План: Гендер, гендерные роли и стереотипы



Скачать 161.32 Kb.
страница1/7
Дата25.08.2018
Размер161.32 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

ТЕМА 6. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ

План:


  1. Гендер, гендерные роли и стереотипы

  2. Психологические различия между мужчинами и женщинами

  3. Особенности женской карьеры


Основные понятия: гендер, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность, гендерные установки, гендерная социализация, гендерные отношения, гендерные конфликты, гендерное согласие, гендерная сегрегация, гендерная асимметрия, дискриминация, гендерное равенство, гендерные границы, фундаментальная ошибка гендерной атрибуции, гендерный контракт, гендерный уклад, ролевой конфликт работающей женщины, кризис двойной идентичности, «стеклянный потолок», страх успеха, мужской гендерно-ролевой стресс


1. Гендер, гендерные роли и стереотипы
Различия между мужчинами и женщинами обусловлены не только биологическими причинами, многие из этих отличий создаются культурой. Поэтому в наше время принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Пол является биологической категорией. К характеристикам пола относятся набор хромосом, анатомические и физиологические особенности организма. Термин пол используется также для описания социльно-демографических групп.

Понятие «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью. Данное понятие было введено в науку еще в начале 1960-х годов, но современное толкование получило только в 90-е годы ХХ века. Гендер служит одним из базовых измерений социальной структуры общества наряду с классовыми, возрастными и национальными характеристиками.

Гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте.

Мужчины и женщины исполняют в обществе разные роли, которые называются гендерными. Гендерные роли представляют собой разновидность социальных ролей, в которых проявляется гендерная идентичность индивида и которые реализуются в дифференциации деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерная роль нормативна и отражает определенные социальные ожидания. Она представляет собой внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужчинам или женщинам.

Маскулинность и фемининность – нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных со-ответственно для мужчин и женщин.

Выделяют традиционные гендерные роли, которые предполагают, что предназначение женщины – быть домашней хозяйкой и воспитательницей детей, а назначение мужчины – быть кормильцем, трудиться вне дома, делать карьеру. Основные фемининные качества – покорность, зависимость, заботливость, эмоциональность и т. п. Маскулинные качества – активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логичность мышления и др. Эти роли сложились еще в традиционном обществе, но являются весьма устойчивыми и сохранились до наших дней.

Гендерные роли реализуются в соответствии с гендерными стереотипами. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Гендерные стереотипы намного сильнее расовых. Даже люди, признающие себя свободными от действия гендерных стереотипов, зачастую следуют им бессознательно. Этот феномен назван «самоисполняющееся пророчество».

Современная наука отмечает как позитивное, так и негативное действие гендерных стереотипов на жизнь современного человека. Положительная роль заключается в поддержке межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Негативное влияние обусловлено тем, что эти стереотипы являются препятствием для свободной самореализации личности, ограничивая выбор человека. В частности, Ф. Л. Джейс утверждает, что существующие гендерные стереотипы закрепляют доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин. В то же время другие авторы, в частности, В. Н. Дружинин, А. И. Захаров отмечают, что отход от гендерных стереотипов приводит к конфликтам в семье и является одной из основных причин невротизации детей. Приверженность гендерным стереотипам отражается в гендерных установках. Гендерная установка – субъективная готовность к полотипичным формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида определенного пола.

Гендерные роли и стереотипы усваиваются человеком в результате гендерной социализации. Гендерная социализация – это процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о мужчине и женщине в обществе. Гендерная социализация начинается еще до рождения ребенка (когда родители покупают будущему ребенку одежду, игрушки) и продолжается всю жизнь.







  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница