Политика и нравственность



Скачать 151.2 Kb.
Дата02.02.2018
Размер151.2 Kb.

Политика и нравственность
Автор: Уильям Хейнс (William Haines whaines@talktalk.net)

Международный Фонд Образования


Мы живем в такое время, когда политика вторгается в нашу жизнь со всех сторон. Как только мы включаем радио или телевизор, то сразу же слышим жалобы политиков на положение дел и обещания разрешить все проблемы, если им дадут власть. периодически взрослые граждане имеют возможность голосовать на выборах для того, чтобы определить, кто из данных кандидатов придет к власти. Поэтому очень важно подумать о роли и функции правительства, чтобы мы могли оценивать, судить и реагировать на все происходящее в мире политики.
Первый вопрос, которым мы можем задаться, следующий: "А для чего вообще существует правительство?" Чтобы ответить на него, мы должны совершить экскурс в историю и изучить происхождение общества. Был ли когда-либо такой период времени, когда не существовало общества, и люди жили отдельно друг от друга? Вряд ли, поскольку еще Аристотель сказал: "Было бы странно представить себе в высшей степени счастливого человека отшельником. Никто бы не захотел обладать даже самыми прекрасными вещами при условии, что наслаждаться ими придется в одиночку; ибо человек существо социальное, в природе которого заложено жить в обществе себе подобных. Соответственно, счастливый человек должен быть окружен обществом себе подобных, ибо тогда он будет обладать всем тем, что хорошо от природы".
Как уже было рассмотрено ранее, семья - это ячейка общества. Это естественный институт, основанный на сексуальной привлекательности и супружеской любви между мужчиной и женщиной и на их желании иметь детей, которые являются плодом такой любви‚ связи со своей эмоциональностью внутрисемейные связи очень прочны, и мы чувствуем, как крепкие узы обязанности и ответственности привязывают нас к нашим родным и близким. Мы чувствуем эту связь не только с нашей непосредственной семьей, но и с дядями, тетями, двоюродными братьями и сестрами и другими родственниками, даже если никогда не встречались с ними. Естественно, сила привязанности тем слабее, чем более далеким по крови является родственник, но все же недаром говорится - "кровь не водица".
Одной из самых ранних и важных функций семьи являлась экономическая, хозяйственная. Ведь в одиночку так трудно обеспечить себя всем необходимым. А работая в сотрудничестве с другими людьми, можно сделать гораздо больше. Естественно, люди предпочитают работать с теми, с кем они связаны узами родства, ибо обычно они им больше доверяют. Таким образом, в большинстве древних обществ родители, дети и другие родственники работали вместе, чтобы обеспечить себя всем необходимым для существования. Поскольку семьи расширялись и заключались межплеменные браки, общество формировалось из людей, связанных между собой узами кровного родства, дружбы или тесного общения. Они обычно так или иначе помогали друг другу, вместе пировали и праздновали знаменательные события и делились друг с другом продуктами своего труда в той мере, в какой считали это справедливым. В тесно связанном обществе развивались обычаи и традиции, объясняющие, кто и что должен делать, и какая кому отводится роль.
Например, у какого-то человека есть любимое место, где он всегда рыбачит. И поскольку он всегда ходит туда, а возможно, его отец и дед рыбачили там до него, он считает, что это его место, что оно принадлежит ему, что он им владеет или, по крайней мере, имеет (как бы мы сейчас выразились) "право" рыбачить там, в то время, как другие - нет. Точно так же и у других людей есть свои излюбленные места рыбалки, и постепенно начал признаваться тот факт, что твой сосед испытывает те же чувства по отношению к своим любимым местам, что и ты сам по отношению к своим. Почему же это чувство должно было развиваться?
Да потому что все мы люди. Тогда мы теряем любимого человека, мы горюем. Тогда мы счастливы, то улыбаемся и смеемся. Тогда мы видим, что другой человек плачет, мы знаем, что он чувствует, так как чувствовали и почувствуем то же самое в подобной ситуации. Иногда мы даже сами можем заплакать, ибо переживаем чувства другого, как свои собственные. Поэтому мы, естественно, испытываем сострадание к этому человеку, хотим утешить его. Мир связан нитями эмоциональных откликов, реакций. И именно сострадание является основой нравственного чувства и нравственного общества.

Поэтому рыбаки признают права друг друга, рассуждая следующим образом: "Поскольку я не хочу, чтобы кто-то другой ловил рыбу на моем месте, то и сам не буду рыбачить на чужом". Кроме того, они защищают также права друг друга на их места рыбалки от посторонних, рассуждая следующим образом: "Тогда попираются права моих соседей, то и мои тоже нарушаются". И это так, потому что если попраны права какого-то одного человека, то права других также находятся под угрозой. "В следующий раз может настать мой черед", - думают люди. Эти права, естественно, не являются абстрактными или абсолютными. Традиция и прецедент придали им форму, наполнили конкретным содержанием и наделили властью. Вот почему они различны в разных странах, культурах и в разные эпохи.


Двигаясь дальше в наших рассуждениях, давайте представим, что некая семья построила дом, в котором она живет и занимается сельским хозяйством. Время идет, и постепенно члены семьи начинают считать этот участок земли (в который они вкладывают свой труд, смекалку, творчество) и все, что на нем есть, своей собственностью, как бы продолжением самих себя. Другие люди, живущие по соседству и тоже занимающиеся сельским хозяйством, испытывают точно такие же чувства по отношению к своим участкам земли и своей собственности. Если каждый член общества будет признавать и уважать права других его членов на землю, которую они обрабатывают, и на продукты, которые дает эта земля, тогда есть смысл ее обрабатывать. Люди будут знать, что если они будут упорно трудиться, возделывая землю, сажать, сеять и ухаживать за посаженными культурами, то они смогут собрать урожай и насладиться плодами своего труда.
Они также смогут вырастить больше, чем им нужно для собственного пропитания. Они будут выращивать излишки продуктов, чтобы угостить своих друзей, быть гостеприимными хозяевами, помогать нуждающимся; кроме того, они смогут обменять часть излишков на продукты, которые сами произвести не в состоянии. Таким образом постепенно утверждается важный принцип, заключающийся в том, что собственность может передаваться посредством дарения или обмена. Если я отдаю тебе корову, то она уже мне больше не принадлежит. Она принадлежит тебе точно так же, как раньше принадлежала мне. Это справедливо также и в том случае, если я меняю барана на кур. Куры принадлежат мне, а баран - тебе. Эти два пути, а также наследование, являются единственными законными способами передачи собственности. Кража нарушает этот закон.
Осень - время сбора большинства сельскохозяйственных культур. Однако до осени крестьянину и его семье нужно ведь чем-то питаться. Так, он может попросить у рыбака рыбы, пообещав, что осенью даст ему взамен определенное количество картофеля. Рыбак же, зная его как прямого, честного человека, поторговавшись, соглашается. И сдерживание данных обещаний очень важно для развития общества и экономики. Вот почему во всех обществах девизом торговцев были слова: "Мое слово - это моя долговая расписка". С другой стороны, если человек имеет репутацию человека ненадежного, не сдерживающего свои обещания, то рыбак не поверит ему и не даст рыбы. Но общество было бы очень маленьким, если бы мы доверяли только тем, кого знаем лично. Общество может расти и развиваться лишь в том случае, если мы сможем поверить, что незнакомые люди не обманут нас и не используют наше доверие во вред нам. Начинать, конечно, следует с себя, то есть, вести себя одинаково честно и справедливо как по отношению к друзьям, так и к посторонним. Но что делать, если тебя обманывают?
Реагировать можно по-разному. Во-первых, не обращать на это внимания и продолжать вести себя по-прежнему. Если вы это сделаете, то тот человек может счесть вас глупцом и воспользоваться этим. Есть и другой путь. Вы можете прекратить сотрудничество и отказаться иметь что-либо общее с этим человеком в дальнейшем. Есть еще и третий путь. Вы можете отныне считать этого человека своим врагом, которого следует уничтожить. Но все эти пути неприемлемы. В первом случае вас постоянно будут обманывать и бессовестно пользоваться вашей доверчивостью. Во втором случае вы должны будете отказаться от преимущества торговли и не сможете приобрести вещи, предложенные на продажу. В третьем случае налицо вопиющая грубость, которая никому не принесет пользы.
Самый лучший путь - это реагировать по принципу "око за око". Начинать общаться с любым человеком следует, изначально доверяя ему. Если он окажется достойным доверия, то ваши отношения с ним будут развиваться и будут полезными и выгодными для обеих сторон. Если же этот человек обманет вас, то откажитесь от сотрудничества с ним или же отплатите ему той же монетой. В то же время вам следует дать ему понять, что если он будет вести себя по отношению к вам порядочно, то вы готовы дать ему еще один шанс. И он поймет, что если будет обманывать, то его ждет расплата, если же нет, то с ним будут сотрудничать. Вот так, на собственном опыте, люди учатся правильному поведению, сначала потому, что им это выгодно, а впоследствии - потому, что осознают, что это нравственно.
Право собственности, обмен по обоюдному согласию и сдерживание обещаний, - все эти правила являются фундаментальными законами справедливости в общественной и экономической сферах. И люди приняли эти законы, потому что путем проб и ошибок они пришли к пониманию того, что эти законы действенны, справедливы и выгодны всем. Они создают основу законных и разумных ожиданий, которые дадут людям возможность сотрудничать с абсолютно не знакомыми людьми и включать их в реальные, осуществимые планы на будущее. Неудивительно, что слова "правда" и "закон" являются одними из древнейших в славянском языке.
Хотя семья является основой общества и институтом, в котором люди воспитываются и обучаются нормам поведения в обществе, существует разница между семейными и общественными отношениями. Первые (семейные) естественны, ибо основаны на любви и привязанности, в то время как вторые - в некотором смысле искусственны, так как основываются по своей сути на понимании: мы выбираем друзей и завязываем какие-то отношения в обществе только в том случае, если видим в них пользу. Эти отношения отличны друг от друга. Если привязанность примешивается к общественным отношениям, то справедливость сводится на нет кумовством и личными пристрастиями. Точно так же недопустимо, чтобы буквоедство и бюрократизм проникали в семейные отношения, которые должны быть основаны на любви, дружбе и милосердии.
Если эти основные законы соблюдаются, то в обществе царят мир и благополучие. Если же нет, общество погружается в пучину воровства, морального разложения и, в конце концов, доходит до обнищания. Например, после крушения Римской империи в Западной Европе и нарушения соответственно мира и стабильности, в Европе лишь через 600 лет был построен крупный мост. Дело в том, что люди не делают вложений в настоящее, если не уверены, что в будущем будут царить мир и стабильность, которые придают смысл этим действиям.

Обязанность родителей заключается в воспитании детей таким образом, чтобы они понимали и следовали нравственным традициям и законам общества и таким образом вводили их в цивилизованную жизнь. Такое общество управляется законами, которые защищают права индивидуума и общества, изложенные и закрепленные традициями. ‚ рамках этих законов человек может свободно самовыражаться и извлекать выгоду из плодов своего труда. Никому не должно быть позволено безнаказанно нарушать законы.


Иногда человек может произвести больше, чем он сможет продать или обменять на что-то у своих соседей. Тогда он везет излишки продуктов на рынок, чтобы обменять на другие товары, которые он не может приобрести в своей округе. Такие рынки появлялись на местах пересечения дорог, у речных переправ, на горных перевалах и в естественных гаванях. Одним словом, в местах, где удобно встретиться, пообщаться, купить и продать товар.
Во всех самых древних поселениях людей находят свидетельства, говорящие о существовании в них торговли. Например, раковины или рыбьи кости можно обнаружить в местах, удаленных от моря на тысячи миль. Исследования свидетельствуют о том, что тысячелетия назад уже существовали торговые пути, пересекающие континенты, по которым из одной торговой точки в другую переправлялись всевозможные товары и предметы роскоши. Например, в Австралии антропологи обнаружили свидетельства, указывающие на существование торгового пути 5-тысячелетней давности из глубинных районов материка к морю. Вдоль этого пути жили различные племена аборигенов. Племена, когда встречались на границах своих территорий, меняли руду и топоры (которые отправлялись в одном направлении) на морепродукты (которые уходили в другом). Обменная ценность каждого товара менялась в зависимости от расстояния, которое он преодолел, и дефицитности.
Также и в России торговля начала развиваться более тысячи лет назад. Люди охотились в бескрайних лесах, ставили ловушки на зверей и заготавливали меха. Мех, как предмет роскоши, пользовался большим спросом у европейской и восточной знати. Тогда у охотников накапливалось большое количество шкур, они везли их в крупные города, такие, как Старая Русса, чтобы обменять или продать их на ярмарке. Там они покупались купцами, которые везли их по водным путям Донца-Дона в Константинополь или Багдад на продажу. Перед тем, как отправляться в обратный путь, купцы закупали китайские шелка, либо корнуоллское олово, чтобы, вернувшись, продать у себя. Но все это зависело от безопасности торговых путей.
Проблема заключалась в том, что были люди, которые хотели разбогатеть, не работая. Они всю свою силу, хитрость и коварство использовали для того, чтобы грабить тех, кто производил все это богатство. Разбойники нападали на уединенные крестьянские хозяйства. Для защиты от мародеров семьи и общины заключали договоры о взаимопомощи. Грабители нападали на купцов, вынуждая их путешествовать большими караванами. Но беда в том, что когда разбой становится обычным явлением, люди начинают бояться и не хотят рисковать, пускаясь в опасное путешествие. Поэтому крестьяне уже не старались производить много, поскольку не были уверены, что их труды принесут им выгоду. Для чего трудиться в поте лица, сеять хлеб, выращивать скотину, ухаживать за ней, если потом у тебя все это отберут? Чего ради месяцами добывать шкуры, если по дороге на ярмарку на тебя нападут и отнимут их, оставив без гроша, а то и вовсе убьют? И торговля постепенно хирела, экономика приходила в упадок, а народ нищал.
Решить эту проблему можно было, организовав специальные дружины для защиты деревень, городов и торговых путей. Иногда этим занимался мужественный, прирожденный воин, который набирал мужчин, организовывая надежную защиту, и со своей дружиной не только обеспечивал защиту, но и карал разбойников. Если кандидата в предводители среди своего племени найти не удавалось, то можно было пригласить кого-нибудь со стороны.
Это и было основной причиной, по которой в 9 веке в древнюю Русь были приглашены варяги. Торговые пути, проходившие по рекам Дон и Донец, были отрезаны племенами хазарских кочевников. Завидуя растущей мощи Руси, они не давали возможности купцам спокойно путешествовать, в связи с чем экономика славян находилась в состоянии тяжелого кризиса. Было очевидно, что для повторного открытия торговых путей была необходима отправка с севера мощных войск. И русичи позвали на помощь варяжского авантюриста Рюрика. Обосновавшись в Новгороде, он быстро восстановил порядок на севере, а позднее были посланы экспедиции, чтобы открыть пути на Киев и Константинополь. Это и было истоком, началом правительства: защищать страну от нападения врагов и таким образом обеспечивать ее жителям свободу занятий законной деятельностью.
То временем Рюрики объединили все славянские племена. Им удалось сделать это, потому что сами они не были славянами, и от них ожидали, что они не станут ставить одно племя выше другого, благоволить какому-то одному племени, а будут править справедливо. И стало законом то, что только члены династии Рюриковн могли стать законными князьями и правителями города. Естественно, после смерти великого князя Киевского между членами династии начались конфликты по поводу того, кому быть преемником. Дело в том, что правление подразумевает наличие власти, а власти хотят многие. Время шло, и серия имевших место прецедентов помогла людям прийти к соглашению по поводу того, кому быть следующим правителем. ‚ конце концов, после долгой кровопролитной борьбы Василий I ввел закон, по которому старший сын царя становился бесспорным и единственно законным преемником. Общепризнанный и всеми принятый механизм мирной передачи власти от одного правителя другому жизненно необходим для общественного мира и стабильности.
На большей части современного мира законность наследственной монархии была оспорена сначала во время революции 1776 года в Америке, в результате которой было установлено демократическое правление, при котором проводятся выборы, позволяющие решить, кто будет обладать законной властью. Вскоре после этого во Франции в кровавой революции была свергнута дискредитированная монархия. Однако, уничтожив старые институты правления, не так-то легко учредить новые, чья законность будет широко признана.
Время от времени между людьми возникают конфликты и споры. Тупец мог нарушить обещание заплатить крестьянину. Что оставалось делать крестьянину? Иногда такие конфликты перерастали во вражду, которая переходила из поколения в поколение. Поэтому кто-то должен был провести в жизнь законы, регулирующие общественные отношения. Поэтому наравне с защитой страны люди ожидали от царя или правителя, что он использует свою власть для отстаивания законов. От него ожидалось, что он будет управлять законами и беспристрастно разрешать споры и конфликты между людьми. Первоначально эти законы не были записаны. Их можно было установить, спрашивая старейшин о том, что являлось общепринятыми нормами, а затем уж решать, совершил человек преступление или нет. То временем эти законы были записаны для облегчения скорейшего разрешения споров. Первоначально они были составлены законоведами и судьями, так как они пытались сделать более рациональными и привести к гармонии существовавшие в то время различные обычаи и нормы. Более поздние институты, такие, как Парламент, получат право вносить изменения в уже существующие законы или же вводить при необходимости новые.
Это можно лучше понять, проведя аналогию, скажем, с игрой в футбол или баскетбол. „ля того, чтобы состоялась игра, необходимо наличие правил и команд. Правила должны быть утверждены до начала игры и быть одинаковыми для обеих сторон. Иногда, если команды являют собой эталон спортивной чести, они сами могут мирно провести игру. Однако, очень часто возникают разногласия, поэтому требуется арбитр. Его задача заключается в том, чтобы следить за правильным соблюдением правил, чтобы игра всем доставила удовольствие. Что бы случилось, если бы одна из команд могла изменять правила игры или передвигать ворота так, чтобы всегда выигрывать? Что бы произошло, если бы судья не был непредвзятым человеком и подыгрывал бы какой-то одной команде?
Следовательно, для проведения широкомасштабной игры, включающей множество команд, такой, как, например, чемпионат по футболу, необходимо наличие разных групп. Здесь и команды, судьи, составители правил и орган, отвечающий за то, чтобы состязания проходили по всем установленным правилам. Чтобы соревнование было честным, все эти функции должны выполняться разными людьми. Если это так, то власть распределяется между ними, и каждый из них может контролировать другого, чтобы убедиться в том, что злоупотреблений не было, а если и были, то их искоренили. Несправедливо, когда организаторы устраивают соревнование таким образом, чтобы привести его к какому-то определенному результату. Нечестно, когда арбитра подкупают, чтобы "устроить" матч. Безнравственно, когда один из игроков или даже целая команда берет взятки, чтобы так провести игру, чтобы дать возможность третьему лицу сорвать большой куш посредством заключения пари. Несправедливо, когда спортсмен выигрывает с помощью наркотиков.

Поэтому давайте воспользуемся этой аналогией и рассмотрим ее. Спортивную администрацию можно уподобить правительству страны. Администрация добывает деньги, необходимые для управления спортом, с помощью налогообложения или членских взносов, но она не должна принимать участие в игре или поддерживать одну из сторон в ущерб другой. Арбитра можно сравнить с системой судопроизводства, которое должно применять законы справедливо и одинаково по отношению ко всем сторонам. Составителей правил игры можно уподобить законодательной власти.


Проблема заключается в том, что очень часто правительства не удовлетворяются управлением игрой. Они сами хотят принимать участие в игре и завоевывать призы. ‚место того, чтобы просто утверждать законы и защищать людей в их занятии законной деятельностью, они, обуреваемые жадностью, стараются набить как можно туже свои собственные карманы. Они даже отменяют законы или принимают на себя функции законодательной власти, создавая законы, выгодные им, и оказывают давление на судей с тем, чтобы те принимали решения в поддержку власть имущих. Таким образом, вместо того, чтобы защищать общество, они становятся его величайшей угрозой. И последняя глупость - это когда именем народа они фактически переступают через их богатства. Это, образно выражаясь, равносильно уничтожению курицы, несущей золотые яйца. Не удовлетворяясь взиманием разумных налогов, они хотят все больше и больше денег, чтобы строить громадные дворцы и создавать армии, но не для защиты страны, а для нападения на другие государства. Недовольных бросают в тюрьмы, используя ту самую законную систему, которая призвана защищать людей, для их угнетения! Таким образом, вместо правового закона фактически существует закон одного человека или партии, обладающих властью заставлять других подчиняться их воле. И это уже не правительство, а тирания.
Вот в чем проблема. Правительство - это то, что часто называют необходимым злом. Оно необходимо, ибо мир несовершенен, и люди нуждаются в защите от тех, кто будет использовать свою власть для того, чтобы оказывать на них давление. Но поскольку правительство обладает такой огромной властью, то она, как варенье мух, притягивает беспринципных, недобросовестных людей, ищущих власть для своих корыстных целей. Вот почему мы так часто слышим о политиках, занимающихся политикой ради денег, а не ради служения своей стране. Мы слышим о членах правительства или Думы, берущих взятки; о банках, на которые возложили ответственность за приватизацию государственного имущества, и которые организовывают дело так, что в итоге приобретают эту собственность в личное пользование с большой выгодой для себя; законодателях, которые так формулируют законы, что им практически невозможно подчиняться; судьях, которые для вынесения решения о виновности или невиновности человека руководствуются не законами, а политическими соображениями или полученной взяткой; о милиции и судьях, защищающих организованные банды преступников; о политиках и чиновниках, обеспечивающих своих друзей или даже собственные фирмы выгодными контрактами, о средствах массовой информации, используемых в качестве оружия пропаганды; о политиках, назначающих своих друзей на важные посты; о чиновниках, требующих крупные суммы денег в обмен на прописку. Список этих незаконных деяний можно продолжать бесконечно.
Так как же ввести в политику нравственность? Некоторые думают, что коль скоро политика связана с властью, то лучше и не вмешиваться, дабы не замарать рук. Но если честные, неподкупные люди не будут вовлечены в политику, то их место займут бесчестные и беспринципные, которые будут пользоваться властью для своих незаконных корыстных целей. Если мы поймем истинную роль и функции правительства, то нам станет ясно, какие действия являются вредными и разрушительными для правительства и, таким образом, для общества. Нам нужны политики, желающие служить своей стране и понимающие, в чем состоят функции правительства; какие действия правительства законны, а какие нет. Поэтому мы должны с ответственностью относиться к голосованию, тщательно взвешивая характер кандидата и его политику.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница