Поликультурное образование в контексте философии



Дата04.07.2019
Размер57.8 Kb.

http://www.topos.ru/article/2130 определение ПО

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ


Аннотация: В статье на основе анализа подходов к национальным процессам в контексте философии содержится осмысление идей поликультурного подхода к образованию. Представленные в статье материалы конкретизируют категориальный аппарат, уточняют специфику понятий, введенных в оборот поликультурного образования.

Проблема теоретического обоснования и реализации поликультурного образования в педагогической системе современной России весьма актуальна и требует многоаспектного анализа. Согласимся со следующей трактовкой поликультурности. Поликультурность – это качественная характеристика личности, которая свидетельствует о ее способности жить и успешно функционировать в межнациональной среде в условиях глобализации; уважать и принимать культурные различия при условии их гуманистического содержания (по О. Гукаленко)[3].

Общеизвестно, что, с одной стороны, на педагогические процессы, происходящие в образовательной системе нашей страны, оказывают влияние политические стратегии, осуществляемые государством, а также декларируемые ориентиры и ценности в идеологической сфере. Тем не менее, на практике мы наблюдаем, как те или иные социально-экономические преобразования непосредственно влияя на изменение жизненных позиций и миропонимания граждан могут вступать в противоречие с официально прогнозируемыми ожиданиями образовательной политики. Это дает нам основание подчеркнуть особую сложность, значимость и актуальность исследуемой проблемы. Ведущей целью образования сегодня является воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии ее национального и общечеловеческого богатства. Именно поэтому, на наш взгляд, поликультурный подход в образовании требует многоаспектности осмысливания: философского, исторического и общепедагогического [7].

Философия, в которой сформировались все другие науки, методологически и теоретически в ракурсе нашей темы исследует влияние своеобразия этнических групп и их представителей на внутри- и межнациональное взаимодействие и общение людей. Философскому анализу различных аспектов развития народов, проблем человеческого общежития в условиях полиэтнических культур посвящены труды мыслителей различных времен[1]. В период Античности данная тема не раз поднималась Аристотелем, Геродотом, Гесиодом, Гиппократом, Платоном, Лукианом, Лукрецием Каром, Плинием Младшим, Плутархом, Фукидидом. На Востоке - Конфуцием. Авторы древности, повествуя о странах и живущих там народах, особое внимание уделяли описанию нравов, обычаев, особенностей поведения, взглядов и представлений, специфики общественно-политического устройства. В эпоху Средневековья вопросы миросозерцания и восприятия окружающей действительности различными народами волновали Августина, Константина Багрянородного, Н. Макиавелли, Э. Роттердамского и др. В Новое время различные аспекты складывания специфического «духа» нации, национальных характеров, международных взаимоотношений поднимались в трудах просветителей Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К.Сен-Симона, а также К. Гельвеция, И. Канта, Б. Спинозы, Д. Юма и др. В ХIХ веке серьезному философскому осмыслению подверглись проблемы детерминации национальных процессов, национального строительства в трудах Г.В.Ф.Гегеля, Т.Гоббса, Г. Зиммеля, Л. Фейербаха, Ф. Ницше и др. ХХ век ознаменовался в исследуемой сфере новыми подходами к изучению особенностей национального характера представителей разных народов, что нашло свое отражение в научных сочинениях М.Барга, Э. Бернгейма, М. Блока, Ф. Броделя, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Клаузевица, Р. Коллингвуда, К. Леви-Строса, Х. Ортега-и-Гассета, К. Поппера, А. Тойнби, Э.Фромма, И. Хейзинга, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.[4].

В России всегда вызывали интерес национальные и межнациональные аспекты духовной жизни многочисленных народов нашей страны[8]. Исследователи поднимали вопросы национального строительства, проблемы межнациональных отношений, осмысливали различные формы взаимодействия, взаимного проникновения национальных культур, своеобразие поведения представителей конкретных этнических общностей (труды Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, А.И. Герцена, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, И. Ильина, Н. Кареева, Л.П. Карсавина, Л.И. Мечникова, Н.К. Михайловского, П.В. Плеханова, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, Г. Федотова, П.Я. Чаадаева, Н.Г. Чернышевского, В.И. Ульянова-Ленина и др.). В трудах этих авторов разрабатывалась методологическая и теоретическая основа для осмысления сущности и своеобразия межнациональных отношений в России [2, 5, 6].



Анализ отдельных суждений и умозаключений, содержащихся в философских трудах, позволяет сделать выводы, имеющие существенное значение. Они могут быть сведены к следующим положениям: 1) в философской литературе вычленено и определено понятие «самосознание народа»; в широком смысле слова под самосознанием понимается осознание субъектом своих интересов и идеалов, своего места и роли в истории, обществе[1]. Чем выше самосознание личности, тем больше она осознает необходимость совершать такие действия, которые приумножали бы общественное богатство, ее личное благополучие и благополучие остальных членов общества; 2) под самосознанием народа понимается осознание народом своей роли и места в историческом процессе вообще, и в конкретной стране в частности. Самосознание личности и народа взаимосвязаны. Чем выше самосознание народа, тем выше самосознание индивида. Это особенно важно для России, которая, совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего Средневековья до XXI века, от самых первоначальных стадий, предшествующих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры[2]; 3) уровень самосознания народа зависит от материального и духовного уровня конкретного общества, от его менталитета, способности сохранять и умножать традиции, обычаи, другие культурные ценности. Более высокий уровень самосознания присущ тем народам, которые сохраняют и соблюдают вековые традиции, и не пересматривают свою историю в угоду политической конъюнктуре; 4) самосознание народа и историческое сознание непосредственно связаны. Историческое сознание есть осмысление народом своего положения во времени, связи настоящего с прошлым и будущим; 5) философское сознание немыслимо в отрыве от исторического сознания, поскольку возникновение философии связано с размышлениями человека о природе, обществе и о себе самом. Эти знания передавались из поколения в поколение, у людей формировалось сознание об историческом прошлом, что уже означало начало проявления философского сознания; 6) можно выделить три уровня исторического сознания. На первом этапе человек непосредственно встречается с историей через духовную (передающиеся из поколения в поколение воспоминания о прошлом, соблюдение традиций и норм поведения, сложившихся веками) и материальную (использование орудий и средств производства, изучение материальных памятников и др.) культуру. На втором уровне возникает собственно историческое сознание, когда у человека складывается определенная система знаний о прошлом. На третьем - совершается теоретическое осмысление исторического прошлого. Именно на этом уровне начинается формирование аутентичного самосознания народа; философское сознание включает в себя как составную часть историческое сознание, которое непосредственно обусловливает становление самосознания народа и отдельной личности. Данное принципиальное положение стало базовым в концепции национально-регионального компонента в образовании, общая цель усматривается в развитии самосознания личности воспитанника через постижение самосознания народа.

Итак, проблема поликультурного подхода в образовании была рассмотрена в данной статье с точки зрения философского осмысления, которое позволяет конкретизировать методологическую и теоретическую базу исследования поликультурного образования. Перспективы дальнейших изысканий определены, они заключаются в выявлении тех существенных закономерностей поликультурного образования, которые непосредственно влияют на формирование содержания образовательной деятельности на всех уровнях обучения.



Список литературы

  1. Антология русской философии. В 3-х т. С-Пб.,2000. - Т.З. - 640с.

  2. Бердяев, Н.А. Судьба России. – Сборник статей. - М., 1918. Режим доступа: http://thelib.ru/books/berdyaev_nikolay_aleksandrovich/sudba_rossii_sbornik_statey_1914_1917-read.html

  3. Гукаленко, О.В., Пустовойтов В.Н. Поликультурное образовательное пространство как среда обеспечения социально—педагогической безопасности молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27331 (дата обращения: 01.11.2018).

  4. Мотрошилова, Н.В. Мыслители России и философия Запада. В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов. М.: Республика; Культурная революция,2000. – 477 с.

  5. Русские философы. Конец XIX-сер.XX веков. Антология. М., Книжная палата, 1993. – 368 с.

  6. Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева. М.: Педагогика-Прес, 1993. - 368 с.

  7. Сафонова, Т.В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации Монография [Текст] / Т.В. Сафонова. – Глазов: ГГПИ, 2005. – 326 c.

  8. Хакимов, Э.Р. Поликультурное образование: становление, теория, практика: Монография [Текст] / Э.Р. Хакимов. – Ижевск: ФГБОУ ВПО УдГУ, 2011. – 308с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница