Политика и сми



страница1/4
Дата02.07.2018
Размер180 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ



И.М. Дзялошинский


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА


Учебно-методическое пособие


для студентов факультета журналистики


Москва 2006


ВВЕДЕНИЕ

Глубокие политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказывают серьезное воздействие на различные сферы жизни и деятельности людей, в том числе и на развитие журналистики. От средств массовой информации требуется осмысление этих процессов, анализ складывающейся ситуации. Особое значение в этих условиях приобретает политическая журналистика. Журналистам, желающим избрать для себя именно эту тематику, необходимы специальные знания. Они должны хорошо владеть политологическим аппаратом, умением анализировать политическую информацию, разбираться в тонкостях происходящих в нашей стране и за рубежом политических процессов.


Цель курса – дать возможность студентам факультета журналистики изучить место и роль журналистики в политическом процессе современной России, формы и методы отражения политической жизни в СМИ и выработать у студентов навыки анализа взаимодействия СМИ как субъекта политического процесса со структурами власти, политическими организациями, другими субъектами политического процесса. Особое внимание обращено на проблемы, связанные с ролью прессы в развитии социально-политической трансформации; участии средств массовой информации в организации информационного обмена между субъектами политического процесса.
Задачи курса:

  • проанализировать состояние и тенденции развития современной политической журналистики России;

  • рассмотреть взаимодействие основных субъектов политики в информационном пространстве;

  • выявить особенности использования приемов и методов отражения политического процесса в СМИ.



Место курса в профессиональной подготовке выпускника.


Курс «Политическая журналистика» является составным элементом концептуальной модели подготовки современного журналиста. Изучение этого курса предполагает знакомство студента с общими основами журналистской деятельности, а также изучение политологии, социологии и психологии.
Требования к уровню освоения содержания курса.

Специалист, освоивший программу курса, должен знать



  • закономерности становления и развития политической журналистики в России;

  • предметные, функциональные и профессиональные особенности политической журналистики на разных этапах ее развития;

  • роль СМИ в определении, формулировании и постановке политических проблем, поиске политических решений.


Умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате
изучения курса:


  • определять актуальную тематику политических выступлений;

  • собирать политические данные и формировать информационную базу;

  • пользоваться современными методами прикладного политического анализа и прогнозирования;

  • создавать яркий политический текст в различных жанрах.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
В данном учебно-методическом пособии приводятся темы и краткое содержание курса «Политическая журналистика», примерный перечень вопросов к зачету, а также учебно-методическое обеспечение, включая Интернет-ресурсы.

Студент, изучающий данный курс, должен понимать, что на лекциях и семинарских занятиях он получит лишь базовые знания и некоторые навыки исследования политических текстов. Поэтому очень важно с самого начала взять за правило выполнение практических заданий. В качестве таких заданий можно порекомендовать наблюдение в течение семестра за политической тематикой конкретного СМИ (по выбору студента), а также самостоятельный подбор и анализ опубликованных в СМИ материалов по определенной теме либо по освещению деятельности политического лидера (например, Президента РФ или деятельного, яркого депутата).

В процессе изучения курса студенты пишут контрольную работу в форме реферата или эссе. Примерная тематика контрольных работ дана в разделе «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ». Приветствуется сопоставление разных изданий или разных авторов, освещающих один и тот же круг политических событий.

Изучение курса завершается сдачей зачета. Примерные вопросы для зачета также даны в разделе «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ». При сдаче зачета студент должен уметь:



  • проанализировать особенности того или иного издания либо сравнить два издания по нескольким категориям: средний объем политической информации, ее характер, основные темы (актуальные), жанры публикаций (информация, анализ и т.д.), авторы и типы текстов;

  • обратить внимание на присутствие среди авторов экспертов и рядовых граждан, наличие или отсутствие эмоциональной оценки в материалах и др.;

  • охарактеризовать политическую позицию данного издания;

  • аргументировать свое мнение, используя полученные в ходе семинарских занятий теоретические знания и практические навыки.

СОДЕРЖАНИЕ ПрограммЫ курса
Вступительная лекция. Политика и журналистика в современном мире
Политика и информация. Политика и коммуникация. Информационные и коммуникативные процессы в политическом пространстве. Политическая пропаганда, политический PR, политическая реклама, политическая агитация, политическая журналистика: общее и особенное. Функции и предмет политической журналистики. Структурные элементы политической журналистики: политические элиты, политически активная часть общества, журналисты, специализирующиеся на освещении политических событий и анализе политических процессов, издатели и продюсеры, извлекающие прибыть из организации информационно-политического процесса, эксперты и интеллектуалы, привлекаемые к участию в информационном сопровождении политического процесса и проч. Журналист как субъект политического процесса. Политическая позиция журналиста. Профессиональная позиция журналиста. Авторитет и влиятельность журналиста.

Политика как способ организации публичной власти. Политическое пространство – публичная сфера, публичная политика. Парламент, партии, масс-медиа в системе представительства интересов граждан. Политическое взаимодействие элит и неэлитарных групп. Политика и информация. Информация как особый политический ресурс. Политика и коммуникация. Массовая политическая коммуникация: сущность и функции. СМИ как элемент политической коммуникации. Функции СМИ и эффективность их реализации. Мишень для СМИ – общественное мнение или мнение элиты.

Информационные и коммуникативные процессы в политическом пространстве. Политическая пропаганда, политический PR, политическая реклама, политическая агитация, политическая журналистика: общее и особенное. Функции и предмет политической журналистики. Структурные элементы политической журналистики: политические элиты, политически активная часть общества, журналисты, специализирующиеся на освещении политических событий и анализе политических процессов, издатели и продюсеры, извлекающие прибыть из организации информационно-политического процесса, эксперты и интеллектуалы, привлекаемые к участию в информационном сопровождении политического процесса.

Раздел 1
ПОЛИТИКА КАК ПРЕДМЕТ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Тема 1. Общая характеристика политической организации общества

Типы политических систем и политика как сфера жизнедеятельности общества. Общая характеристика основных субъектов политического процесса. Характер деятельности институтов публичной власти. Принципы деятельности институтов публичной власти и роль СМИ в конституировании и осуществлении задач этих институтов. Исполнительная власть и пресса. Государственные СМИ и специфика их деятельности. Региональная исполнительная власть и орга­низационные формы контроля за средствами массовой информации.

Гражданин как субъект политики. Публичная политика. Функции и цели публичной политики. Публичная сфера, гласность, открытость, разнообразие источников информации как основные условия публичной политики. Информационные ресурсы публичной политики. Субъекты публичной политики разных уровней. Формы и методы организации взаимодействия субъектов публичной политики.



Тема 2. Особенности политической ситуации в России
Переход России к правовому демократическому государству как фактор развития новых форм информационного взаимодействия власти с общественностью, прямого контакта с информационным ресурсом общественного мнения. Политические изменения и СМИ. Диверсификация политического развития. Модернизация, демократизация, демократический транзит: концепты, постулаты, гипотезы. Характеристика постсоветского режима («фасадная демократия», «минималистская демократия», «выборная монархия», «олигархическая система»).

Политика в эпоху медиатизации. Персонификация политики. Руководитель государства – самый публичный политик. Режим Горбачева, Ельцина, Путина: механизмы эволюции политической системы. От либерализации авторитаризма к моноцентричному режиму. Состояние информационной среды как важнейший фактор уровня и возможностей социально-экономического развития, обороноспособности и суверенитета страны. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России СМИ и информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности 2000 г. Окинавская Хартия глобального информационного общества.

Сложности перехода от авторитарного и тоталитарного режимов к открытой демократии. Политическая игра как процесс борьбы за монопольное право контроля над производством ценностных и мировоззренческих установок, информационными ресурсами в целях легитимации и поддержки политического режима. Необходимость развития свободных средств массовой информации, обеспечивающих свободный обмен идеями, мнениями и информацией. Трудности становления независимой прессы. СМИ и политика в России в 80-е, 90-е годы XX века и в начале XXI века. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства. Достаточное развитие СМИ как необходимое условие демократии.

Необходимость постижения журналистами, политиками и официальными лицами искусства взаимодействия в условиях свободного и открытого общества. СМИ и политический плюрализм. Толерантность как принцип журналистской деятельности. Ангажированность, корпоративность в деятельности СМИ.

Российская пресса как институт гражданского общества. Российское общество и миссия журналистики: новые ответы на старые вопросы. Журналистская деятельность в новых условиях: цели, средства, результаты. Гражданское общество, гражданская позиция и СМИ. СМИ и аудитория: концепция партнерства. «Гражданская журналистика» - завтрашний день прессы или хорошо забытое прошлое? Структуры гражданского общества и пресса: ориентиры и формы сотрудничества. Гражданский сектор и СМИ: проблемы взаимного доверия и взаимной ответственности.
Тема 3. Открытое, гражданское, информационное общество

как теоретические концепты и практические программы.
Построение открытого, гражданского, информационного общества: новая глобальная задача в новом тысячелетии. Документы ООН и ЮНЕСКО, посвященные становлению открытого, информационного, гражданского общества. Характеристики нового общества: высокоразвитая инфраструктура ИКТ, равноправный и повсеместный доступ к информации, соответствующее информационное наполнение (контент) в удобных форматах, эффективная связь.

Обязательные условия построения информационного общества: хорошо развитая и приемлемая в ценовом отношении инфраструктура; доверие и безопасность при использовании ИКТ; соблюдение признанных на международном уровне прав человека и основных свобод; культурное и языковое разнообразие; международное сотрудничество и соблюдение норм международного права; защита уязвимых групп.

Роль правительств, коммерческого сектора и гражданского общества в содействии применению ИКТ в целях развития. Культурное и языковое разнообразие, развитие местного контента и средств массовой информации. Международное и региональное сотрудничество
Тема 4. Предпосылки становления в России открытого, гражданского,

информационного общества
Переход России к правовому демократическому государству как фактор развития новых форм информационного взаимодействия власти с общественностью, прямого контакта с информационным ресурсом общественного мнения.

Особенность сегодняшней информационной ситуации в мире и в России.

Резкое повышение роли информации в структуре власти в постиндустриальном обществе.

Состояние информационной среды как важнейший фактор уровня и возможностей социально-экономического развития, обороноспособности и суверенитета страны.


Раздел 2
СМИ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


Тема 5. Роль и функции политических коммуникаций
в информационном пространстве

СМИ - неотъемлемый элемент политических коммуникаций. Политические функции СМИ. Возможности политического влияния СМИ. Доктрины «Четвертой власти» и политического плюрализма как идейный контекст развития СМИ в период перестройки. Гласность как инструмент демократизации общества и изменения конфигурации политического поля. Политическая борьба советских элит и процесс формирования субъектности СМИ. Функциональные особенности средств массовой информации на раннедемократическом этапе общественно-политической трансформации (развитие субъект-субъектных отношений между властью, СМИ и аудиторией, миссия «посредника» в общественном диалоге). Политико-правовые факторы свободы прессы: формирование законодательной базы независимости СМИ. Раздел информационного пространства: федеральные и региональные политические и бизнес элиты как новые собственники СМИ. Переделы информационного рынка и процесс инкорпорирования СМИ в финансово-промышленные и «сырьевые» корпорации.
Тема 6. Политическая история российских СМИ
Функции СМИ в тоталитарном государстве. Партийное руководство и управление советской прессой. Советские СМИ как аппарат идеологического контроля. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Парадоксы советской журналистики.

Роль СМИ в либерализации советского режима. Советская пресса как фактор революции «сверху». Эпоха гласности: на пути к свободе слова. Информационная поддержка демократических реформ. Средства массовой информации в системе политической коммуникации посттоталитарного общества. Власть и пресса: как начинался диалог. Режим Б. Ельцина: пресса в условиях суперпрезидентской республики. Власть-бизнес-пресса: формирование финансово-промышленных групп и медийных империй. Схватка за контроль над информационными ресурсами. Влияние владельцев СМИ на информационную политику редакционных коллективов: к вопросу о независимости прессы и свободе слова. Что такое «управляемая демократия» и ролевые возможности СМИ в рамках режима гибридного типа.

Сравнительный анализ структурно-функциональных характеристик системы российских СМИ на разных этапах посткоммунистической трансформации. Модели политики и типы участия средств массовой информации в политическом процессе. Политические конфликты и роль прессы в развитии и разрешении конфликтов. СМИ и политическая культура. Пресса как средство социальной ориентации и политической идентификации. Пресса социальной ответственности: системные характеристики.
Тема 7. Медиатизация политики
СМИ в структуре публичной политики. Понятие публичной политики как формы взаимодействия субъектов политического процесса на основе принципов гласности, культурного плюрализма и свободы выражения мнения. СМИ как организатор публичного диалога субъектов политического процесса. Цели, формы и методы организации и ведения общественно-политического диалога.

Современные тенденции стирания граней между политической и информационной деятельностью. Ведущие политические журналисты как политические функционеры и политические лоббисты. Корпус политических экспертов и политическая экспертиза как инструмент давления на общественное мнение. Политические, экономические, правовые и профессионально-этические регуляторы политической журналистики.


Тема 8. Технологии воздействия СМИ на политический процесс
Политика как борьба элит за власть и роль средств массовой информации в «охоте за голосами». Структура политических технологий. Организация пропагандистских кампаний. Политическая реклама и паблик рилейшнз в системе идеологического воздействия. Российские СМИ в ловушке политтехнологий. Основания политического манипулирования. Технологии информационного насилия, манипулирования, массового внушения. Приемы политического манипулирования, используемые СМИ. СМИ и современные технологии организации избирательных кампаний и информационного воздействия на аудиторию. Манипулятивный потенциал СМИ.

Теневая экономика пропагандистских кампаний. Кто оплачивает «эффективную» прессу?

Социально-психологические последствия медиатехнологий. Социальная аномия. Власть, СМИ и общество – параллельное существование.

Тема 9. СМИ как элемент публичной политической коммуникации

Публичная политика как информационно-диалогическое взаимодействие субъектов политики. Почему необходим общественный диалог? Деятельность СМИ как посредника в информационном процессе. Роль СМИ в формировании публичной сферы. СМИ и информационный обмен между политиками и гражданами, властью и обществом. СМИ – организатор диалога между всеми субъектами политики.

Информационно-диалогические технологии организации общественно-политического взаимодействия (общественная экспертиза, информационный форум, мониторинг умонастроений. Интерактивный тип взаимодействия политических субъектов. Принципы интерактивного взаимодействия: автономность субъектов, открытость, гласность, партнерство, информационное равенство, плюрализм СМИ.

Диалоговые информационные обмены: практики организации, развития и поддержки общественного диалога. Качественный уровень информационных ресурсов обеспечения публичности политического процесса. Технологии общественной рефлексии, правила политического дискурса.

Типология политических культур. СМИ как средство распространения демократических ценностей. Формирование гражданской культуры и роль средств массовой информации в рационализации политического сознания. Влияние прессы на представления, чувства, отношения граждан к институтам власти, политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации.

Культура участия как стратегический проект деятельности СМИ. Функции, формы и методы информационного обеспечения разблокирования патерналистской политической культуры (просвещение, анализ процесса реформирования, предъявление приоритетов развития, артикуляция позиций политических сил, групп интересов, предложение альтернатив решения общественно-значимых проблем, публичная экспертиза альтернатив, гласный контроль реализации инициатив, выдвинутых субъектами политического процесса).


Тема 10. Средства массовой коммуникации в поликультурном обществе
Национальное государство и мультикультурное общество. Мультикультурализм как политическая программа и политический проект. Опыт институционализации мультикультурализма: уроки США, Канады и Австралии.

Мультикультурность и этничность: проблемы толерантности и конфликтности в современном мире. Культурная толерантность в поликультурном обществе. Старые культурные элиты и новые культурные посредники в современном мире. Проблемы культурной фрагментации и мультикультурализма. Роль СМИ в современном поликультурном обществе. «Медиатизация» социальных и культурных процессов.

Российская пресса: освещение проблем мультикультурализма.
Тема 11. Проблемы политико-правового регулирования деятельности СМИ
Структура и функции органов и учреждений, регулирующих от имени государства деятельность СМИ: их правовой статус и основные функции. Федеральное законодательство о СМИ. Политика государства в области массовой информации. Информационное право. Системы обеспечения информационной безопасности. Воздействие государственной информационной политики на различные области общественной жизни.

Доступ журналистов к информации. Общие проблемы свободы доступа к информации. Доступ к информации и информационный порядок к обществе. Доступ к информации органов государственной власти. Открытость и общедоступность государственных информационных ресурсов РФ. Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. Государственная тайна и проблемы свободы доступа к информации. Национальная безопасность и открытость правительственной информации в условиях демократии.


Тема 12. Информационная политика российского государства

на современном этапе
Основы информационной инфраструктуры России. Институализация сферы информационной деятельности, услуг и рынка информационной продукции как особой отрасли национальной экономики.

Особенности процесса информатизации России. Государство как основной источник политики информатизации. Позитивные и негативные аспекты информатизации. Проблемы информационного развития и информационной безопасности.

Сущность, функции, принципы информационной политики. Система органов и учреждений, участвующих в разработке и реализации информационной политики. Цели, задачи и объекты информационной политики. Основное содержание информационной политики. Политика в области массовой информации. Информационное право. Воздействие государственной информационной политики на сферы общественной жизни. Системы обеспечения информационной безопасности.
Тема 13. Политическая журналистика: привилегия профессионалов
Политик и политический журналист как субъекты профессиональной деятельности. Взаимозависимость производителей новостей, информационных лоббистов, сборщиков новостей. Принцип рациональной выгоды – информация в обмен на публичность. Проблемы современной политической журналистики: границы свободы слова, профессиональная этика и общественный интерес, экспертный лоббизм. Противоречия и стратегии развития политической журналистики в посткоммунистической России. Давление рынка и рейтинга. Упрощение сложности. Ловушки свободы прессы в обществе трансформационного типа. Дилеммы ответственности и самоцензуры. Прагматизм независимости.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница