Питер стайнер



Скачать 174.33 Kb.
Pdf просмотр
страница1/10
Дата14.05.2018
Размер174.33 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Tropos logicos:
философия истории Густава Шпета
ПИТЕР СТАЙНЕР
Nihil est in intellectu, quod non fuerit in historia,
et omne, quod fuit in historia, deberet esse in intellectu.
Г.Шпет. Мудрость или разум
В наше время все признают выдающуюся роль Густава Шпета (1879-1937) в ис- тории русской философии и науки. Он принадлежит к тем крупным мыслителям,
которые в начале прошлого столетия осуществили революционный перелом в пара- дигме целого ряда гуманитарных наук, резонанс которого ощутим и сегодня. Одна- ко, несмотря на это или именно поэтому, у нас нет общей картины, которая пред- ставляла бы все теоретические поиски Шпета как единое целое
1
. Для литературове- дов его мысль - это связующее звено между феноменологией Гуссерля и довоенной структуралистской поэтикой Московского и Пражского лингвистических кружков
2
Но несмотря на перспективность этой связи для будущих литературных исследова- ний, она составляет только один аспект научной деятельности Шпета. Другие со- зданные им теории, не менее важные для научного мышления, остались большей ча- стью незамеченными. Я сосредоточусь на одной из них.
Одним из самых известных и комментируемых фактов биографии Шпета являет- ся его пребывание в Геттингенском университете в 1912-1913-м г.: здесь он встре- тился с Э. Гуссерлем и ознакомился с тогда еще неопубликованными "Ideen". Одна- ко немногие достаточно углублялись в причины его поездки. Он поехал собирать материалы для своей магистерской диссертации, вышедшей в свет в 1916 г. под на- званием "История как проблема логики"
3
. Скорее всего, именно интерес к пробле- мам истории выявил для Шпета ту ограниченность трансцендентальной феномено- логии, о которой он писал в посвященной Гуссерлю книге "Явление и смысл", и ко- торая проявляется, например, в неспособности учитывать социальные параметры нашего сознания. Восприятие исторического факта, как и всех прочих явлений куль- туры, радикально отличается от восприятия физической реальности и, соответст- венно, требует специального умственного акта, не учтенного в гуссерлевской кон- цепции человеческого восприятия. По мнению Шпета, уникальным источником ис- торического знания является "интеллигибельная интуиция", через которую мы воссоздаем то, чего уже нет
4
. Но об этом позже.
Философия истории Шпета, представленная в вышеупомянутой магистерской диссертации, и впоследствии разработанная в статье "История как предмет логики"
(1917/1922)
5
, не вызвала серьезного отклика со стороны современников. Неясно, было ля
154


Каталог: projects -> sohist -> papers
projects -> А. А. Попов Структуры и принципы антропопрактик развития. Практическое мышление
projects -> К программе прикладных методологических разработок для управленческой практики. Основные моменты проблематизации
projects -> Миграционная мобильность городской молодежи Кольского Севера
projects -> Дніпропетровська Обласна Універсальна Наукова Бібліотека Зведений каталог періодичних видань, передплачених
projects -> Профессиональная модель успешного специалиста социальной сферы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница