Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века



Скачать 417.39 Kb.
страница1/3
Дата26.04.2018
Размер417.39 Kb.
  1   2   3

Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века
§ 1. Основные черты политической мысли в эпоху Средневековья
Философская мысль в средние века не могла иметь само­стоятельного развития: господство нравственно-религиозного начала этого не позволяло. Все высшие вопросы, занимающие человеческий ум, принадлежали к области веры; независимое суждение не допускалось. Философия считалась служанкой религии. При всем том мысль не оставалась неподвижной. Поставленная в служебное отношение к ре­лигии, она старалась подчинить богословским началам всю область человеческого знания. Такова была цель схоластики, богословской науки средних веков. Исходя из основных поло­жений церкви, схоластики строили философские системы, об­нимавшие все мироздание. Но и здесь, как и везде, неизбежно являлась противоположность начал церковных и светских. Св. Писание и творения отцов церкви не содержат в себе руко­водства для всякого познания. Светская наука имеет свои соб­ственные начала и свои пути, независимые от богословия. Схо­ластикам приходилось искать эти начала самостоятельной деятельностью мысли. В средние века человеческая мысль, не имела еще довольно крепо­сти, чтобы двигаться без внешней опоры и собственными сила­ми выработать содержание и методы познания. Подчиненная авторитету в богословской сфере, она искала авторитетов и в фи­лософской области. Таковыми были для нее древние писатели, особенно Платон и Аристотель, учителя нового мира. Сочине­ния их служили неисчерпаемым источником всякого рода мыс­лей и доводов. С другой стороны, схоластики не могли, однако, слепо подчиняться этим авторитетам. Языческие философы заключали в себе слишком много начал, противоречивших хри­стианству. Надо было согласовать различные воззрения, сде­лать из них нечто цельное, логически связанное. Это, конечно, не всегда удавалось.

В первую эпоху развития схоластики, с конца XI века и в XII, главным философским авторитетом является Платон, во вторую эпоху, в XIII столетии, Аристотель, с сочинениями которого познакомили Европу арабские переводчики и комментаторы.



Своеобразие средневековой западноевропейской мысли придавал факт исключительно сильного влияния на нее римско-католической церкви. Католическая Церковь безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. Католичество было ядром мировоззрения феодального общества, стержнем единой западной культуры. В руках священнослужителей политика, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. “Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены”.

На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и центральная проблема политической мысли связана с вопросом о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).



Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Например, согласно доктрине “двух мечей”, разрабатывавшейся в XII—XIII вв., основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Другой церковь вручила государям, чтобы те могли вершить земные дела. Самой церкви использовать обнаженный меч, держать кровавое оружие не пристало. Однако она пускает его в ход, но при помощи государей, наделяемых церковью правом повелевать людьми и карать их. Как утверждали богословы, государь есть слуга церкви, служащий ей в таких делах, которые недостойны духовного лица.

Апелляция к текстам Священного Писания как к решающим доказательствам правоты, схоластическая манера обосновывать защищаемые тезисы, язык богословия и т.д.— все это обычно присутствовало в выступлениях представителей каждого из враждовавших между собой лагерей. Различные идейные течения, в которых выражался протест против засилья официальной церкви, эксплуатации и произвола светских феодалов (плебейские и бюргерские ереси), тоже в общем не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Но, при этом они способствовали изменению социально-политической структуры феодализма.

Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием христианства, католической церкви, политическая мысль Западной Европы вместе с тем встала перед проблемой отношения к наследию античной мысли. Ряд идей, в частности, представление о государстве как о некоем организме, положение о правильных и неправильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой значимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др. получили свое своеобразное развитие и в Средневековье.

Средневековая мысль развивалась как в рамках богословской схоластики, так и опираясь на строгость рассуждения, последовательность, непротиворечивость и ясность получаемых выводов. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргументации и проч. При соответствующих обстоятельствах акцентирование на собственно логических аспектах исследования открывало возможности перехода к рациональному изучению объектов, к обоснованию рационалистической методологии, блистательно проведенному в XVII в. Ф. Бэконом, Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем.



Каталог: text -> 8 Biblioteka Bakulina -> Politologiya -> Istoriya politicheskih uchenij
Istoriya politicheskih uchenij -> Политическая мысль в странах Древнего Востока
Istoriya politicheskih uchenij -> Политические учения Нового времени
Istoriya politicheskih uchenij -> Политические и правовые учения в Древней Греции
Politologiya -> Церковь и Государство I з
Istoriya politicheskih uchenij -> М. М. Сперанский (1772-1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина пофамилии Третьяков. Михаил Михайлович окончил ВладимироСуздальскую духовную семинарию с присвоением ему
Politologiya -> Нас уверяют, что старой нашей вере приходит конец, что ее сменит новая вера, которой заря будто бы занимается. Бог даст, если это и случится, то еще не скоро, и если случится, то лишь на время. Конечно, то будет время не просвещения
Politologiya -> Власть и начальство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница