Платон. Теория идей, учение о государстве Платон



Скачать 48.31 Kb.
страница1/2
Дата25.05.2018
Размер48.31 Kb.
  1   2

Билет 12

Платон. Теория идей, учение о государстве

Платон (427-347 гг до н.э.)


Аристократ, принадлежал к царскому роду. Умер в свой день рождения, в пригороде Афин. Настоящее имя – Аристокл, а Платон – прозвище. В 20 лет пришел в ученики к Сократу. Путешествовал он по Египту, учился там математике, затем он попал в Сирокузы (Италия) к тирану Дионисию по его приглашению. Там спустя какое-то время он разругался с тираном и Платона с бесчестием выслали из Сирокузы. В 386 г создает школу в роще - публичном парке. Роща была посвящена Академу, и ее назвали академией. Она просуществовала 1000 лет и была закрыта в 529 году (когда боролись с философскими школами и язычниками). 10 лет странствовал, попал в итоге на ярмарку рабов. Первый кто осознал разницу между материализмом и идеализмом. Что первично: материя или сознание? И познаваем ли мир? Эти два вопроса и делили философов на материалистов и идеалистов. Платон считается первым объективным идеалистом.

Сходные позиции с Парменидом, который считал, что чувственный мир приходящ, а идеальный мир вечен. Отношение людей к миру и к познанию мира похоже на положение людей, которые сидят в тёмной пещере (но пещера, естественно есть выход) и видят в ней какие-то тени, и по этим теням они судят о том, что происходит вне пещеры. Вот так действует и человек – в соответствии со своими ощущениями, то есть он пытается воспринимать чувственно постигаемый мир, а на самом деле мир можно постигнуть, лишь постигая мир Идей. Наряду с миром Идей существует также и мир Материи. Сама по себе материя бесформенна, пассивна, и практически она отождествляется с небытиём. Всякая вещь представляет собой отпечаток идет в материи. Стоял на позиции телеологии (учении о всеобщей целесообразности). А коль скоро всё целесообразно, то мы живём в лучшем из миров, даже если он и не совершенен.

Души бессмертны, после смерти они переселяются в другие тела. Действует такой закон сохранения душ: души творятся в определённом количестве один раз, и больше не творятся и никуда не пропадают, а лишь только меняют своё место обитания. Души творятся богами и как только они были сотворены, были помещены на звёзды, откуда они созерцают окружающий мир. Когда они погружаются в тело, они начинают вспоминать всё, что созерцали, пока не спустились. Поэтому если мы хотим получить какое-то знание, то мы должны погрузиться в самих себя. То есть грубая аналогия – познавая себя, ты познаёшь мир. Основными философскими источниками платоновского учения об идеях являются три компоненты. Первое – учение Сократа о всеобщем (основа этики). Второе - учение элиатов об истинном и неподвижном вечном бытие. И третье - учение Пифагора о числах как истинных сущностях вещей. Основной вопрос философии об отношении духа и природы (идея и материи в данном случае). Дух, идеи первичны, материя – вторична. Мир чувственных вещей изменчив, он приходящ. Мир идей неизменен, вечен. Совокупность мира идей это истинное бытие. А чувственный мир занимает промежуточное положение между бытиём и небытиём. Идеи – глобальные цели, определяющие направление развития вещей.

Космос – большой шар, в центре которого находится Земля, которая так же имеет шарообразную форму. Движение космическое возможно благодаря мировой душе, а движение конкретной вещи определяется конкретной душой. Небесные тела он рассматривал богами, обладающими телом и душой.

Всё наше знание всего лишь припоминание, и потому знание в принципе непередаваемо от одного человека к другому, то есть не воспринимаемо. Души все разные по своим возможностям. Те, которые созерцали как можно больше и которые могут припоминать как можно больше, такие души погружаются в семьи, в которых должен быть философ. Кто похуже – военные начальники и цари. Дальше чиновники и так далее. Замыкают список софисты, люди заискивающие расположение у толпы и тираны.

Чтобы систематизировать всю ту внутреннюю информация, чтобы получать из неё что-то действительно целостностное, осмысленное необходимо пользоваться диалектическим методом. Платон разрабатывает диалектику не только как учение о развитии, но использует диалектические методы уже в теории познания (гносеология). Диалектический путь должен уводить от конкретного, частного к всё более общему и, наконец, к наивысшей идеи, которой является Благо.

Метод предполагает следующий способ выяснения истины. Если мы формулируем какое-то утверждение, то мы должны так же дать противоположное этому утверждению утверждение и для каждого из них задать одинаковые вопросы.

Диалектика понятий. Тождественное не принимать за различное, а различные понятия за тождественные.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница