Подбор по слуху как одна из составляющих навыка музицирования Из опыта работы педагога по фортепиано дхс «Пионерия»



Скачать 145.4 Kb.
страница1/4
Дата30.01.2018
Размер145.4 Kb.
  1   2   3   4

Подбор по слуху

как одна из составляющих навыка музицирования
Из опыта работы

педагога по фортепиано ДХС «Пионерия»

Кукариной И.П.
С давних пор понятие «музицирование» подразумевало довольно широкий, универсальный набор навыков и умений: игра на одном или нескольких инструментах, аккомпанирование и игра в различных ансамблях, чтение с листа, а также знакомство не только с теорией музыки, но и с элементами композиции и импровизации. Постепенно начальное музыкальное обучение игре на фортепиано стало принимать более узкую исполнительскую направленность, значительно ограничивая возможности учащихся музыкальных школ в будущем, после окончания школы, продолжать занятия музыкой самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными склонностями и желаниями.

Но процесс музицирования ни во время учебы в музыкальной школе по классу фортепиано, ни после окончания школы не будет полным для ее выпускников без умения обходиться без нот, подбирая на слух любимые песни и мелодии. К сожалению, этот навык, столь необходимый в жизни, в общении с друзьями и близкими, часто остается за рамками обучения, в то время как развитие этого навыка позволит сделать в будущем его связь с инструментом более тесной и свободной, а сам процесс обучения более творческим и увлекательным. Именно поэтому на своих занятиях уделяю достаточно много времени этому виду деятельности.

Подбор на слух начинается, как правило, с первых шагов юного музыканта. Простейшие песенки-попевки, народные прибаутки и потешки сначала играются «с рук» педагога, затем подбираются на слух учеником самостоятельно с помощью учителя. Постепенно в качестве сопровождения включается бас, кварто-квинтовые созвучия, усложняется мелодика песен. На уроках сольфеджио и теории музыки, а также на занятиях по фортепиано происходит знакомство с главными ступенями лада, с трезвучиями, септаккордами и их обращениями, но дальнейшая работа по развитию практического навыка подбора на слух мелодий и гармонического сопровождения к ним, как правило, на этом завершается. В чем причина?

Их может быть несколько: это и недостаток времени на данный вид работы с учеником, и отсутствие должного направления в работе всего отдела, и усложнение мелодической и гармонической фактур песен (трудно найти достаточное количество знакомых детям песен, в гармонической основе которых были бы только три-четыре аккорда), но самое главное – отсутствие методического материала по дальнейшему развитию навыка подбора на слух, который помог бы педагогам в работе с учащимися над этим видом деятельности.

Цель данной методической разработки - не только обобщить многолетний опыт, но и поделиться этим опытом с коллегами.

Программа, представленная в данном разделе, является примерной, разделение на классы носит больше условный характер, нежели обязательный. Скорее это план прохождения материала, итогом которого должно быть знание учащимися определенного набора аккордов, умение подобрать на слух любую мелодию, аккордового сопровождения к ней, сделать аранжировку к песне.

Так, начинать заниматься подбором на слух можно с любого класса - чем старше ученик, тем больше у него теоретических знаний, исполнительских возможностей, значительно шире песенный репертуар, выше заинтересованность и творческая инициатива. Поэтому он, зачастую, гораздо быстрее осваивает весь учебный материал за сравнительно короткое время.

Практическое освоение навыка подбора на слух требует достаточно много времени, особенно если серьезно эта работа начинается с учениками в средних или старших классах. Для этого можно использовать дополнительное время, отведенное старшеклассникам на аккомпанемент, вести собственно аккомпанемент и подбор по слуху параллельно, тем более что грамотное в музыкальном отношении сопровождение мелодии требуется и в том, и в другом случае.

Ключевым моментом предлагаемой методики подбора на слух песен с аккомпанементом является знание и игра определенного набора гармонических аккордов, являющихся основой гармонической фактуры большинства песенных мелодий. Знакомство с этими аккордами и их обращениями происходит постепенно, сообразно основному принципу обучения «от простого к сложному».

Это не только трезвучия главных ступеней – T, S, D – но и аккорды субдоминантовой и доминантовой групп, а также отклонения в тональности близкого родства, без которых не обходится, практически, ни одна песня. Так, для мажорных тональностей характерны отклонения, как правило, в тональности VI, II ступени, а также в тональность D, кроме того, нередко встречается трезвучие III ступени. Для минора характерны отклонения в III ступень, а также в тональности S и D, часто встречается трезвучие VI ступени. Очень важно, чтобы все аккорды были в «пальцах». Для этого желательно составлять гармонические последовательности из пройденных аккордов, доводя их игру до полного автоматизма, чтобы впоследствии, подбирая аккорды к мелодии определенной песни, ученику не надо было искать и строить его каждый раз заново. Подобные гармонические последовательности должны быть удобными для детского исполнения и правильными с точки зрения ведения голосов.

Важно помнить при этом, что объяснение при знакомстве с новым аккордом, а тем более с отклонениями в другие тональности, должно носить понятный и образный характер. Перед тем, как объяснить понятие отклонений и практически освоить его, целесообразно построить на всех ступенях тональности трезвучия, определив их ладовое значение. При объяснении отклонений и модуляций (а это должно быть полностью освоено учащимся) можно сказать, что каждое трезвучие – это дверь, за которой живет знакомый человек, к которому можно зайти в гости. Но к кому-то ходят в гости часто, а к кому-то редко или совсем не ходят. Объясняя разницу между отклонением и модуляцией можно отметить, что при отклонении он возвращается домой, а при модуляции – остается жить «в новом доме». Войти в новый дом можно, предварительно постучав или позвонив – только тогда дверь откроется. В музыке сигналом, после которого открывается дверь другой тональности, является Домининта, а еще лучше – Доминантсептаккорд данной тональности и т.д. Подобные объяснения ученик всегда понимает правильно и воспринимает с улыбкой. Так непростая тема становится понятной и доступной любому ребенку. Освоив одно отклонение, он уже без труда освоит отклонения в другие тональности.

Так как аккомпанемент песни может подбираться в двух видах – а) мелодия в правой руке, гармоническое сопровождение в левой; б) мелодия исполняется голосом, в левой руке бас, в правой аккорды – эти гармонические последовательности желательно играть также двумя способами. Удобное расположение аккордов с применением не только трезвучий, септаккордов, но и их обращений по мере знакомства с ними можно и важно подбирать совместно с учеником, предварительно пояснив, что непосредственно в сопровождении к песне аккорды могут быть в любом виде и расположении.

Вот как может выглядеть конечная гармоническая последовательность для мажорных и минорных тональностей после того, как ученик ознакомится со всеми основными аккордами:


Мажор левой рукой:

T – III6/4 – S6/4 – D – D7 – T – D7 → VI – VI – D7 → II – II – DD7 – D – T


Мажор двумя руками (в правой руке аккорды в любом, удобном для ученика, расположении):

T – III – S – D – D7 – T – D7 → VI – VI – D7 → II – II – DD7 – D – T


Минор левой рукой:

T – S6/4 – D – D7 – T – D7 → III – III – D7 → S – S – DD7 – D – VI6/4 – S – T – D4/3 – T


Минор двумя руками:

Т – S – D – D7 – T – D7 → III – III – D7 → S – S – DD7 – D – VI – K6/4 – D7 – T


Далеко не значит, что в музыкальном материале, предложенном ученику для подбора на слух, не встречаются иные аккорды, но это, безусловно, та гармоническая основа, благодаря которой можно достаточно легко ввести ребенка в песенный мир, дав им практические навыки подбора на слух, привив интерес к творческой работе. Постепенно, включая в работу хорошо знакомые песни, в зависимости от индивидуальных возможностей и желания учащихся, можно расширять их знакомство с аккордами субдоминантовой и доминантовой групп, а также с различными видами септаккордов.

Не обязательно начинать с мажорных песен - гораздо большее количество детских песен написано в миноре, но знакомство и игру последовательностей следует начинать в одной тональности (допустим, в до мажоре или до миноре). Сразу после знакомства с очередным аккордом или отклонением педагог может сыграть одну-две песни с аккордовым сопровождением, попросив учащегося проанализировать ее гармонический план, а вслед за этим пустить в работу одну из выбранных песен, содержащую данную гармоническую фактуру. Подбирая сопровождение к мелодии песни, содержащее пройденные аккорды, желательно постоянно повторять гармоническую последовательность, доводя ее до полного автоматизма.

Работая над развитием навыка подбора на слух, важно помнить, что количество переходит в качество – чем больше будет подобрано учеником песен с сопровождением, чем разнообразнее будет их гармоническая фактура, тем легче и свободнее он сможет это сделать в каждой новой песне.

В зависимости от возможностей и желания ученика, от степени овладения подбором в одной тональности, а также от степени уверенности в игре гармонических последовательностей можно постепенно расширять тональный план песен. Для этого выученные аккордовые цепочки транспонируются в ближайшие тональности – так постепенно осваиваются все тональности от белых клавиш. Если ребенок играет последовательность уверенно, без ошибок и сбоев, особого труда транспонирование уже не представляет. Для закрепления новой тональности желательно транспонировать не только последовательность аккордов, но и песни, подобранные в предыдущей тональности. Для этого можно выбрать несложную по мелодике песню, содержащую, однако, все пройденные аккорды. После этого можно переходить к подбору на слух новой песни в новых тональностях. Если ребенку трудно это сделать, не будет ничего страшного в том, что он освоит лишь одну тональность, но будет ориентироваться в ней хорошо.

На первый взгляд это может показаться сложным, но, разучивая новое произведение, ученик осваивает гораздо более сложные гармонические последовательности, доводя их до полного автоматизма, без чего невозможно ни одно законченное художественное исполнение.

Итак, подбор по слуху происходит в несколько этапов:

– подбор мелодии в данной тональности;

– подбор аккордового сопровождения;

– аранжировка песни.

Аранжировка – кропотливый и длительный процесс. Это не только подбор фактуры аккомпанемента, но и окончательное оформление музыкально-песенного материала, включающее вступление, проигрыш между куплетами и завершение песни, а также сочинение подголосков, что является уже элементами импровизации. Важно научить ребенка подбирать фактуру аккомпанемента к песне так, чтобы она соответствовала характеру, мелодическим оборотам, темпу мелодии. В то же время технические и выразительные средства аккомпанемента должны быть ученику посильны. Здесь нет границ для творчества, но необходимо помнить, что возможности у ученика пока очень скромные и обучать его надо, не нарушая основных дидактических принципов. Желательно постепенно включать в работу над фактурой аккомпанемента те навыки, которые он получил, работая над авторскими произведениями на уроках фортепиано. Так, можно подобрать несколько песен в стиле марша, польки, вальса, а также несколько мелодий лирического характера с разложенными или арпеджированными аккордами в сопровождении и т.д. Освоив какую-либо фактуру сопровождения к одной-двум песням, ребенок впоследствии с легкостью может использовать данный вид аккомпанемента в других песнях.

В качестве вступления можно использовать припев песни или его окончание, но если на слуху вступление авторское – можно попробовать подобрать его. В заключении песни можно повторить каденционный оборот, либо вступление, либо «поставить точку» тоническим трезвучием в широком расположении.

Часто в конце фраз, предложений в звучании мелодии звучат длинные звуки либо образуются паузы. Такие остановки желательно заполнять подголосками. В этом качестве могут быть использованы проходящие басы (если это позволяет гармонический план), обращения аккордов либо мелодические обороты, соответствующие характеру песни.

Важный момент в работе над аранжировкой песен – подбор второго голоса, а также включение в мелодию аккордов сопровождения. В этом случае сопровождение, играемое левой рукой, должно быть максимально облегчено. Поначалу ввод второго голоса и аккордов должен носить характер небольших вкраплений и быть посильным ученику.

Постепенно, приобретая навыки подбора аккордов, осваивая различные виды и фактуры аккомпанемента, ребенок может получать большую самостоятельность. Педагогу важно поощрять любую творческую инициативу, исходящую от ученика, т.к. именно в этом смысл и направленность его работы.

Еще один навык, без которого трудно обойтись в музицировании – умение читать сопровождение к песне по цифровке. Ученик должен знать обозначение всех аккордов, уметь быстро их строить, одновременно с этим играя мелодию. Для этого необходимо читать песни с листа по возможности на каждом уроке, а также давать подобные задания на дом. Очень полезно анализировать гармонический план пройденных таким образом песен.

Стоит ли тратить время на запись песен? Конечно, без этого вполне можно обойтись, но возможно, что в будущем какому-то ученику это может пригодиться, поэтому нельзя пренебрегать возможностью приобретения и этого навыка. Записав несколько песен, хотя бы с цифровым обозначением аккордов, ребенок в будущем достаточно легко может с этим справиться самостоятельно.

Приступая к работе над той или иной песней, желательно, чтобы педагог сыграл ее ученику в готовом виде – с полной аранжировкой. Можно исполнить песню с аккордами в сопровождении, а аранжировку выбирать совместно. Но в любом случае важно, чтобы учитель имел полное представление о мелодико-гармонической структуре песни.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что весь объем навыков, умений и знаний по подбору песен и аккомпанемента к ним можно дать ребенку в течение 2-3 лет, если он уже знаком с основными теоретическими понятиями, обладает высокой мотивацией к этому виду деятельности, занимается систематически и целенаправленно.


Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница