Петруцкая екатерина александровна



Дата06.03.2018
Размер55 Kb.
ТипДиплом

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕТРУЦКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

г. Минск, Государственное учреждение образования

«Академия последипломного образования»
Перефразировав М. Булгакова, можно сказать, что корпоративная культура (как и разруха) начинается в головах людей. И если мы хотим работать не "как получится", а развиваться и быть максимально эффективными и успешными, то мы должны в первую очередь позаботиться о том, что определяет сегодняшнее восприятие, мышление и мотивацию педагогов. Корпоративная культура является ресурсом профессионально-личностного роста и развития как отдельного педагога, так и всего коллектива в целом.

Разработка долгосрочных программ развития человеческого потенциала является сегодня одной из важнейших задач в управлении персоналом учреждений общего среднего образования. Корпоративная культура – не просто видимость, это те базовые идеи и ценности, которые объединяют людей и позволяют им работать на результат.

Управление корпоративной культурой сегодня есть переход от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами.

В связи с чем, весьма актуальным становится рассмотрение современных учреждений общего среднего образования с позиций обучающейся организации, т.е. такой организации, которая обладает определенной структурой и деловой средой, способствующей эффективному использованию интеллектуальных ресурсов [2] (в данном случае средой будет выступать научно-методическая деятельность учреждения общего среднего образования).

Четкое структурирование и создание так называемой особой образовательной среды позволяет учреждениям общего среднего образования самостоятельно устанавливать проблемы своего функционирования и оперативно реагировать на изменения, происходящие в окружающей их среде, начиная с микрорайона и заканчивая уровнем республики.

Неизбежно в рамках обучающейся организации возникает феномен такой корпоративной культуры, который позволяет образовательным учреждениям быть ориентированными не только на обучение, но и внедрение инноваций, и адаптацию к нововведениям. Фундамент будут составлять ценности и убеждения, позволяющие образовательным корпорациям постоянно обучаться и изменяться.

Основными характеристиками корпоративной культуры будут:


  1. Системное мышление, позволяющее всем членам педагогического коллектива действовать максимально эффективно ради достижения общего результата.

  2. Педагогическое мастерство, предполагающее высокий уровень знаний своего предмета, квалификации и навыков.

  3. Модели менталитета, т.е. характеристики, лежащие в основе культуры и влияющие на восприятие и отношение к окружающей реальности.

4. Взаимообучение в процессе совместной деятельности с целью достижения высоких результатов [3].

Здесь корпоративная культура будет выступать интеллектуальным активом педагогического коллектива современных учреждений общего среднего образования. Такие образовательные корпорации ориентированы не только на получение знаний, но их постоянное развитие и обогащение. Здесь сами знания и инновационные процессы выступают как ценности, а уже приобретенные знания выступают не капиталом отдельного члена, а всего коллектива. Не накопление знаний, а их распространение повышают интеллектуальный потенциал образовательных корпораций.

Работа образовательных корпораций в таком направлении позволит не только приобретать знания, но и самим их создавать, т.к. развитие требует не столько использование старого, но и создание нового, здесь речь идет о генерации идей, которые позволят учреждению быть лидером на рынке образовательных услуг.

Таким образом, функция корпоративной культуры заключается в постоянном стимулировании коллектива на приобретение, развитие и создание новых знаний, а также их широкое распространение. За счет чего происходит профессиональный и личностный рост субъектов, который связывается с актуализацией личностного саморазвития.

Отсюда вытекают и требования к формированию корпоративной культуры учреждений общего среднего образования:

- с помощью научно-методической деятельности формировать обучающуюся организацию;

- использовать обратную связь через рефлексию в научно-методической деятельности и оценку корпоративной культуры;

- составить содержание научно-методической деятельности через процесс формирования корпоративной культуры;

- активно привлекать членов педагогического коллектива к формированию элементов корпоративной культуры;

- использовать различные мотиваторы эффективной деятельности педагогов [1]

Более подробно остановимся на некоторых аспектах научно-методической деятельности, которая включает в себя реализацию обучающих программ как для управленческого звена, так и для педагогического коллектива учреждений общего среднего образования. В процессе реализации обучающей программы с управленческой командой учреждения формируются представления о сущностной роли корпоративной культуры в развитии коллектива, происходит освобождение от стереотипов мышления, осознание новой роли руководителя, сознательное использование корпоративных принципов и законов, развитие способности системно видеть способы развития образовательного учреждения. Углубление корпоративных знаний руководителей позволяет расширить кругозор, подходить к решению вопросов с позиций корпоративной культуры, стимулирует их творческую активность. Овладение корпоративными знаниями становится предпосылкой эффективного, грамотного и квалифицированного управления. В процессе обучения участники самостоятельно находят ресурсы, направленные на профилактику профессионального выгорания, на использование в деятельности результативных форм поощрения педагогического труда, овладевают навыками диагностики корпоративной культуры.

В ходе семинарских занятий вырабатывается некая идеальная модель руководителя, способная к управлению развитием корпоративной культуры учреждений общего среднего образования. Это лидер, находящийся в процессе непрерывного обучения, способный изменить существующие культурные представления, формировать мотивацию для преодоления сложностей, эмоционально устойчивый, умеющий вовлекать других в работу своего образовательного учреждения на платформе взаимовыгодного сотрудничества, человек, умеющий работать в команде с целью достижения общего результата. Лидера отличает глубокое понимание и рефлексия всех процессов, происходящих как во внешней, так и во внутренней среде учреждения, грамотный анализ потребностей всех участников образовательного процесса, умение стимулировать их инновационную активность, анализировать целесообразность внедрения новшеств в ходе развития корпоративной культуры.

Изменения будут успешны только в том случае, если они будут поддержаны всеми членами коллектива, а для этого важно чтобы не только управленческая команда понимала что она делает и для чего она это делает, но все участники образовательного процесса были вовлечены в эту деятельность. В рамках научно-методической деятельности в коллективе, разрабатываются и проводятся семинары, тренинги, деловые игры по развитию корпоративной культуры. Основной целью проводимых мероприятий является формирование команды единомышленников на основе общих ценностей, создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки. В результате выявляется сущность корпоративной культуры образовательного учреждения, формируется представление о предпочтительной корпоративной культуре, разрабатывается миссия школы, намечаются пути создания благоприятного имиджа педагогического коллектива и образовательного учреждения, определяется характер взаимодействия всех участников образовательного процесса по построению корпоративной культуры, выявляются ресурсы профессионально-личностного роста и развития. Деятельность организуется по следующим направлениям: групповое исследование по анализу различных сторон деятельности образовательного учреждения, работа в парах и малых группах, направленная на взаимораскрытие участников, решение педагогических задач, лекционно-семинарская работа по формированию представлений о роли корпоративной культуры, проектирование образа желаемого будущего и конкретных шагов по развитию образовательного учреждения, подведение итогов и анализ результатов совместной деятельности.

Таким образом, работа по становлению корпоративной культуры образовательного учреждения, через вовлечение всех участников образовательного процесса в непрерывный процесс обучения, в обсуждение перспектив развития, расширение каналов информирования о состоянии дел в учреждении, постоянное отслеживание уровня развития корпоративной культуры в организации является залогом развития педагогического коллектива образовательного учреждения в целом и каждого педагога в отдельности.


Список литературы:

  1. Андомин, О.В. Формирование корпоративной культуры преподавателей в системе внутривузовского повышения квалификации: дис. кандидата педагогических наук.: 13.00.08 / О.В. Андомин. – Самара, 2010.- 169л.

  2. Arguris C., Schon D. Organizational Learning. Reading. Mass.: Addison-Wesley. 1978

  3. Федорова, А.А. Корпоративная культура в системе управления организацией: дис. кандидата экономических наук.: 08.00.05 / А.А. Федорова. – Москва, 2005.- 172л.

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница