. Определение когнитивных процессов и их отличие от ассоциативных.

Элементарное мышление (рассудочная деятельность) животных как биологическая предпосылка мышления человека. Определения и особенности мышления животных (Н. Н. Ладыгина-Котс, В. Келер, Р. Йеркс, А Р. Лурия, Л. В. Крушинский). Основные направления и проблемы исследований. Вклад этологии в изучение мышления животных. Примеры проявления мышления животных в естественных условиях. Канон К. Л. Моргана.


Основная литература

  1. Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс. 2001, 2002, 2004, 2007. Главы 2 и 4.


Дополнительная литература

  1. Зорина З. А.  Мышление животных: эксперименты в лаборатории и наблюдения в природе // Зоологический журнал. 2005. Т. 84. №1. С. 134–149.

  2. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. 2-е изд., М.: Академия, 2004, 2009. Глава 1, С. 42 – 71.

  3. Хейс Н. Принципы сравнительной психологии. М.: Когито-центр. 2006. 304 с.

  4. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. 2-е изд., М.: Академия, 2008. Глава 1. Методология изучения высшей нервной деятельности.


Тема 2. Элементарное мышление животных как биологическая предпосылка мышления человека.

Определения. Структура и формы проявления мышления как способности к решению новых задач. Классификация тестов для изучения мышления животных. Орудийная деятельность как модель для изучения зачатков мышления у приматов («инсайт»). Опыты В. Келера, Н.Н. Ладыгиной-Котс, Л.А. Фирсова, Е. Визальберги. Примеры решения «двухфазных» орудийных задач. Механизмы орудийных действий у животных разных видов. Сравнительная характеристика «протоорудийной» деятельности и ее механизмы у животных разных таксономических групп. «Культура и традиции» в использовании орудий у некоторых популяций животных в природе.


Основная литература

Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс. 2001, 2002, 2004, 2007, 2010. Глава 4.

Дополнительная литература

1 .Зорина З. А., Полетаева И. И., Резникова Ж. И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во Московского университета, 1999, 2002, 2010. Раздел: 2.7.

  1. Зорина З.А., Смирнова А.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны. М.: ЯСК. 2006.




  2. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница