По волнам работоспособности



Скачать 248.29 Kb.
Дата19.02.2018
Размер248.29 Kb.

Угадайка "По волнам работоспособности"

Добрый день, завсегдатаи и новые участники сообщества ру_психолог!


Все желающие проверить свои знания по психологии приглашаются к участию в наиковарнейшей Угадайке на экзаменационную тему. Вам понадобятся:
секундомер (такая функция есть в мобильном телефоне),
лист бумаги и письменные принадлежности (чтобы записывать выбранные ответы и отмечать, сколько времени вам понадобилось на выполнение каждого задания, а так же какой продолжительности вам нужен был перерыв между заданиями и когда возникла нужда в отдыхе),
место, где вас не будут отвлекать от сосредоточенной работы над заданиями ЕГЭ по психологии (такого предмета в школе нет, но надеюсь, когда-нибудь будет) и
честность, чтобы признаться, на каком из тридцати заданий вы это ЕГЭ бросили.

© О.В. Бермант-Полякова, 2013

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ПСИХОЛОГИИ
(якобы демонстрационный вариант ЕГЭ-2017)

1 (из 30) Укажите лишнее слово в последовательности определений:


младенческий, детский, подростковый, юный, взрослый, успешный, зрелый, пожилой, старческий

- зрелый
- успешный


- пожилой
- младенческий

2 (из 30) В каком предложении вместо слова СРЕДА нужно употребить ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ?

- Слепой, глухой, немой, парализованный человек нуждается в среде, приспособленной к его нуждам.
- Cистема альтернативной коммуникации с помощью карточек (The Picture Exchange Communication System, сокращённо PECS) и язык жестов помогают неговорящим детям адаптироваться в социальной среде.
- Слабовидящим детям помогают очки, слабослышащим детям помогает слуховой аппарат, обездвиженным детям помогает инвалидная коляска, нервным детям помогает среда.
- Нервные дети, у которых гипоталамические отделы мозга собирают обратную связь от внутренних органов и систем организма и регулируют постоянство внутренней среды (гомеостаз) с трудом, выделяются среди сверстников своим поведением.

3 (из 30) Укажите пример с ошибкой в написании слова.

- сангвиник
- холерик
- флегмотик
- меланхолик

4 (из 30) Укажите точное продолжение предложения.

Свойства и судьба детей строго зависят от того, какое из пяти нижеследующих высказываний (разумеется, таких градаций не пять, а бесконечное множество, потому-то люди и разные) кажется нам достоверней:
1. В мире нет ни любви, ни совести.
2. А есть ли в мире любовь? Есть ли совесть?
3. Нет, все-таки в мире есть любовь и совесть.
4. В мире есть любовь и совесть.
5. Любовь и совесть правят миром.
И тому, кто находится на уровне первого утверждения или близок к нему, боюсь, не помогут в его делах с детьми ни советы, ни консультации, ни доценты педагогики, ни профессора психологии. Так - не получается. Если бы здесь было сказано: "Зимой дети должны ходить в обуви", никто не стал бы возражать или спрашивать, где ее взять. Кто заботится о детях, тот где-нибудь да найдёт ботинки, не вступая в спор, нужны они или нет. Точно так и в невидимых нравственных делах. Справедливо утверждение относительно любви и совести или несправедливо, трудно оно дается или мучительно, нравится оно или вызывает возмущение, но для воспитания честных и добрых людей ... (С.Л. Соловейчик "Педагогика для всех", 1987)

- необходимо верить в правду и любовь.


- желательно верить в правду и любовь.
- иногда нужно верить в правду и любовь.
- недостаточно верить в правду и любовь.

5 (из 30) Укажите предложение, в котором не содержится ошибочное утверждение.

- Человеческий ребёнок - tabula rasa, - чистый лист, на котором можно написать всё, что вздумается.
- Tabula rasa у Аристотеля (384-322 до н.э.) - обозначение первоначального, "чистого" состояния человеческого сознания, каким является сознание ребёнка.
- В ребёнке заложены разные природные возможности, которые могут превратиться в способности и таланты, если их развивать.
- Педагогическая наука придерживается древнегреческих принципов воспитания "non scholaе sed vitaе discimus" ("не для школы, а для жизни учимся") и "tabula rasa" (ребенок как "чистая доска").

6 (из 30) Прочтите утверждения и укажите правильный ответ на вопрос.

В каких утверждениях говорится о врождённых особенностях человека?

(1) Темперамент - это врождённая характеристика соотношения процессов возбуждения и процессов торможения в нервной системе человека; сила побуждений, скорость, с которой побуждение переходит в действие, и устойчивость, с которой побуждение сохраняет действенную силу, находят особенно наглядное выражение в скорости, ритме и темпе всех моторных проявлений человека: его практических действиях, речи, выразительных движениях.


(2) Левшеством называется левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой), оно включает в себя леворукость, левоногость и сенсорное левшество, зрительное и слуховое; слова "леворукость" и "левшество" синонимами не являются.
(3) Связь ребёнка с другими людьми начинается с его тесной связи со взрослым, который за ним ухаживает, с матерью; особенностями этой связи может быть вера в то, что мама всегда рядом (безопасная привязанность), либо сомнения в том, что мама будет рядом всегда и потребность постоянно проверять, так ли это (амбивалентно-сопротивляющаяся привязанность), либо вера в самого себя без потребности быть рядом с мамой (избегающая привязанность), либо потребность быть самому по себе без веры в себя (дезорганизованная привязанность).
(4) В теории множественного интеллекта Ховарда Гарднера описаны восемь видов интеллекта и предрасположенность к профессиям: внутриличностный (философия, психология, теология) интеллект, вербально-лингвистический (писательство, юриспруденция, философия, журналистская деятельность, преподавание) интеллект, телесно-кинестетический (атлетика, актёрство, хирургия, строители, солдаты) интеллект, визуально-пространственный (актёрство, инженерия, архитектура) интеллект, логико-математический (научная деятельность, математика, инженерия, экономика) интеллект, музыкальный (музыкант, певец, ди-джей, композитор) интеллект, натуралистский (естествознание, садоводство, фермерство) интеллект и межличностный (политика, управление, преподавание, социальная работа) интеллект.

- 1
- 1, 2


- 2, 4
- 1, 2, 3, 4

7 (из 30) Прочтите утверждения и укажите правильный ответ на вопрос.

В каких утверждениях говорится о сформированных особенностях человека?

(1) Ощущение хода времени - умение ощутить течение времени суток и времени недели, темп жизни и работы, правильно оценить объём времени, необходимый для решения задачи, соотнести свой темп с этим объёмом и выполнить задуманное или заданное в нужный срок.


(2) Чувство временной перспективы - умение обдумывать себя, окружающих и обстоятельства жизни в ретроспективе прошедших месяцев, лет и десятилетий; почувствовать и описать жизнь как сложившуюся историю, быть сочинителем своей биографии и её рассказчиком.
(3) Совесть - умение отличать добро и зло, побуждение делать осознанный выбор в пользу добра; чувство нравственной ответственности за своё поведение перед самим собой.
(4) Честь - умение отличать достойное поведение от недостойного, подобающее от неподобающего, соотносить свои действия с морально-нравственным мерилом и отвечать за своё поведение перед окружащими, другими людьми, дорожить своей репутацией.
(5) Уживчивость - умение ужиться, поладить с другими, способность человека сохранять самообладание, примиряться с обстоятельствами, находить общий язык с людьми, побуждение к миролюбию в отношениях с окружающими.

- 1, 2
- 3, 4


- 5
- 1,2,3,4,5

8 (из 30) Следующие несколько заданий вам надо будет работать с массивами текста. Прочитайте отрывок А.

Отрывок А
Существует одна разновидность дискриминации, о которой мы с вами должны обязательно поговорить, потому что зачастую она превращается в вопрос жизни и смерти. Глупо и жестоко невзлюбить человека только на основании его расы, цвета кожи, религии, на основании того, что он слишком богат или, наоборот, беден, - вообще на основании любой внешней черты, характеристики, того, что видно снаружи. Это глупо потому, что, заняв подобную позицию, вы сами себя обделяете: у вас будет одним хорошим другом меньше. А жестоко так себя вести потому, что вы выносите суждение, которое никоим образом не связано с душой этого человека, с тем, какой он изнутри. Однако бывают ситуации, когда вам следует сделать выбор в пользу того, чтобы не иметь ничего общего с человеком, который подбивает вас тем или иным способом нанести вред себе или окружающим. Дарить дружбу и принимать её - дело сложное: нужно о многом думать, многое иметь в виду. К сожалению, у подростков мало возможностей размышлять над такими важными вопросами, потому что они слишком заняты учёбой, которая в наши дни отнимает куда больше времени и сил, чем это было во времена моего детства.

У меня есть сосед, пятиклассник Фред, и на днях он сообщил мне, что недавно на уроке биологии они всем классом препарировали лягушек. А я точно помню, что у нас до лягушек руки дошли только в старших классах. Его младший брат, Джим, как-то показал мне свой учебник по математике за четвёртый класс - и я в нём ничегошеньки не поняла. Моя внучка учится во втором классе, и их уже учат писать "по-письменному", а нам до пятого класса разрешали писать печатными буквами. Школьная нагрузка растёт, домашние задания делаются всё более трудоёмкими (нам начали задавать уроки на дом только в пятом классе), и поэтому в школе мало времени уделяют разговорам о чувствах и о том, чтобы получше узнать друг друга.

По-моему, самое главное, чему нужно научиться - это то, как стать цивилизованным человеком, то есть как научиться уважать других и заботиться о них. А этому вы научитесь, только когда начнёте считать самих себя симпатичными и достойными любви. Чтобы выучить такой урок, времени требуется побольше, чем на историю или биологию, - этот урок продолжается всю жизнь. (Эда Ле Шан "Когда дети сводят друг друга с ума", 2006)

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в первом абзаце отрывка А?

- Выбирать, с кем подружиться, нужно по внутренним качествам человека.
- В человеческом обществе действуют силы предпочтения и отвержения.
- Люди дискриминируют друг друга по разным признакам.
- Дружить лучше с богатыми и успешными людьми.

9 (из 30) Прочитайте отрывок А. Выберите правильное окончание предложения.

Во втором абзаце автор проводит сравнение между поколением бабушек и поколением внуков и иллюстрирует примерами тезис ...

- об акселерации внуков.


- об интенсификации учёбы.
- о деменции бабушек.
- о профанации дружбы.

10 (из 30) Прочитайте отрывок Б.



Отрывок Б
(1) В настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет. (2) Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии. (3) При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4 —5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам). (4) Тактильные функции достигают своей зрелости к 4 — 5 годам, в то время как соматогностические — к 6. (5) Различные виды предметного зрительного гнозиса перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 —5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. (6) До 6 — 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин. (7) В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6 — 7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности — к 8 и 9 годам соответственно. (8) Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7—8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности. (9) До этого возраста в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т. е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению. (10) Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания (8 — 9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п. (А.В. Семенович "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте", 2002).

Отрывок Б пересказали другими словами и последовательность предложений кое-где изменили. Расставьте цифры, от 1 до 10, так, чтобы мысли в пересказе и в исходном отрывке имели одинаковую нумерацию.



Пересказ отрывка Б другими словами

(...) Дети растут, умнеют, взрослеют, - развиваются. В чём ребёнок перегнал сверстников, а в чём отстаёт от них? Учёные протестировали детсадовцев и младших школьников, чтобы узнать так называемую "возрастную норму". (...) Задатки и способности ребёнка созревают "кто ранней весной, а кто ранней осенью", не одновременно. (...) Первыми становятся на службу умения различать мягкое и колючее, холодное и горячее, гладкое и шероховатое. Познавать мир на ощупь ребёнок умеет уже к четырём-пяти годам. Когда в детском рисунке появляются двойные линии рук, ног, шеи, психологи знают, что ребёнок научился ощущать "себя", владеет своим телом, отделяет себя от окружающего мира. В норме это происходит в возрасте шести лет. (...) Вторая психическая функция, которая заступает на службу детскому познанию, - память. В пять лет у детей имеется достаточный объём и зрительной, и слухоречевой памяти. Шестилетний хранит в памяти нужное число элементов, независимо от того, на слух или зрительно он их запоминал, - и хранит прочно. В дальнейшем, к семи-восьми годам, созреет способность извлекать из памяти безошибочно. (...) Ребёнок-дошкольник, даже если запомнил нужное количество эталонных фигур, - поскольку его объём запоминания уже созрел, - и хорошо удерживает в памяти все фигуры, - поскольку следы памяти уже устойчивы и запоминает он осмысленно, зная, что запоминал, - когда извлекает фигуру из памяти и рисует её по просьбе психолога, поворачивает, нарушает пропорции, пририсовывает дополнительные детали, или переставляет местами, сначала вспоминает последнее, потом первое. То же самое и при проверке запоминания на слух: даже если ребёнку четыре раза повторить ряд слов, в семь лет он не обязательно запомнит порядок, в котором звучали слова, и может вспомнить "похожие" по значению или по звучанию слова вместо эталонных. (...) Формируется это умение благодаря неустанной практике. Маленькие дети - большие непоседы, они с удовольствием повторяют за взрослыми самые разные движения, и способность подражать движениям взрослого полностью доступна детям уже в возрасте 4-5 лет. А вот задумывать движение и показывать его другим, чтобы повторили за ребёнком, целенаправленно переводить мысль в действие, дети способны лишь начиная с 7 лет (причем способность сжимать пальцы одной руки в кулак и одновременно распрямлять пальцы другой руки, а потом переменять положение рук, в норме безошибочно выполняется детьми ещё позже, к 8 годам). (...) Ребёнок четырех-пяти лет уже не испытывает затруднений в узнавании и различении предметов, которые видит; он может долго подбирать слово, которым называется то, что он узнал, потому что не сразу его вспоминает или не полностью выговаривает и ищет более "лёгкое" для произнесения. (...) Только в возрасте шести-семи лет у детей созревает способность воспринимать сложные картины, где сочетание и взаимоотношения элементов помогают уяснить смысл происходящего. Особенно трудно для детей ухватить идею сюжета, если она представлена серией картин и требуется переключать внимание от картины к картине. (...) Умение ориентироваться в пространстве также созревает постепенно. Первыми, на основе ощущения Я внутри своего тела, формируется умение помещать себя самого на поверхность земли и мысленно представлять пространство вокруг себя как систему координат (6 -7 лет). Способность целенаправленно конструировать сложные объекты или складывать на плоскости разрезные картины из множества частей в норме созревают к девяти годам. Умение знать количество, отмерять расстояние, время, объёмы, в норме созревает к восьми. (...) Похожим образом, лишь в первых классах школы созревает у ребёнка умение различать на слух б-п, в-ф, з-с и на уже на основе фонематического слуха формируется способность понимать смысл сказанного с учётом предлогов и падежных окончаний слов, например "Петя побил Колю. Кто драчун?". Способность самостоятельно строить развёрнутое предложение, программировать объёмное речевое высказывание созревает к концу начальной школы (8 - 9 лет). Ребёнок-первоклассник, как правило, затрудняется овладеть письмом (рука выводит линии, глаз контролирует точность начертания букв и ровность на строке, внутренняя речь помогает "слышать", как звучит записываемое слово), решать смысловые задачи (затрудняется удержать в памяти действующих лиц и вообразить соотношения между ними), написать сочинение (задумать сюжет, отмерить начало, основную часть и окончание текста, разделить основную часть на несколько небольших частей и дать подзаголовки, удерживать в памяти замысел в целом, чтобы изменить соотношение небольших частей). (По книге А.В. Семенович "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте", 2002).

11 (из 30) Вставьте цифры на месте пропусков в скобках.

Одарённость – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Если развитие способности к чему-либо у ребёнка на два года опережает возрастную норму, говорят о его одарённости в данной сфере.

(1) Кате шесть лет. Она любит слушать музыку и импровизирует вслух: мама ставит композицию, а девочка чувствует настроение музыки и сочиняет рассказ про то, о чём говорит музыка.

(2) Пете пять лет. Он любит выступать перед гостями. Пятилетнему мальчику так понравилась тренировка по капуэйре, в секцию которой ходил его двенадцатилетний брат, что дома он показывает акробатические выступления, которые сам придумывает.

(3) Лене пять лет. Она решает примеры из учебника её брата-второклассника по математике.

(4) Коле четыре года. Он без схемы собирает из конструктора на двести деталей, который подарили его брату-школьнику, требуемое.

Перечислены примеры опережения возрастной нормы в сфере логико-математической деятельности (...), оптико-конструктивной деятельности (...), кинетического праксиса (...) и программирования самостоятельного речевого высказывания (...), что свидетельствует об одарённости в сфере вербально-лингвистического (Катя), телесно-кинестетического (Петя), логико-математического (Лена) и визуально-пространственного (Коля) интеллекта.

12 (из 30) Вставьте цифры на месте пропусков в скобках.

(1) Кате девять лет. Она любит читать и петь, и не любит рисовать. Больше всего она не любит взрослых, которые предлагают ей поиграть с младшей сестрой в "Ладушки": Катя путает движения и у неё плохо получается.

(2) Петя учится в школе, которую не любит. Зато он очень любит свою собаку. Он выучил её командам "голос!" и "дай лапу!", может играть с ней часами напролёт. Когда Петю спрашивают, как у него дела, он отвечает односложно или предложениями из двух слов. В письме Деду Морозу Петя просил, чтобы в школе никогда не было уроков родной речи.

(3) Лена учится в третьем классе. Она старательная ученица, но не запоминает материал. Бабушка сидит с ней по два-четыре часа каждый день, а она всё равно помнит только одно-два из пяти-семи нужных. Когда бабушка напоминает ей, что надо садиться за уроки, у Лены грустнеют глаза и начинают подрагивать руки.

(4) Коле двенадцать лет. Он назубок знает свой домашний адрес. Он боится, что он отстанет и потеряется, поэтому поехать куда-то с родителями его приходится долго уговаривать. Гуляет Коля только в компании одного надёжного друга, на которого точно можно положиться.

Перечислены примеры отставания от возрастной нормы в сфере праксиса (...), речевого развития (...), мнестической деятельности (...) и топологического фактора (...), что свидетельствует о парциальной задержке психического развития в сфере телесно-кинетического (Катя), вербально-лингвистического (Петя), визуально-пространственного (Коля) интеллекта и незрелости гипоталамических структур (Лена).

13 (из 30) Вставьте цифры на месте пропусков в скобках.

В пятом классе четыре ученика являются неуспевающими по родной речи и литературе.

(1) Алёна делает в одном диктанте восемьдесят ошибок. Она выступает на соревнованиях по бальным танцам и завоёвывает призовые места, ей удаются элементы, которые плохо получаются у её ровесниц.

(2) Игорь читает очень медленно, запинаясь и создаётся впечатление, что угадывает и подбирает слова, а не узнаёт их. Он бы с удовольствием прогуливал школу, но родители пообещали, что если он будет ходить в школу как требуется, они разрешат ему быть в выездном лагере две смены подряд. Игорь любит помогать вожатым организовывать игры и соревнования, и в прошлом году первый раз был ответственным за свою группу. Было очень здорово.

(3) Саша нормально пишет и читает, она не умеет писать тексты. Необходимость написать изложение или сочинение вгоняет её в ступор, она не знает, о чём писать. Саша занимается вокалом, она поёт джаз, прекрасно держит ритм и легко импровизирует.

(4) Юра пишет сочинения хаотически. Он перескакивает с мысли на мысль, забывает ставить точку в конце предложения, не помнит, что на свете существует такая вещь как абзацы и понимать его написанные без ошибок тексты для учительницы - каторжный труд. У Юриной бабушки свой особняк, на крыше которого зимний сад - Юрина гордость. У него, как говорится, лёгкая рука, все растения принимаются и прекрасно растут, даже редкие, которые он сам умеет проращивать из семян.

Классный руководитель знает, что (...) одарён натуралистически, (...) одарена в музыкальной сфере, (...) обладает прекрасным межличностным интеллектом, а (...) превосходным телесно-кинестетическим.

14 (из 30) Вставьте цифры на месте пропусков в скобках.

В пятом классе четыре ученика являются неуспевающими по математике.

(1) Света умеет записать "триста двадцать семь" словами и объяснить, что это означает три сотни, два десятка и семь единиц, и в надежде на счастливый случай ставит в тетради наугад 273, 372 или 732, - она затрудняется понимать разрядность числа. Она зарегистрирована на форуме в интернете и пишет рассказы с продолжением, которые ждут десятки читателей, - Света рассказывает драматически-увлекательно и талантливо.

(2) Вадик правильно пишет цифры, когда вверху страницы написан образец их начертания, а "из головы" написать как следует затрудняется. Вадик стесняется своего неумения, и изобрёл метод, как его скрыть - он пишет цифры как бы "помятыми" и разобрать, 8, 9 или 6 невозможно, 3 и 5 тоже одинаково "никакие". Мальчик мечтает быть артистом и ещё не решил, кем он будет, акробатом или фокусником. В цирковой студии, - родители по просьбе Вадика записали его на занятия ещё во втором классе, - говорят, что у него хорошо получается и то, и другое.

(3) Оксана понимает дроби и сравнение дробей, но алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями ей никак не даётся. Решать задачи на составление уравнения ей помогает соседка по парте, -Оксане никак не удаётся заучить, что надо делать, чтобы придумать уравнение. В свободное время Оксана впитывает как губка разговоры о красоте, об истине, о добре и зле, - её брат учится в университете на философском факультете и девочка дорожит возможностью присутствовать при его разговорах с друзьями у них дома.

(4) Дима плохо помнит числа во время расчётов и хорошо умеет сдерживать слёзы. Он загибает пальцы, чтобы помочь себе удержать в памяти, сколько "в уме", когда решает примеры, над ним смеются в классе. То, что у других ребят занимает секунды, у него занимает минуту. Таблицу умножения запомнить он так и не сумел, и примеры с дробями, когда надо найти общий делитель или множитель, вызывают у него желание расплакаться. Всё своё свободное время Дима рисует, - он изрисовал графикой море блокнотов, и его любимое чтение - комиксы.

Классный руководитель знает, что (...) одарена вербально-лингвистически, (...) одарён в визуально-пространственной сфере в музыкальной сфере, (...) обладает сильным внутриличностным интеллектом, а (...) превосходным телесно-кинестетическим.

15 (из 30) Выпишите из перечня слова, которые относятся к нарушениям обучаемости.

дисграфия, дисгармония, дислексия, дисфория, дискалькулия, дисмнезия, диссертация

16 (из 30) О каких функциональных блоках мозга идёт речь в отрывке Б и кто автор модели, согласно которой работа мозга организована как взаимодействие трёх блоков структур?

В модели трёх функциональных блоков мозга отдельно описываются энергетические составляющие психической активности (первый блок мозга: подкорковые структуры); познавательная активность и переработка информации (второй блок мозга: височные, теменные, затылочные корковые структуры); произвольная регуляция - целеполагание, прогнозирование результата, программирование выполнения, текущего и конечного контроля за достижением цели и локализации программы (третий блок мозга: лобные доли мозга). Современному психологу всё чаще приходится иметь дело с различными формами диффузных мозговых расстройств, которые распространены по мозгу, но не локализованы в одной из его зон. Это смещает акцент с топического диагноза на функциональный.

В отрывке Б речь идёт:
- об энергетической активности детского мозга
- о познавательной активности дошкольников и младших школьников
- о произвольной регуляции у школьников в начальной школе
- о познавательной активности и произвольной регуляции у детей в возрасте от 4 до 12 лет

Автором модели трёх функциональных блоков мозга является российский учёный:


- М.М. Бахтин
- Л.С. Выготский
- А.Р. Лурия
- И.П. Павлов

17 (из 30) Энергетическая активность человека циклична, подъёмы и спады чередуются. Астения в переводе с греческого - слабость, бессилие; упадок сил является результатом физической, умственной или эмоциональной нагрузки.

(1) Физическое утомление - физиологическое состояние организма, возникающее после длительной или напряжённой мышечной статической или динамической нагрузки и выражающееся во временном понижении работоспособности, сопровождается субъективным чувством усталости. Работоспособность восстанавливается после периода отдыха.
(2) Умственное истощение - снижение продуктивности познавательной и творческой деятельности, возникающее после длительной или напряжённой умственной нагрузки. Выражается в длительной латентности при включении в деятельность, относительно коротком периоде продуктивного выполнения, повышенной отвлекаемости, сужении объёма психической активности, слабости запоминания и феномене ON-OFF (непроизвольные перерывы в процессе выполнения задачи), иногда сопровождается вторичным перевозбуждением нервной системы. Способность к умственному труду восстанавливается благодаря медитативному рассредоточению.
(3) Упадок духа - упадок дисциплины, морального духа, способности действовать, возникающий как результат часто повторяющихся или сильнейших эмоциональных выплесков, - бурных эмоциональных реакций на стимул. Стойкость духа восстанавливается после периода сна.

Составьте из слов списка пары по принципу:


результат посильной нагрузки - результат непосильной нагрузки.

стрессовое расстройство, умственное истощение, переутомление, умственное изнурение, упадок духа, усталость

18 (из 30) Какое из слов списка в предыдущем задании описывает состояние ветерана военных действий? Впишите подходящее определение.

Князь Андрей уже несколько месяцев находился в состоянии (...).

На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастие! - как будто говорил этот дуб, - и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" (Л. Толстой "Война и мир", 1869)

19 (из 30) В каком ряду все слова относятся к психологической деятельности?

А. маркетинг, шоппинг, дайвинг
Б. трейдинговый, консалтинговый, тренинговый
В. процессинг, шеринг, коучинг
Г. снеплинг, рефрейминг, ребёфинг

- в ряду Г


- в рядах Б и В
- в рядах А и Б
- в ряду В
20 (из 30) Укажите верное утверждение.
- Объединившись в группу, люди часто совершают то, на что в одиночку не решаются.

- В группе люди удерживаются от поступков, которые совершили бы, если бы должны были в одиночку нести ответственность за свои действия.


21 (из 30) Укажите верное утверждение.
- Биологически и физиологически мальчики и девочки устроены по-разному, и созревают в разном темпе.

- Психика мальчиков и девочек созревает по-разному: в мальчиках формируется мужественность, а в девочках - женственность.


22 (из 30) Люди отличаются друг от друга типом переживания. Прочитайте биографии художников и сделайте вывод, чьи биографии описывают цельные характеры и иллюстрируют "устный" тип переживания, а чья "письменный".
Цельные характеры:
- High Lambda Style ("устные" люди, осмысляют жизнь с опорой на восприятие)

- Extratensive Erlebnistypus ("визуально-медийные" люди, осмысляют жизнь с опорой на эмоции)

- Introversive Erlebnistypus ("письменные" люди, осмысляют жизнь с опорой на мышление)
Двойственные характеры:

- Письменный и визуально-медийный

- Устный и письменный

- Устный и визуально-медийный


А. "Семейное предприятие"

Иван Петрович Аргунов (1729-1802) - крепостной художник, мастер портрета, расцвет творчества которого приходится на возраст тридцати-сорока лет. Он создатель множества портретов парадного, полупарадного и камерного типов и моды писать ретроспективные портреты предков. Мода привлекла внимание многих сановных людей не только из числа столичной знати, но и родовитых провинциальных дворян. Аргунов был управляющим имуществом графа Шереметева, в последние годы жизни он живописью почти не занимался, обучил искусству своих сыновей - Якова, Николая (будущих живописцев) и Павла (будущего архитектора). Иван Петрович никогда не нуждался и умер в достатке. Но крепостным.


Б. "Две отставки"

Александр Карлович Беггров (1841-1914) родился в семье К.П. Беггрова, чьи литографии с видами Петербурга были очень популярны. Способности к изобразительному искусству обнаружил с детства, но поступил по зову сердца в Инженерное училище Морской академии и стал морским офицером, воплощая свою мечту о море. Совершил несколько дальних переходов, кругосветное путешествие, поход вокруг Европы. В свободное от вахт время по велению души брался за карандаш и краски, и в двадцать девять лет стал вольнослушателем Академии художеств. Художественное образование продолжил в Париже. В возрасте сорока четырёх лет стал одним из учредителей Общества русских акварелистов. По заказу морского ведомства был историографом российского флота, изображал официальные морские торжества, выполнял "портреты" особо отличившихся судов, был удостоен звания академика. Последние двадцать лет жил в Гатчине, построил просторный светлый дом, вырастил сад, за которым любил ухаживать сам, увлёкся разведением крыжовника, малины и смородины, которые славились своим размером и вкусом. В семьдесят лет, за два года до смерти, пожертвовал крупную сумму Академии художеств - в Фонд помощи бедным художникам, их вдовам и сиротам.


В. "Испытание славой"

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) родился в семье казачьего старшины, получившего дворянство. Дед и отец Боровиковсвого занимались писанием икон, и художник вместе с братьями учился у отца мастерству религиозной живописи. Отбыв военную службу, он в двадцать пять лет вышел в отставку и занялся иконописью. Императрица случайно увидела его работы, и восемь лет Боровиковский жил в Петербурге и участвовал в украшении дворцов. Он никогда не был связан с государственной службой, работал в основном по заказам. В тридцать пять лет слава его достигла невиданных вершин благодаря умению передать индивидуальное и типичное портретируемых, используя как подспорье богатый "мир вещей", чтобы выявить их психологические характеристики. В картинах сорокапятилетнего художника эмоциональность полотен сменяется назидательностью. В конце жизни Боровиковский почти не поулчает заказов, да и не хочет их получать: он занимается только религиозной живописью. Это иконы для Казанского собора в Петербурге и другие его работы. Последней работой Владимира Лукича был иконостас для церкви на петербургском Смоленском кладбище.


Г. "В поисках себя"

Апполинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) родился в семье сельского священника. Поступил учиться в семинарию, во время учёбы в семинарии увлёкся рисованием. Окончив семинарию в шестнадцать лет, оставил занятия живописьмю и под влиянием идей народничества стал готовить себя к поприщу сельского учителя. В двадцать один годполучил звание народного учителя и год проработал в сельской школе. Приезд к брату-художнику в Москву и знакомство с его друзьями - поворотный момент в его судьбе. Он посвящает себя живописи, увлекается творчеством И.И. Шишкина и под его влиянием пишет пейзажи. В тридцать два года он принят в Товарищество передвижников, в тридцать три его полотна приобретает для своей галереи П.М. Третьяков. В сорок два года Васнецов совершает длительную поездку за границу. Пребывание в Германии, Франции, Италии расширяет его кругозор и меняет свою творческую позицию. В сорок три года он принял предложение участвовать в выставке объединения "Мир искусства". Поступок "бунтаря" возмутил многих передвижников, но Васнецов заявил, что он враг декадентства, но не новых веяний в искусстве. На пороге пятидесятилетия художник обращается к теме архитектурного исторического пейзажа Москвы. Последние два десятилетия жизни он активно участвует в работе Московского археологического общества, одновременно ведёт пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и неизменно выставляет свои работы на выставках Союза русских художников, сообщества, которое сам же и основал.


Д. "Идейный"

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), родился в семье управляющего имением, в связи с обстоятельствами отца семья часто переезжала. Окончил гимназию, учился в разных художественных училищах, получил образование в Мюнхенской королевской академии искусств. Двадцати трёх лет вернулся в Россию, в двадцать девять - поступил в Московское училище живописи. Тридцатилетним, совместно с В.В. Маяковским, В.В. Хлебниковым и В.В. Каменским выпустил программный манифест футуристов "Пощёчина общественному вкусу", организовал наделавшее шуму турне футуристов по городам России, ещё через два года стал редактором "Первого футуристического журнала" и был исключён из училища за "пропаганду футуризма". Своим девизом поэт и художник сделал фразу: "Надо ненавидеть формы, существовавшие до нас!" С началом Первой мировой войны он с семьёй перебрался в Башкирию, и прожил близ Уфы около трёх лет, в первые годы революции ездил с лекциями о новом искусстве по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Отсюда он в 1920-м году выехал в Японию, а спустя два года, сорокалетним, перебрался в США, где продолжал активно писать, издал около двадцати стихотворных сборников, провёл около тридцати выставок своих картин и имел в Нью-Йорке, городе, который считал воплощением футуризма, собственную галерею.


23 (из 30) Особенности поведения человека и его отношения к окружающей действительности складываются в целостную манеру, называемую также характером. Прочитайте описание и сделайте вывод, кто из гостей на свадьбе отличается истероидным, а кто тревожным характером.
(1) Готовилась заранее, подбирала наряд, чтобы поразить всех своим платьем, была уверена, что услышит восхищённые возгласы и ни у кого такого платья не будет.
(2) Пришла на свадьбу в том же, в чём ходит на занятия в институт, даже не подумала, что нужно надеть что-то иное, чтобы соответствовать ситуации торжества на двести человек.
(3) Переживала задолго до начала свадьбы, что надеть, спрашивала других подружек, в чём они пойдут, читала книги по правилам этикета и задавала вопрос в интернет-сообществе, чтобы узнать правильный ответ, как должна быть одета гостья на свадьбе, боялась что-то сделать не так.
24 (из 30) Особенности поведения человека и его отношения к окружающей действительности складываются в целостную манеру, называемую также характером. Прочитайте описание и сделайте вывод, кто из гостей на свадьбе отличается паранояльным, а кто шизоидным характером.
(1) Подарила в подарок молодожёнам "Книгу о вкусной и здоровой пище" и "Энциклопедию молодой хозяйки", чтобы все нужные знания были у молодой под рукой.
(2) Захватила в ресторан на свадьбу нетбук, чтобы после официальной части и первых тостов отойти в сторонку, где никто не мешает, и доделать отчёт по работе.
(3) Потерял бумажку, на которой записано, где будет регистрация; случайно встретил по дороге друга, который знал, в каком ресторане будет торжество, купил по дороге сто воздушных шаров и отдал их ресторанным работникам, чтобы ждали молодых у входа в ресторан с разноцветными шарами.
25 (из 30) Прочитайте описание и сделайте вывод, кто из гостей на свадьбе отличается гипертимным, а кто эпилептоидным характером.
(1) Подрался на свадьбе с гостем, который нарывался на выяснение отношений.
(2) Захватила в ресторан четверых знакомых, которых не приглашали жених с невестой, за компанию.
(3) Когда тамада предоставил слово бабушке жениха, перехватил у неё микрофон и рассказал гостям о приключениях, которые выпали на время отпуска друзей в заграничной поездке.
26 (из 30) Прочитайте описание и сделайте вывод, кто из гостей на свадьбе отличается эмотивным характером.
(1) Провела основную часть вечера, танцуя в своё удовольствие с разными компаниями гостей.
(2) Провела основную часть вечера, утешая невесту, выслушивая обиды жены побитого гостя и сочувствуя бабушке жениха.
(3) Провела основную часть вечера за нетбуком, доделывая отчёт по работе.

27 (из 30) Дальше будет несколько заданий с одним и тем же текстом. Прочтите отрывок В.

Отрывок В.
Каратаев вёл жизнь самобытную: большую часть лета проводил он, разъезжая в гости по башкирским кочевьям и каждый день напиваясь допьяна кумысом; по-башкирски говорил, как башкирец; сидел верхом на лошади и не слезал с неё по целым дням, как башкирец, даже ноги у него были колесом, как у башкирца; стрелял из лука, разбивая стрелой яйцо на дальнем расстоянии, как истинный башкирец; остальное время года жил он в каком-то чулане с печью, прямо из сеней, целый день глядел, высунувшись, в поднятое окошко, даже зимой в жестокие морозы, прикрытый ергаком, насвистывая башкирские песни и попивая, от времени до времени, целительный травник или ставленый башкирский мёд. Зачем смотрел Каратаев в окошко, перед которым лежало пустое пространство двора, пересекаемое вкось неторной тропинкой, что видел, что замечал, о чём думала эта голова на богатырском туловище, - не разгадает никакой психолог. (С.Т. Аксаков "Семейная хроника", 1856)

Какое из приведённых ниже предложений соответствует содержанию текста?

- Каратаев вёл себя как башкирец, а не как дворянин.
- Каратаев пугал окружающих тем, что часами пялился в пустоту.
- Окружающие не знали, как объяснить поведение Каратаева.
- Дворянин по рождению и простолюдин по образу жизни, Каратаев страдал от конфликта идентичности.

28 (из 30) Прочитайте отрывок В. Какое патогенетическое объяснение поступкам Каратаева не относится к описанной в отрывке симптоматике?

- истерическая амнезия - из памяти пациента выпали отдельные неприятные события и факты, психологически неприемлемые для него, при психопатии.
- бредовая идея - психиатрическое расстройство, при котором возникли непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие объективной реальности, не поддающиеся коррекции и нарушающие адаптацию пациента в его социальной среде.
- наркотическое опьянение вследствие ежедневного употребления психоактивных веществ.
- зрительный галлюциноз - истинные галлюцинации, имеющие панорамический или кинематографический характер, в виде сложных динамических картин, которые подвижны, беззвучны, эмоционально нейтральны, при органических поражениях головного мозга.

29 (из 30) Прочитайте отрывок В.

Допустим, жена Каратаева вызвала врача-психиатра в поместье, пациент был обследован и врач исключил нарушения памяти, мышления и восприятия. Нарушения в психике Каратаева, по предположению психиатра, коренятся в сфере эмоций. Наблюдаемое у пациента поведение - способ, которым он справляется с дезорганизующим воздействием аффектов и влечений. Это или избегание социального контакта (avoidance) - совладание путём намеренного уклонения от встречи с ситуациями, объектами или активностью, которые вызывают тревогу, или идентификация (identification) - совладание путём бессознательного самоопределения по образцу другого человека, в основе которого лежат отрицание собственного бессилия и смещение, или грёзы (autistic fantasy) - совладание путём чрезмерного погружения в фантазии, вплоть до утраты контакта с реальностью. Как, по-вашему, рассуждал бы психиатр далее?

- пациент психологически защищается от переживаний, связанных с конфликтом с родителями


- пациент декомпенсирован долгами и конфликтами с кредиторами
- пациент не может развестись с женой и избегает быть парой с ней
- пациент в конфликте со своими сильными антисоциальными тенденциями
- мало данных для построения рабочих гипотез, необходимо провести психологическое тестирование

30 (из 30) Что из перечисленного не является проективным тестом?



- метод чернильных пятен
- копирование фигур по образцу
- рисунок семьи
- незаконченные предложения
Каталог: rorschach club -> file


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница