По специальностям



Скачать 349.81 Kb.
страница1/7
Дата07.01.2018
Размер349.81 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Вопросы вступительных экзаменов

кафедра истории и теории социологии


по специальностям:

22.00.01- теория, методология и история социологии – социологические науки,

22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы,

22.00.06- социология культуры.

Раздел I

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Тема 1

Предмет социологии, структура и функции.

Цель и задачи курса «Социология», его роль и значение в социогуманитарной подготовки кадров системы высшего образования. Проблема парадигмального статуса социологии.

Эволюция представлений о предмете социологии в истории социологической мысли. Понятие «социальное» в структуре социологического знания.

Структура социологического знания и его основные компоненты. Социологическая теория и её характерные признаки. Типы социологических теорий: общие социологические теории, специальные и отраслевые теории, процессы их взаимодействия и дифференциация социологической науки. Теоретический и эмпирический уровни познания: единство и различие. Понятие и категории социологической науки: история формирования и проблемы их операционализации в процессе познания социальной действительности. Социальные законы и их специфика. Типы социальных законов: динамические и стохастические (вероятностные), причинные и функциональные.

Функции социологии. Познавательная, методологическая, управленческая, прогностическая, критическая, социотехнологическая и другие. Идеология и проблема объективности социологии как науки. Социология в системе социогуманитарных наук: социология и философия, социология и история, социология и право и т.д.
Тема 2

Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки.

Роль историко-социологического знания в формировании социологии. Своеобразие развития социологического знания и проблемы его периодизации.

Социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии. Сен-Симон и его проект науки об обществе. О.Конт как основатель науки «социология». Основные идеи, методы и задачи социологии как позитивной науки в концепции О.Конта.
Тема 3

Классический период в развитии западной социологии

XIX – начала XX в.

Социологическое наследие О.Конта и формирование биолого-эволюционной (органической) школы в социологии. Восприятие позитивизма О.Конта в Англии и его синтез с английскими традициями эмпиризма, утилитаризма и политического либерализма. Д.С.Милль и Г.Спенсер. Эволюционизм как предшественник системных концепций понимания общественной жизни. Социальный дарвинизм и расово-антропологическое направление в социологии. Роль позитивистской методологии в развитии социологии.

Психологическая школа в социологии (Г.Тард, Г.Лебон) как реакция на «биологизм» и ее роль в исследовании массовых социально-психологических феноменов человеческого поведения. Законы подражания Г. Тарда. Психологический эволюционизм в англо-американской социологии. «Психосоциальные силы» Л.Уорда, «сознание рода» Ф.Гидденгса, теория «зеркального Я» Ч.Кули.

Теоретические источники социологии Э. Дюркгейма и ее общая характеристика. Разработка социологической методологии и обоснование социологии как эмпирической науки. Учение Э. Дюркгейма о социальной солидарности и аномии. Значение социологического наследия Э.Дюркгейма, его вклад в развитие общей социологии и отдельных отраслей социологического знания.

Ф.Теннис, Г.Зиммель, М.Вебер и поиски новых путей развития социологии. переход от позитивизма к "понимающей социологии". Опыт теоретико-методологической систематизации социологии Ф.Теннисом: 1)чистая (теоретическая) социология как система понятий и идеально-типических конструкций; 2)прикладная социология; 3)эмпирическая социология или социография. Учение Ф.Тенниса о дихотомии «общество-общность» и её теоретико-методологическое значение

Г.Зиммель и немецкая теоретическая социология между неокантианством и философией жизни. Принципы формальной социологии и анализ "форм обобществления". Личность и культура в социологии Г.Зиммеля.

М.Вебер. Теоретические источники веберовской социологии. Понятие социального действия. Идеальный тип как инструмент социологического исследования. Метод «понимания» и его связь с концепцией социального действия. Теория капитализма М. Вебера. «Веберовский ренессанс» в современной социологии.

К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники материалистической теории общества. Основные принципы и методологические установки марксистского анализа общественных процессов и их связь с социально-политической теорией социализма. Становление и эволюция марксистской социологии в Западной Европе.


Тема 4

История русской социологии XIX - начала XX в.в.

Социальные предпосылки и теоретические истоки возникновения социологической мысли в России. Позитивизм в русской социологии и формирование профессиональной социологии.

Марксизм в русской социологии: леворадикальное направление (Г.Плеханов, В.Ленин) и «легальный марксизм» (П.Струве, М.Туган-Барановский). Социология и политическая борьба в России; наука и «идеологизмы» в социологическом познании.

Русская субъективная школа социологии: Н.М. Михайловский, П.Л. Лавров, Н.И Кареев. Учение о личности, обществе и теории прогресса. Критика экономического материализма и обоснование предмета социологии.

Теория плюрализма факторов М.М. Ковалевского. Генетический метод и исследование социальных институтов: семьи, государства, собственности, классов и т.д. Теория социального прогресса и учение об исторической закономерности. Социально-политически взгляды М.М. Ковалевского и его роль в развитии отечественной социологии.

Неокантианство в России: А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов и др. Неокантианство как философско-методологическая основа антипозитивизма в социологии. Номотетические и идеографические методы исследования в социальных науках. Причинность и телеологизм в познании общества. Проблема культуры и общественного идеала в социологических концепциях неокантианства. Его значение в совершенствовании методологии социального познания, понятийного аппарата и актуализации исследования проблем российского общества.

Неопозитивизм (социальный бихевиоризм) в русской социологии: А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. Главная методологическая проблема неопозитивизма - соотношение теоретического знания с опытнимы данными. Социология как наука о функционально-коррелятивных связях внешних проявлений поведения. Обоснование статистико - социологического направления "социологического эксперимента" как условия унификации социологической теории и её связи с общественной практикой.

Социологическая концепция П.А. Сорокина: российский период научного творчества. Роль П.А. Сорокина в организации социологического образования и институционализации социологии. Обоснование предмета социологии. трактовка понятия "социальное взаимодействие" и анализ его структурных компонентов. Личность и общество. Социальная организация и неравенство. Подходы к решению вопросов социальной стратификации и мобильности. Применение методов количественного анализа. Социологическая и социально-политическая деятельность П.А. Сорокина в первые годы советской власти. Социология революции. Историко-социологическая концепция П.А. Сорокина.


Тема 5

Западная социология второй половины ХХ- начала XXI в.в..

Институционализация и профессионализация социологии; формирование прикладной социологии и ее связь с потребностями общественной жизни. Чикагская школа в социологии. Неопозитивизм в социологии и разработка формально-логического аппарата моделей социальной реальности и экспериментально-эмпирических принципов социологического познания.

Взаимосвязь и взаимодействие американской и европейской социологических школ. Роль П.Сорокина в их интеграции.

Структурный функционализм в социологии: Т.Парсонс, Р.Мертон. теория аномии Р. Мертона и её методологическая роль в исследовании социальной дезорганизации общества.

Леворадикальная критика Т. Парсонса Ч.Р. Миллсом. Конфликт и социальные изменения. Теории конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа и др.

Теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау. Теория рационального выбора Дж. С. Коуелмена.

Развитие интегративных тенденций в западной социологии в 80-90- г.г. XXв. "Многомерная" социология Дж. Александера и Дж. Ритцера. Модели перехода от микро к макро уровню. Теория структурации Э. Гидденса. Генетический структурализм П. Бурдье - концепция "габитуса" и "поля".

Интеграция теории социального действия и теории систем Ю. Хабермаса. Хабермас против постмодернистов.

Полипарадигматизм как реальность современоной социологии и поиски метапарадигмы в XXI веке.

Тема 6

Социология советского периода и современной России
Отечественная социология 1917-30-х годов. Процесс институционализации социологии, специфика социологической деятельности в первые годы советской власти. Становление советской марксистской социологии и идеологическая борьба в сфере социальных наук. Работа Н.И. Бухарина "Теория исторического материализма" (1921).

Становление отечественной эмпирической социологии. социальные проблемы управления, труда и производства как центральное направление конкретно-социологических исследований. Деятельность и научная работа А.К. Гастева, П.М. Керженцева, С.Г. Струмилина и др.

Социология педагогики и исследования в сфере образования и воспитания, искусства, народонаселения, города, преступности и т.д. Работа в области методики и техники конкретно-социологических исследований. Антисоциологическая борьба в начале 30-х годов и объявление социологии буржуазной лженаукой.

Возрождение отечественной социологии в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Советская социологическая ассоциация (1958) и организация вузовских социологических лабораторий и социологических подразделений на крупных промышленных предприятиях. Институционализация социологии как научной и учебной дисциплины (конец 1960-х - 1970-е г.г). Организация института конкретных социологических исследований АН СССР (1968). Издание "Информационного бюллетеня" при ИКСИ АН СССР и Центра по изучению общественного мнения (Б.А. Грушин). Учреждение Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИ КСИ) при Ленинградском университете.

Выход в свет в 1974г. первого номера журнала "Социологические исследования" (глав. Ред. А.Г. Харчев). Разработка теории, методологии и методов социологических исследований, развитие и дифференциация сфер социологического знания: исследование проблем социальной структуры общества (Н.А. Аистов, Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, О.И. Шкаратан). формирование социологии труда и экономики (М.Т. Иовчук, В.Г. Подмарков, В.А. Ядов, Г.В. Осипов и др.); социологии личности и молодежи (И.С. Кон, В.И Шубкин, В.Т. Лисовский, С.И. Иконникова и др); социологии семьи, демографических процессов и миграции (А.Г. Харчев, С.И Голод, В.И. Переведенцев, Т.И. Заславская и др.); социологии культуры, образования, науки и ряда и ряда других отраслей.

Институционализация социологического образования (1989 Московский и Ленинградский университеты).

Новое социологическое мышление и проблемы интеграции отечественной социологии в структуру мирового социологического знания в связи с изменениями общественно-экономического строя в России 90-х годов

Развитие рынка социологических услуг и социологии в российских регионах. Проблемы и перспективы отечественной теоретической социологии и формирование отраслевых социологических дисциплин.




Каталог: img
img -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
img -> Общая характеристика исследования
img -> Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса
img -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
img -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании
img -> Духовность, ее подобия и антиподы в культуре
img -> Гендерная психология
img -> Философия политики освальда шпенглера


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница