Пожарная безопасность



Скачать 273.31 Kb.
страница1/3
Дата18.02.2018
Размер273.31 Kb.
  1   2   3


Культура Российской Империи в XVIII веке
Содержание
1. Петровские реформы и культурно-цивилизационное обновление России

2. Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в.

3. Становление стилей и жанров светской литературы

Список использованных источников


1. Петровские реформы и культурно-цивилизационное обновление

России
XVIII век в истории России стал поистине судьбоносным, временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами, исторические предпосылки которых вызревали в предшествующее столетие. Системное реформирование началось с реорганизации институтов государства сверху донизу по всей иерархической вертикали и получило свое продолжение в социально-экономических нововведениях, открывших дорогу специфическому раннему русскому капитализму, отягощенному крепостничеством и самодержавием.

Реформы Петра I. Первые военные и гражданские реформы были проведены вскоре после возвращения Петра из-за границы. Мятежные стрелецкие полки в 1698 г. расформировали, зачинщиков бунта казнили, остальных разослали по дальним городам. Взамен стрелецкого воинства создавались первые регулярные полки солдат и драгун. Горожане, находившиеся до этого в подчинении воевод, были переданы в ведение Бурмистрской палаты в Москве и городских бурмистров на местах. В 1700 г. было введено летоисчисление от Рождества Христова, а 1 января стало первым днем Нового года. Боярам и дворянам было приказано стричь бороды и носить европейское платье.

Большое внимание Петр уделял развитию мануфактурной промышленности. В первой четверти XVIII в. в России возникло более 100 мануфактур, которые быстро перерастали в крупные фабрики и заводы. Главными отраслями промышленности были металлургия, производство оружия, полотна и сукна.

Развивалась внутренняя торговля, чему способствовали строительство каналов (Вышневолоцкий, Ладожский) и крупное речное судостроение. Во внешней торговле главную роль начали играть порты Балтийского моря (Петербург, Выборг, Ревель). В 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз русских товаров за границу и ограничивавший ввоз товаров, в которых страна уже не нуждалась. Покровительственный тариф как одно из средств патерналистской политики государства надежно защищал русских промышленников и купцов от иностранной конкуренции, приносил большие выгоды и купечеству, и казне.

Возвышению и обогащению дворянства способствовал указ 1714 г. «О единонаследии», по которому поместья приравнивались к вотчинам и становились наследственной собственностью дворян. Чтобы помещичьи хозяйства не дробились, все недвижимое имущество предписывалось передавать одному из сыновей владельца. Остальным приходилось поступать на государственную службу в гражданско-административные или военные ведомства и добиваться служебным рвением и ратными подвигами чинов, наград (в том числе в виде жалуемых царем поместий). Сословные права и привилегии дворянства были скорректированы и в измененном варианте закреплены в Табели о рангах 1722 г. Дворян разделили на 14 рангов в соответствии с должностью, занимаемой на государственной службе, которая считалась не только обязанностью, но и священным долгом. Выходцы из других сословий могли получить дворянство, дослужившись до 8-го ранга.

При Петре I (1672–1725) сложилась новая система государственных учреждений, получила окончательное оформление абсолютная монархия, причудливо сочетавшая черты европейской цивилизованности и азиатской деспотии. Законодательно устанавливалось, что «император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». В 1711 г. из лиц, назначенных царем, был создан (вместо прежней Боярской думы) высший орган управления – Сенат, который осуществлял контроль за центральной и местной администрацией, сбором налогов, разрабатывал законы на основании «именных указов» императора. За деятельностью Сената следил генерал-прокурор – «око государево». В 1718 г. вместо старых приказов были учреждены 12 коллегий (министерств), каждая из которых возглавляла определенную отрасль государственного управления (коллегии иностранных дел, воинская, адмиралтейская, мануфактурная, коммерционная и др.). Церковными делами (вместо упраздненного патриаршества) ведала Духовная коллегия (Синод), которая действовала под контролем обер-прокурора и составляла часть государственной системы управления.

С целью усовершенствования местного управления и усиления верховного контроля за ним в 1708–1709 гг. вся территория державы была разделена на восемь губерний, которые, в свою очередь, делились на уезды. Губернаторы назначались царем и были наделены большой властью в рамках предоставленных им полномочий.

В царствование Петра I была сформирована сильная регулярная армия. Рядовыми становились рекруты из крестьян и горожан, офицерами – дворяне. Служба в армии для тех и других оказывалась практически пожизненной. В 1716 г. был издан Воинский указ, в составлении которого принимал непосредственное участие сам царь. Одержав решающие победы в войне со Швецией, Россия обеспечила себе выход к Балтийскому морю, создала мощный военно-морской флот, состоявший из нескольких десятков больших парусных кораблей и сотен галер. Появились свои инженеры и артиллеристы, моряки и кораблестроители. Были составлены первые морские карты и атласы.

Характерная особенность развития российской культуры в первой четверти XVIII в. – светская направленность различных видов творческой, преобразовательной деятельности, ослабившая духовное господство церкви. Культурный прогресс отвечал цивилизационной перестройке общества. При Петре I были заложены основы для создания новых отраслей науки и техники, строительных технологий, городской архитектуры европейского типа, развития инфраструктуры культурных учреждений (типографий, театров, музеев, библиотек и т.п.). В Петербурге и Москве открылись Морская академия, артиллерийские и военно-инженерные школы. Характерно, что науки и искусства в петровской России органично дополняли и обогащали друг друга.

Старый церковнославянский алфавит был заменен новым, гражданским. В Москве и Петербурге открылись типографии, которые печатали унифицированным шрифтом книги по математике, астрономии, архитектуре, медицине. Издавались буквари, учебники по геометрии и тригонометрии, механике, военному делу, выпускались карты необъятной России, Европы и Америки, создавались примерные атласы континентов. «Арифметика» Леонтия Магницкого содержала дополнительные сведения по астрономии, геодезии, навигации. Ее наряду с «Грамматикой...» Мелетия Смотрицкого М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености».

Научно-технический прогресс и просвещение. По инициативе царя-реформатора в России были учреждены первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами; химики и медики пользовались микроскопом. К числу крупных ученых, изобретателей, авторов научных книг периода создания российской науки принадлежали Г. Скорняков-Писарев, В. Корчмин, Я. Брюс, В. Татищев, В. Геннин. Механик Андрей Нартов изобрел и сконструировал множество инструментов, приборов и «махин» (машин), которые приводили в восхищение не только русских, но и западноевропейских специалистов. Уральский теплотехник Иван Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паровую установку. Механик-самоучка Иван Кулибин усовершенствовал механизм компактных часов и изобрел прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. Большой организационный вклад в развитие русской науки и техники внес сам Петр I, обладавший обширными познаниями в кораблестроении и военно-инженерном деле.

В становлении и развитии российской науки ведущую роль сыграла Петербургская академия наук, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г.

В послепетровскую эпоху развитие просвещения продолжалось. Важнейшей вехой в становлении российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета, ставшего крупнейшим центром по подготовке специалистов в основных отраслях знания. В 1783 г. была основана Российская академия наук, превратившаяся в кузницу ученых специалистов разного профиля, центр фундаментальных и прикладных научных исследований, а также базу для интегрального гуманитаризованного образования и интеллектуального просвещения. Первым крупным научно-образовательным достижением академии явился шеститомный Словарь Российской академии, содержавший толкования основных научных терминов и понятий, взятых из совмещенных областей естествознания и гуманитаристики. В целом с полным основанием можно сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начав почти с нуля, она смогла подняться до европейского уровня.

В XVIII в. Россия, как и другие страны Европы, переживала свой «век Просвещения». Он ознаменовался появлением яркой плеяды оригинальных и глубоких мыслителей, талантливых самородков, смелых исследователей, отвечавших уровню современной науки, общественно-философской мысли и внесших большой вклад в российскую и общеевропейскую культуру.

Интеллектуальное содружество мыслителей, ближайших сподвижников Петра I называли мученой дружиной Петра». В нее входили ученый, поэт и дипломат А. Кантемир (1708–1744), государственный деятель и историк (автор пятитомной «Истории Российской») В. Татищев (1686–1750), вице-президент Синода архиепископ Ф. Прокопович (1681–1736). Содружество выступало за развитие тех достижений и традиций Петровской эпохи, которые обеспечивали политическую и экономическую мощь государства, ратовало за поступательный прогресс в областях науки и просвещения. Но при этом в основе взглядов его членов лежала твердая убежденность в правомерности и незыблемости неограниченной монархии, сословного строя и дворянских привилегий, хотя они и возлагали надежды на цивилизационное совершенствование России на европейский манер. Наиболее полно эти воззрения от лица государственной идеологии выразил В. Татищев.

В середине XVIII в. российское Просвещение вышло на новый уровень развития, связанный с критической оценкой крепостного права, пороков сословного деления общества и прочих феодальных пережитков, сдерживавших выдвижение России в число наиболее передовых европейских стран. Основоположником нового просветительского направления в России был Михаил Ломоносов (1711–1765) – великий ученый-энциклопедист, подвижник передовой практической науки и материалистической философии, которую он отделял от богословия. Критикуя идеалистов и теологов, он язвительно писал: «Оным умникам легко быть философами, выуча наизусть три слова: «Бог так сотворил» – и сие дая в ответ вместо всех причин».

Творчество М.В. Ломоносова исключительно разносторонне. Особенно велики его заслуги в развитии и сближении физики и химии. По существу, ученый заложил основы физической химии, сформулировал в общем виде закон сохранения и превращения энергии и вещества, выдвинул теорию электричества и изобрел «молниеотвод», высказал гипотезу о наличии атмосферы на Венере, создал оригинальное учение о цвете, разработал начала минералогии, геологии и ряда других прикладных наук. Трудно определить, какой вклад Ломоносова значительнее: в области естествознания или в сфере гуманитаристики. Велики его творческие заслуги в русской филологии, истории (труд «Древняя Российская история»), риторике и поэзии. Являясь основателем Московского университета, Ломоносов подготовил плеяду отечественных ученых, чья деятельность способствовала развитию не только естествознания, но и гуманитарных наук. В понимании общественных явлений ученый занимал передовую для того времени позицию, связывая возможность улучшения жизни общества с его просвещением и совершенствованием нравов. Одной из причин темноты и отсталости народа он считал грубые суеверия, помноженные на невежество многих русских священников. Надежды на лучшее будущее Ломоносов возлагал на просвещенный абсолютизм. Идеалом государственной деятельности для него являлись реформы первой четверти XVIII в., а образцом просвещенного монарха – император Петр Великий, обладающий, с его точки зрения, божественным величием.

Во второй половине XVIII в. достойное место в авангарде развития русской культуры заняло дворянское просветительство – широкое и многообразное духовное движение, основанное на принципах деятельного гуманизма. Оно продолжало скрытое наступление на идеологию феодального общества с позиций теорий «естественного права» и «общественного договора». Передовые просветители новой волны Н. Новиков, Д. Фонвизин, Д. Голицын совершенным государственным устройством считали просвещенную конституционную монархию, в которой бы на практике осуществлялись требования всеобщего общественного блага: правовое обеспечение гражданских вольностей для свободного индивида и его право владеть собственностью, не нарушающее стремление других к материальному благоприобретению.

Позднее на вершине просветительского движения оформилась антикрепостническая, антифеодальная позиция Александра Радищева (1749–1802), которая стала прологом деятельности будущих декабристов и предтечей революционно-демократических выступлений против царизма. Радикализм его личной социально-философской позиции проявился в требованиях немедленной отмены крепостного рабства и замены самодержавного строя народовластием, осуществляемым в форме демократической республики.

Итак, в течение XVIII в. в России сложился качественно новый тип общенациональной культуры и цивилизации. Архаичный византизм остался в безвозвратном прошлом, однако крепостничество, самодержавие и коррумпированная система бюрократического управления по-прежнему тормозили общественный прогресс.

Благодаря произошедшему культурному сдвигу и (не лишенному сложностей) обновлению общества возникли и утвердились вполне европейские, но обладавшие ярко выраженной национальной (русской) спецификой виды и стили архитектуры, живописи, скульптуры, литературы, театрального и музыкального творчества.

Театр и музыка. В России уже в XVIII в. появился профессиональный публичный театр. Его основателем считается великий русский актер и режиссер Ф. Волков (ок. 1729–1763). В 1750 г. начала выступать со спектаклями созданная им в Ярославле любительская труппа. Но основе этой труппы и был в 1756 г. в Петербурге основан «Российский для представления трагедий и комедий театр». Возглавивший его Волков впервые вывел на сцену героев комедии И.Д. Фонвизина «Недоросль», положив начало реалистическим традициям русского театрального искусства. В конце XVIII в. распространились образцы крепостного театра. Самым знаменитым был театр графа Н.П. Шереметева в Останкино.

Балет (франц. ballet от balletto – танцую) в России зародился в 1738 г., когда для подготовки танцоров придворной балетной труппы был утвержден проект «Собственной Ее Величества танцевальной школы». Тематику балетных спектаклей сначала черпали преимущественно из мифологии (например, был поставлен балет «Победа Флоры над Бореем»). В конце XVIII в. появился балет, в идейном и стилевом отношении близкий к сентиментализму (ярким примером может служить «Новый Вертер» балетмейстера И. Вальберха). На рубеже XVIII–XIX вв. возник романтический балет.

XVIII в. был временем зарождения национальной музыки. Творчество уже первых русских композиторов отличалось глубоким интересом к народному мелосу. Создавались комические и бытовые оперы, скрипичные и фортепьянные пьесы. Большим успехом пользовалась опера Е.И. Фомина (1761–1800) «Ямщики на подставе». Особого внимания заслуживает творчество Д. Бортнянского (1751–1825), создавшего классический тип русского церковного духовного концерта, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».

На рубеже XVIII–XIX вв. появился новый жанр камерной музыкальной песни – русский романс. Одним из его создателей стал О. Козловский (1754–1831), автор «Российских песен», героико-патриотических полонезов, в том числе написанного на слова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся», который долгое время был государственным гимном Российской империи.


Каталог: web -> uploads -> doc
doc -> Литература Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»
web -> Проблемы становления и развития социального диалога на региональном уровне
web -> Форум образовательных инициатив национальный наблюдательный центр юневок центр кыргызстан
web -> Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? Термины «социальное партнерство»
web -> История философии тема Философия как наука: предмет, социальная роль и место в культуре
doc -> Философы нашей эры


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница