Политика развития человеческого потенциала



Скачать 166.66 Kb.
страница1/2
Дата01.07.2018
Размер166.66 Kb.
ТипРегламент
  1   2

Иванов О.И.

д.филос.н., профессор СПбГУ, заслуженный деятель науки РФ


ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА – ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Известно, что в управленческой деятельности, в научных работах под политикой обычно понимают либо определенную совокупность документов, регламентирующих и направляющих действия органов управления, либо сами деятельности различных социальных акторов, предметом которых является некоторая сфера общественной жизни, общественных отношений. Встречаются и точки зрения, в соответствии с которыми политика – это управленческая деятельность и деятельность различных социальных акторов и основания этих деятельностей, т.е. их принципы, цели, механизмы достижения целей и т.п.1

Полагаем, что необходимость той или иной трактовки «политики» должна проистекать из понимания ее объекта (объектов) предмета (предметов), из степени научного осмысления и практического освоения той или иной сферы общественной жизни. Поэтому правомерны все варианты интерпретации понятия «политика». Каждый подход к политике обладает преимуществами и недостатками.

Рассмотрим один из вариантов трактовки. С.А. Иванов, например, определяет ее как взаимосвязанную совокупность регулирующих документов, целевых установок и механизмов достижения целей в политическом, экономическом и социальном развитии региона (субъекта РФ). По мнению этого автора, региональная политика – это единство целей и средств достижения этих целей, зафиксированных в документах стратегического развития региона и нормативно-правовых актах, принятых органами власти в установленном порядке.2 Такая трактовка политики позволяет рассматривать вопросы реализации политики отдельно от оценки самой политики. Преимущества принятого С.А. Ивановым подхода не вызывают сомнения. В то же время, еще раз подчеркнем это, данный подход применим к тем сферам управленческой деятельности, которые уже в определенной степени и научно и практически освоены. Иначе дело обстоит с теми сферами общественной жизни, с теми предметами управленческой и практической деятельности, которые только начинают выделяться и осмысливаться и практиками и учеными.

Политика развития человеческого потенциала3 и должна иметь дело с особой социальной реальностью, которую ранее не выделяли как целостность и с которой как с целостностью не работали, которую не создавали, не преобразовывали, не исследовали. Эта реальность создавалась и создается по частям, одновременно, спонтанно и сознательно.

Пока в полном объеме не разработаны теоретические и методические основы политики развития человеческого потенциала, вряд ли целесообразно рассматривать ее и как деятельность агентов формирования, преобразования, развития, сохранения человеческого потенциала, т.е. как деятельность акторов, реализующих основы политики. В то же время следует иметь в виду, что акторы в определенной степени эту, еще не эксплицированную политику, реализуют, но фрагментарно, спонтанно, стихийно.

Ведь акторы создают и потребности, и способности, и готовности общностей и индивидов к выполнению социально-значимых деятельностей, ролей и функций. Но они не работают с системами потребностей, способностей и готовностей. Такой предмет как особого рода целостность для акторов не существует. Из многослойной социальной реальности этот предмет только сейчас начинают выделять. Системы потребностей, способностей и готовностей общностей к выполнению социально-значимых деятельностей, ролей и функций – новый идеальный объект общественных наук и новый предмет коллективной человеческой деятельности.

Одна из целей политики развития человеческого потенциала – направить деятельность агентов его формирования, преобразования, сохранения, развития и использования на системы потребностей, способностей и готовностей.

Говоря о политике развития человеческого потенциала, отметим, что по существу речь идет о принципиально новом социальном явлении, о котором как о целостном и специфическом феномене не говорили, и существование которого в управленческой практике не предполагалось. Привычными стали такие виды политики как социальная политика, семейная, молодежная и другие. Указанные виды политики рассматриваются как вполне автономные и одновременно как составные части целостной социально-экономической политики государства, субъектов Российской Федерации, отдельных регионов.

По нашему мнению, сущность политики развития человеческого потенциала, ее качественное своеобразие, отличие от других социально-экономических политик определяется своеобразием ее объектов и предметов. Полагаем: основными объектами политики развития человеческого потенциала являются: все население страны, региона; различные социальные общности (группы), проживающие на ее территории; отдельные граждане. К объектам региональной политики развития человеческого потенциала следует отнести отношения населения региона, отдельных региональных общностей с объективными социально-экономическими условиями и обстоятельствами, нередко быстро меняющимися общественными ситуациями их жизнедеятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на процессы производства и воспроизводства человеческих потенциалов. К числу объектов политики развития человеческого потенциала мы также относим экономические, политические, правовые социально-трудовые, административные, социально-культурные и другие отношения субъектов потенциала с агентами его формирования, развития и использования. Говоря об объектах политики развития человеческого потенциала, следует иметь в виду, что размер группы, общности, организации, отрасли народного хозяйства, численность населения региона, страны, сообщества далеко не всегда определяет качество их человеческого потенциала. Нередко в сообществах при значительном их численном составе человеческий потенциал невысокого качества. И, наоборот, в небольших по численности людей коллективах их человеческий потенциал чрезвычайно велик. Например, в группе, в организации, в отрасли может быть тысяча и более человек (работников), но творческий потенциал этих общностей реально равен нулю. И, наоборот, размер группы не превышает сотни человек (работников), а ее творческий потенциал превышает аналогичный потенциал группы, состоящей из тысяч и сотен людей (работников). В русском языке это явление издавна характеризовали следующим образным высказыванием: «побеждать надо не числом, а умением». Характерно, что здесь фактически речь идет о способностях народа, армии, организации, группы решать стоящие перед ними задачи. Опираясь на исторический опыт и свои социальные практики, люди достаточно хорошо понимали значение человеческого потенциала, хотя в те времена, как, впрочем, и сегодня этот феномен не получил всестороннего осмысления.

Предметом политики, с нашей точки зрения, должны быть системы общих и специфических потребностей, способностей и готовностей индивидов, групп и населения в целом к выполнению на общественно необходимом уровне социально-значимых деятельностей, социальных ролей и функций.

Будучи целостным социально-экономическим образованием, человеческий потенциал содержит в себе специализированные компоненты. Соответственно, предмет политики развития потенциала будет включать в себя следующие специфические системы потребностей, способностей и готовностей общностей:

- для обеспечения продолжения их «рода», их жизни от одного поколения к другому;

- для поддержания физического и психического здоровья;

- для усвоения, использования и производства необходимых для жизнедеятельности знаний;

- для выполнения профессиональных ролей;

- для освоения и использования основных и специфических паттернов поведения и мышления, для освоения, использования и созидания культурных ценностей;

- для выполнения различных гражданских ролей и функций;

- для жизни и деятельности на основе исторически выработанных и принятых в обществе нравственных идей и ценностей;

- для защиты, сохранения целостности и единства потенциала.

Перечисленные системы особых потребностей, способностей и готовностей и должны стать особыми и отдельными предметами политики развития человеческого потенциала, развития его демографической компоненты, компоненты здоровья, образовательной, трудовой, культурной, гражданской, духовно-нравственной и сетевой социальной компонент4. Мы назвали только главные, характерные для многих общностей, компоненты. Но кроме них существуют и другие, необходимые и (или) особо значимые для жизнедеятельности отдельных социально-профессиональных групп компоненты потенциала: научно-техническая, инновационная, предпринимательская. Предметами политики развития человеческого потенциала должны быть и эти компоненты. Таким образом, и объекты, и предметы политики развития человеческого потенциала представляют специфические объективно существующие структуры, включающие особые компоненты и отношения между ними. При этом компоненты первой (объектной) структуры – социальные общности – живут естественным образом, со своими потребностями и интересами, а компоненты второй (предметной) структуры – системы общих и специфических потребностей, готовностей, способностей – специально конструируются, искусственно выделяются из совокупности многообразных свойств общностей и становятся как идеальным объектом социальных наук, так и предметом многосторонней человеческой деятельности агентов-созидателей политики развития человеческого потенциала и ее агентов-проводников, а также субъектов (носителей) потенциала (социальных общностей). Обычно, когда говорят о какой-то политике, то используют понятие «субъект политики». Но, учитывая, что объекты всех политик – социальные общности, каждая из которых является суверенным субъектом коллективного социального действия, мы будем для обозначения творцов и реализующих политику индивидов и групп применять понятие «агент политики».

К агентам-создателям (творцам) политики развития человеческого потенциала, конечно, следует отнести органы государственного управления, научных работников и консультантов – экспертов, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, которые способны сформулировать заказ на формирование в интересах предприятий, бизнеса определенных свойств человеческого потенциала. В разработке политики развития потенциала могут участвовать и заинтересованные общественные организации, движения, политические партии.

Агенты – проводники политики развития потенциала – предприятия и организации производственной и непроизводственной сферы, трудовые коллективы, сами социальные общности, которые могут подключиться к активному воплощению в жизнь целей и задач политики развития потенциала.

Особенности политики развития человеческого потенциала каждой отрасли народного хозяйства, региона определяются их специализацией на выполнении тех или иных видов хозяйственной и других видов общественно необходимых деятельностей. При этом политика развития человеческого потенциала должна направляться не только на современную, действующую специализацию, но и в необходимых случаях на ожидаемые изменения в этой специализации, включая те изменения, которые могут быть связаны с перепрофилированием существующих производств и с созданием новых. Из сказанного следует, что приоритетными предметами политики развития человеческого потенциала будут системы специфических (субкультурных) потребностей, способностей и готовностей индивидов, групп, населения в целом к выполнению особо значимых для данной отрасли, региона деятельностей и функций.

На наш взгляд, предлагаемое понимание предметов политики позволяет более целостно, комплексно оценить и действующие практики использования человеческого потенциала и определить возможности вовлечения в социально необходимые деятельности различных общественных групп, свойства человеческого потенциала которых будет отвечать как актуальным, так и будущим (ожидаемым) общественным потребностям.

Назначение (одна из сторон сущности коллективной человеческой деятельности) политики развития человеческого потенциала состоит в его обогащении (в возвышении потребностей, усилении способностей, повышении готовностей индивидов, общностей, населения региона в целом к выполнению всех основных социально значимых деятельностей, ролей и функций). Содержание политики развития человеческого потенциала определяется качественным своеобразием специфических систем потребностей, способностей и готовностей, объективными требованиями в приоритетном развитии необходимых свойств потенциалов в целом и его отдельных компонент. Содержание политики развития человеческого потенциала базируется на оценках соответствия имеющегося человеческого потенциала потребностям страны, регионов в социально-экономическом развитии.

К содержанию политики развития человеческого потенциала можно отнести: диагностику имеющегося человеческого потенциала; его оценку; установление его необходимого качества; определение принципов и целей политики, ее основных направлений, ее объектов и предметов; выявление агентов политики и определение направлений, целей и механизмов их деятельности; принятие нормативных актов, определяющих сферу ответственности агентов-творцов и агентов-проводников политики и ожидаемые результаты их деятельности; определение порядка взаимодействия агентов политики.

Главную цель политики развития человеческого потенциала можно определить как достижение соответствия качественных характеристик потенциалов объективным потребностям актуального и будущего развития страны, регионов. К основным задачам целесообразно отнести: формирование систем потребностей, способностей и готовностей носителей потенциала производить качественную продукцию и формирование у субъектов потенциалов потребности, способности и готовности жить интересами своего общества, региона и участвовать в решении их социальных проблем.

Имея в виду предмет политики развития человеческого потенциала (системы общих и специфических потребностей, способностей и готовностей социальных общностей к выполнению на общественно необходимом уровне социально значимых деятельностей, социальных ролей и функций), сегодня заведомо нереально представить некую совокупность нормативно-правовых документов, регламентирующих весь процесс воспроизводства человеческого потенциала, включая его развитие. Ведь для нормативно-правовой регламентации необходимы однозначно трактуемые, а также поддающиеся количественному выражению, представления об основных свойствах предмета политики.

Сегодня подход к характеристике политики развития человеческого потенциала должен быть направлен не столько на регламентацию деятельности агентов, реализующих эту политику, сколько на определение возможностей и ограничений, принципов, направлений, целей действующих агентов-проводников политики. Работу по созданию основ политики развития человеческого потенциала еще предстоит выполнить, и ее результаты могут найти выражение в документах различных управленческих органов, но в любом случае эти документы определенное время будут носить рекомендательный характер. Но и этого достаточно для того, чтобы открыть новое направление в управленческой деятельности. В то же время можно предвидеть, что органы управления встретят эту научную инициативу без восторга. Больше того, этой инициативе могут оказывать яростное сопротивление, ссылаясь, в частности, на обилие уже имеющихся политик, на неопределенность предмета политики развития человеческого потенциала и т.п. И это возможное непонимание предлагаемой политики, нежелание ее принять заставляет нас на первых этапах продвижения предлагаемой инициативы трактовать политику развития человеческого потенциала как составную часть социальной политики.

Политику развития человеческого потенциала можно рассматривать как продолжение и конкретизацию общей социальной политики, ее основного направления, связанного с установлением, воспроизводством и изменением систем социальных неравенств в обществе. В политике развития человеческого потенциала одним из основных ее направлений, по нашему мнению, должна стать деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, ставящая целью снижение социальных неравенств в развитии и саморазвитии человеческого потенциала на всех уровнях его существования. Другим направлением политики развития человеческого потенциала является создание наиболее благоприятных социально-экономических условий для деятельности агентов и субъектов развития человеческого потенциала. Сюда же можно отнести и деятельность агентов и субъектов развития человеческого потенциала по устранению различных социальных барьеров на пути его развития. Следует также отметить необходимость снижения социальных рисков формирования и развития негативного (социально опасного, дезорганизующего) потенциала5.

В определенных аспектах политика развития человеческого потенциала должна быть связана не только с социальной политикой, но также с другими политиками (экономической, образовательной, культурной, демографической, политикой в области здравоохранения и т.п.). Фактически названные здесь политики участвуют в создании человеческого потенциала, его отдельных компонент. Но вопрос об имеющихся (явных или неявных) связях между разными политиками, а также о необходимых изменениях этих связей требует специальных исследований. Здесь же отметим особую значимость экономической политики, поскольку ее основные положения (в частности, стратегические цели развития и цели развития отраслей специализации) должны использоваться для постановки конкретных целей агентам реализации политики развития человеческого потенциала и агентам его воспроизводства.

В целостной политике развития человеческого потенциала целесообразно выделять не только общие для всех компонент потенциала направления и цели деятельности агентов реализации политики, но и специфические направления и цели их действий, тех действий, которые направляются на развитие отдельных компонент потенциала (здоровья, демографической, культурной и др.). Специфические направления действий агентов можно назвать своеобразными «подполитиками», или специализированными политиками, содержание которых определяется качественным своеобразием отдельных компонент потенциала.

К целям политики развития человеческого потенциала мы также относим:

- выявление объективных социально-экономических потребностей страны, региона в человеческом потенциале его населения в целом, отдельных социальных групп (социально-демографических, социально-территориальных, социально-классовых);

- диагностика и оценка имеющегося человеческого потенциала и установление разрывов между наличным и необходимым потенциалами;

- создание моделей (образов) необходимого человеческого потенциала;

- реструктуризация имеющегося потенциала для решения актуальных социально-экономических задач; оптимизация структуры потенциала;

- создание нового потенциала;

- установление и оценка уровня (степени) деформации и деградации человеческого потенциала;

- определение необходимых общественных действий (интервенций), которые могут уменьшить деформации в человеческом потенциале и которые могут привести к повышению его качества;

- установление объема необходимых работ агентов воспроизводства человеческого потенциала, источников финансирования этих работ, схемы организации деятельности агентов и координации их взаимодействий;

- установление агентов проведения политики развития человеческого потенциала, которые могут реализовать предлагаемые мероприятия, планы, программы, сохраняющие человеческий потенциал, корректирующие его и развивающие (в особо значимых случаях формирование государственного заказа, в рамках которого строго определяется ответственность агента проведения политики за конечный результат его деятельности).

Если принять предложенное здесь понимание политики развития человеческого потенциала, то она на первых этапах ее формирования предстает как научно-исследовательская и одновременно практическая управленческая деятельность, включающая в себя поисковые, аналитические, прогнозные и рекомендательные функции.

В дальнейшем политика развития человеческого потенциала, несомненно, будет эволюционировать. Будет происходить углубление ее содержания, сама она будет приобретать черты деятельности, и мы будем трактовать ее и как управленческую, и как практическую деятельность не только по развитию, но и по использованию человеческого потенциала.

Выше мы охарактеризовали сущность, содержание политики развития человеческого потенциала, изложили наши представления о ее агентах-творцах и агентах-проводниках, определили основные объекты и предметы политики, обосновали и сформировали основные цели и задачи политики, обозначили ее возможную эволюцию, определили место этой политики среди других политик.

Политика развития человеческого потенциала - совокупность систем коллективных социальных действий, в ходе которых, с одной стороны, создаются идейно-теоретические и методические основы развития человеческого потенциала как целостности, так и его отдельных компонент, разрабатываются программы и мероприятия по интервенциям в человеческий потенциал, устанавливаются целевые показатели интервенций, а, с другой стороны, эти основы, программы и мероприятия реализуются в действиях агентов политики и субъектов (носителей) потенциала. Эта система действий должна опираться на определенный фундамент, каковым может выступить структура политики развития человеческого потенциала. На стадии научного обоснования политики речь, видимо, может идти о модели такой структуры. Политика развития потенциала приобретает зримые черты тогда, когда обозначены ее основные компоненты и отношения между ними. К основным компонентам структуры политики следует отнести ее агентов-творцов, агентов-проводников и субъектов (носителей) потенциала (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема политики развития человеческого потенциала.
У каждого из участников процесса развития человеческого потенциала свои специфические задачи и функции, но только постоянное взаимодействие участников этого процесса обеспечит достижение основных целей и задач политики развития потенциала. Систему взаимодействия участников развития потенциала еще предстоит создать.

К основным функциям агентов-творцов политики можно отнести: определение и утверждение основных принципов политики; ее целей и задач; основных направлений деятельности и содержания подполитик; объектов и предметов политик; агентов-проводников политик; постановка агентам-проводникам целей их деятельности; разработка нормативных актов, определяющих ограничения, сферы ответственности и отчетность агентов-проводников; определение порядка взаимодействия агентов-проводников.

Основными функциями агентов-проводников целесообразно считать: определение и утверждение основных принципов проведения политики; ее конкретных целей и задач; объектов и предметов деятельности; способов достижения целей; оценки достигнутых результатов; проведения конкретных работ; предоставления отчетов о проделанной работе.

Содержательно политика развития потенциала должна быть представлена как система отношений между общими для развития потенциала целями и задачами и специфическими задачами развития отдельных компонент потенциала в каждой отрасли в каждом регионе. В каждом конкретном случае приоритеты политики развития потенциала могут меняться, в зависимости от объективных требований социально-экономического развития. Могут меняться значение, «вес» объектов и предметов политики, цели и задачи развития потенциала.



С нашей точки зрения, политика развития человеческого потенциала как процесс включает в себя следующие основные этапы:

  • определение основных требований к качеству необходимого человеческого потенциала;

  • диагностика и оценка человеческого потенциала социальных общностей;

  • определение несоответствий (разрывов) между наличными и необходимыми свойствами человеческого потенциала социальных общностей;

  • обоснование и создание сценариев необходимых интервенций в человеческий потенциал (реструктуризации, корректировки, программы формирования и развития и т.п.);

  • распределение целей и задач интервенций между агентами производства и воспроизводства потенциала и назначение ответственных за реализацию целей и задач и установление сроков их достижения;

  • контроль за деятельностью агентов-проводников политики.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Психология общения
2012 -> О проекте создания интегрированного спецкурса «антиутопия и тоталитаризм» забегин а. В. Задачи курса
2012 -> Семинар 09 Домашнее задание: фио
2012 -> Стадии и уровни модернизации
2012 -> Россия как политическая гомоморфоза
2012 -> С 15 июня 2006 года работает всероссийская круглосуточная бесплатная государственная информационная горячая линия по вопросам профилактики и лечения вич/спид. Единый бесплатный номер на всей территории России
2012 -> Принципы рациональной фармакотерапии
2012 -> Межкультурный диалог начинается в детстве


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница