Первоочередная проблема современного рынка труда – безработица молодёжи



Скачать 126.7 Kb.
Дата05.02.2018
Размер126.7 Kb.

Первоочередная проблема современного рынка труда – безработица молодёжи
Фомичева Наталья Сергеевна ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум» преподаватель, Россия, г. Коркино
Последние десятилетия безработица является одной из важнейших проблем современной России. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни, непрерывно связанное с людьми и их профессиональной деятельностью.


Вот я, например, недавно, слышал программу «Клинч» Татьяны Фельгенгауэр и, вообще, ужасно люблю слушать «Утренний разворот» Тани Фельгенгауэр и Саши Плющева. А есть огромное количество какого-то шлака, которого раньше не было, и он не мог попасть в эфир. Потому ли это, что у капитана этого корабля сбился прицел или по каким-то другим причинам, здесь мне уже сложно, потому что я не нахожусь внутри. И я просто могу рассуждать как слушатель, который все время знал, как вся эта кухня организовывалась. Синдеева: Тиш, мне уже сказали, что у нас закончилось время. Я хотела поговорить еще про твоих братьев, про то, что ты играешь на гитаре, я не знала Дзядко: Уже нет, давным-давно. Синдеева: Тиш, я очень надеюсь, что, во-первых, телекомпания «Интер» позволит тебе иногда делать что-то для телеканала Дождь, во всяком случае, нам бы этого хотелось. Во-вторых, что бы у тебя там ни случилось, все в жизни бывает: личные причины, рабочие какие-то и так далее, ты знаешь, что телеканал Дождь для тебя открыт, и мы тебя всегда ждем, и твое место есть. Дзядко: Спасибо. Я хотел сказать, если можно еще полминуты украсть. Очень важная вещь, я тоже видел какие-то сообщения и вопросы от слушателей едва ли не такого характера, что Дождь сдулся. Дождь надувается с какой-то невероятной скоростью, я вижу. Просто в силу того, что я уже немножко не здесь, на какие-то совещания я не попадаю, как ты знаешь, но вижу, что количество новых проектов таково, что мне страшно завидно, что я не могу принимать в них участие. Такова судьба. Но я это говорю просто к тому, что все ощущения, что с телеканала все уходят и все закончилось, они настолько не соответствуют тому, что на самом деле происходит, что в новом сезоне, я думаю, наши зрители, в этом убедятся сами. Синдеева: Да, многие возвращаются. Вы скоро об этом узнаете. Тиш, спасибо. Дзядко: Спасибо. Синдеева: Мы продолжаем программу «Синдеева» в прекрасном пространстве Флакона The Cube. Нас сюда гостеприимно пускают, и мы продолжаем работать. И сегодня у меня в гостях Элла Стюарт – председатель Совета директоров группы компании BBDO России, член совета директоров международного BBDO, женщина, которой я восхищаюсь уже на протяжении многих лет. Это просто для зрителей, группа компаний BBDO – это один из больших монстров в рекламном мире, мировых монстров, и Элла возглавляет эту компанию уже очень много лет, работает 20 лет в BBDO. Стюарт: 19. Синдеева: И вообще это одна из самых крутых женщин в нашем рекламном сложном мужском мире, и я очень хочу поговорить сейчас с тобой про ваши победы, которые случились совсем недавно. И, собственно, это повод, почему вот мне хотелось именно сейчас, чтобы ты обязательно пришла. BBDO, как и все рекламные агентства, которые вообще в мире работают, имеет свой «Оскар» или свой Каннский фестиваль. Стюарт: Он и есть Каннский. Синдеева: Он и есть Каннский, да, «Каннские львы» - это ярмарка талантов, это ярмарка новых идей, это ярмарка, которая вообще определяет будущее, какую мы с вами будем видеть рекламу. И, конечно, получить «Каннского льва» в рекламном бизнесе – это то же самое, что получить «Оскара» или Каннскую пальмовую ветвь. И в этом году компании BBDO России привезла 4 «львов», из которых один золотой, вход в два шорт-листа и, в общем, это первый российский для BBDO успех такого масштаба. Стюарт: Во-первых, спасибо большое, но, что касается «набрали», у нас были попытки, так называемой, каннской программы. Мы набрали креатищиков, мы ставили им задачу: «Пожалуйста, выиграйте нам «льва», потому что «лев» - это очень важно». Притом, что я не ставлю под сомнение никаких выигранных «львов» за все годы, потому что если судьи им присудили «льва», то это есть за что. При этом, это демонстрация творческого потенциала. Но я все равно уверена, что каждый выигранный «лев» должен приносить пользу, прежде всего, клиенту, ради которого он сделан. То есть, если бы мы были… реклама – все-таки не совсем искусство и не чистое искусство, искусство ради искусства, а это то, что должно быть эффективно и приносить пользу тем клиентам, ради которых мы работаем. Поэтому мы очень гордимся тем, что мы выиграли этих «львов» за реальные работы, для реальных клиентов, и для нас это очень серьезный прорыв, особенно учитывая, что мы их выиграли в той сфере, где… Ты знаешь, наверное, у нас еще не у всех были стационарные телефоны в России, и уже появились мобильные практически у всех. Мы идем какими-то шагами такими же. Мы до сих пор не выигрывали «львов» за фильм, но при этом мы выиграли в Digital, Siber и Mobile Content. Синдеева: Что, конечно, удивительно, потому что считается, что Россия все равно в Digital сильно отстает, вообще во всем. Стюарт: Больше всего «львов» собрал кейс Post-it® компании «Proximity», они собрали, что называется,fullhouse - золото, серебро и бронзу. Это когда ты можешь баннеры превратить, вместо баннеров, которые тебя раздражают, в общем-то, иногда… Синдеева: Нет, рекламодатели, пожалуйста, не раздражают баннеры, размещайте. Стюарт: Нет, не всех раздражают, некоторых немножко раздражают, если они немного тебя раздражают – ты можешь вместо баннеров сделать постеры, наклейки, это для компании 3М, ты понимаешь, о чем я говорю, разноцветные эти бумажки, ты можешь их превратить… Синдеева: То есть, каждый человек мог написать что-то. Стюарт: Мог написать себе напоминание, и это будет твое напоминание личное. Синдеева: И оно будет у тебя где-то висеть. Стюарт: Да, и ты будешь помнить. Я себе, например, напоминаю обо всем. Понимаешь, у меня в телефоне бесконечные напоминалки. Ты видишь продукт – это листочек, это тот продукт, который тебе удобен. Например, ты придешь домой, ты не будешь в компьютере, а ты возьмешь, купишь по дороге эти штучки и будешь себе наклеивать, не писать в телефон или на компьютере, будешь наклеивать себе эти листочки. То есть, мы демонстрируем продукт потребителю. Контакт с продуктом происходит чаще. Что же мы хотим добиться своим рекламным сообщением? Чтобы произошел контакт у потребителя с продуктом. Синдеева: Эффективность конкретно этой кампании, которая еще и победила, она была уже как-то отслежена, как вернулись клиенты, собственно, с этой рекламной кампании, кроме того, что у них тоже есть теперь три «льва»? Стюарт: Сейчас сложно говорить об эффективности, потому что прошло слишком мало времени, и не всегда ее можно конкретно посчитать в данном случае, но, я думаю, мы можем через какое-то время вернуться с какими-то цифрами. И потом, не всегда клиенты готовы публично рассказывать про цифры, которые они получили в результате кампаний, но то, что это за очень небольшие деньги клиент получил возможность продемонстрировать свой продукт, это и есть главный показатель эффективности, на мой взгляд.

Специалисты поясняют, что безработица среди молодежи всегда выше, чем среди всего трудоспособного населения в целом: по данным РОССТАТа, средний возраст безработных в феврале 2016 года составил 36,2 года, молодёжь до 25 лет составляет среди безработных 22,9%. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2015г. составил 14,3%, в том числе среди городского населения - 12,9%, среди сельского населения - 18,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,8 раза, в том числе среди городского населения - 2,9 раза, сельского населения - 2,7 раза. [5]

Ежегодно на рынок труда приходят выпускники систем среднего и высшего профессионального образования. Общая численность этой категории составляет около 1,5 млн. чел. ежегодно. В это число не входят выпускники, призванные в ряды Вооруженных сил, а также продолжившие обучение на других уровнях профессионального образования.

В Российской практике окончание учебного заведения относится к концу июня, выпускники приходят на работу в сентябре. Разовый приход на рынок труда свыше 1 млн. выпускников увеличивает общую численность потенциальных работников и переводит рынок труда в неравновесное состояние. Из-за превышения предложения над спросом движение рынка труда к равновесному состоянию проходит как за счет естественно-возрастного выбытия работников, так и за счет увольнения работников; следствием этого является рост официально зарегистрированных безработных.

Ещё одна проблема – несоответствие выбранных специальностей выпускников с потребностями рынка труда. Так в Челябинской области (по данным службы занятости) 40% выпускников государственных и 90% коммерческих вузов имеют специальности гуманитарной направленности, тогда как на 73% заявленных вакансий требуются рабочие и специалисты технических специальностей.

Молодые люди Южноуральского региона с начала 1990-х гг. стремятся получать специальности, связанные со сферой экономики, юриспруденции и государственного управления. Результатом такого стремления явилось то, что экономистами и менеджерами регион обеспечен на полтора десятка лет вперед, такая же ситуация с дизайнерами и журналистами. При этом инженерно-техническими кадрами экономика области не обеспечена.

Выпуск специалистов в области экономики и управления увеличился за последние годы в 7 раз, специалистов гуманитарно-социальных специальностей – в 3,3 раза, что не соответствует реальным потребностям рынка труда города и области. Следствием избытка специалистов в отдельных отраслях экономики явилось то, что выпускники вузов с трудом устраиваются на работу, а чаще всего трудятся не по полученной специальности. Резкое сокращение числа выпускников технических специальностей привело к тому, что квалифицированные специалисты отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, низовые должности (рабочие профессии) молодежь мало интересуют, а на уровне среднего руководящего состава вообще образовался вакуум. Возникла опасность того, что в ближайшие годы сектора экономики региона, дающие основные бюджетные поступления, могут попросту остаться без кадров.




А тут еще и радио, где я работал корреспондентом, выпускающим редактором. В общем, потрясающие на самом деле ощущения, когда у тебя как будто бы пять разных работ, и они тебе не надоедают, потому что они меняются как калейдоскоп. Но в какой-то момент, по необъяснимой мне причине, у меня произошел конфликт с Алексеем Венедиктовым. Это произошло после того, как я выступал в Санкт-Петербурге на форуме «3D-журналистика» и пообщался с участниками, общался с аудиторией на тему объективности и субъективности. По моему глубокому убеждению, объективности у журналистики не существует. Тем более, ее не существует, к сожалению, в современной России. Относиться со звериной серьезностью к каким-то идиотским инициативам невозможно, и сходить с ума вместе со всеми невозможно, а более того, вредно. Сходя с ума, как и некоторые ньюсмейкеры, ты вводишь в заблуждение своих зрителей или слушателей. Кроме того, например, как можно… Синдеева: То есть сейчас ты говоришь о том, что выражать отношение важно и нужно? Дзядко: я понимаю, что совершено некое зло, и я знаю, кто его совершил, потому что это очевидно, и вот этот человек врет. Он просто врет, и не может быть иначе, потому что это так. Что мне делать вид, что это не так? Абсолютно, опять же, со звериной серьезностью, давайте одну тасовку, другую тусовку, а вы, дескать, сами разберитесь. Нет, если история страшная, то мне страшно, и моя задача как ведущего как раз этот страх свой донести до зрителя. Потому что, если я буду говорить: «Ребят, мне безразлично по большому счету. А вы же у нас умная аудитория, то вы сами разберетесь». Это неправда, потому что я таким образом уже перестаю быть самим собой. Как мой зритель может верить мне в чем-то другом, если здесь в эмоции я его обманываю? Синдеева: Другой возьмем пример. Журналист вышел на Болотную не только как журналист, который освещает, а как человек, который разделяет. Дзядко: У меня с Болотной все было очень просто. Поскольку я действительно разделял полностью ценности тех людей, которые выходили на Болотную, и выходил вместе с ними, много общался с организаторами, то я для себя просто поставил правило, что я не делаю ни одного репортажа с Болотной площади. И я не делал, потому что если я буду делать репортаж для радио, а потом выключать телефон и кричать: «Верните нам честные выборы», то здесь действительно будет какой-то конфликт интересов. Здесь речь не про объективность и субъективность, а про смешение: ты либо здесь, либо там. Поэтому я договорился в тот момент, попросил выпускающих редакторов на радиостанции «Эхо Москвы», которые в те дни работали, я им говорю: «Не ставьте мне, пожалуйста, здесь смену, ставьте мне выходной». И мне ставили, за что я страшно признателен. Поэтому ни одного сюжета с Болотной площади я не делал, абсолютно четко осознавая, что если я его буду делать, а параллельно буду митинговать, хотя, мне кажется… Синдеева: Ты знаешь, в 90-е годы как раз Михаил Бергер, руководитель «Объединенных медиа», рассказывал про одну журналистку 90-х. Когда он говорит, что действительно тогда в 90-е очень многие журналисты по искреннему своему убеждению стали на позицию Ельцина, за реформы, потому что все очень боялись возврата к коммунизму, все боялись, что это путь в Северную Корею, и таким образом, как бы немножко подменили профессию, то есть они все высказывали открытую свою политическую позицию, и иногда им приходилось идти на какие-то, скажем так, нарушения профессии. И для меня это тоже очень созвучно, хотя я вообще не журналист. Но мне кажется, что это созвучно искренно, но ты же, опять же, будешь говорить про честность. Ты не можешь врать, и если ты в данном случае считаешь, что Болотная – это правильно, то у тебя, конечно же, есть полное право, оставаясь журналистом, высказывать свое отношение к этому, и, наверное, ты прав: не надо просто пересекать это в работе. Все что сейчас происходит с «Эхо Москвы», тебе больно? Дзядко: Мне кажется, что это какая-то огромная ошибка. Ошибка менеджмента, потому что я, опять же, с одной стороны, кто я, чтобы судить? А с другой стороны… Синдеева: Ты там проработал много лет, ты всех этих людей знаешь. Дзядко: Мне кажется, что радиостанция «Эхо Москвы» проиграла в попытке усидеть на двух стульях. Есть некая вот эта вот сентенция, повторяемая неоднократно, про площадку, на которой есть все палитры мнений. Но палитрой мнений не является ложь. Ложь – это не есть палитра мнений, ложь – это ложь, ложь – это не мнение, ложь — это просто обман. Поэтому, когда говорят: «Почему вы отказываете журналистам Первого, Второго, НТВ в их точке зрения?». Им никто не отказывает, им отказывают в том, что они врут, манипулируют фактами. Так же и большое количество, например, если говорить про сайт радиостанции «Эхо Москвы», блогеров там, они просто банально обманывают огромную аудиторию. И сайт радиостанции «Эхо Москвы» разрешает считать допустимым, чтоб в нем врали. Мне кажется это большой ошибкой. Помимо этого, мне кажется, то ли сознательно, то ли несознательно, желая гнаться за этой объективностью, это превращается в какой-то абсурд. Невозможно обсуждать на протяжении большого количества минут инициативу запретить кружевное белье. Если кто-то сошел с ума, то он сошел с ума. Есть огромное количество других проблем, которые надо обсудить в стране, на мой взгляд. И помимо этого, я просто помню, что, когда я только пришел работать на радио «Эхо Москвы», были очень высокие требования к качеству ведущих и даже к тому, как они звучат. Я помню, что я стал работать в эфире, потом через несколько дней меня выкинули оттуда, и я работал за эфиром три месяца, потому что Венедиктову как раз не нравилось, как я звучу. И для того, чтоб перейти, например, из корреспондентов в ведущие, у меня это произошло года через три после того, как я начал работать. И так у всех было. А сейчас вдруг как будто все эти требования сняты полностью. Я понимаю, что это может быть снобизм, но, как пример, когда я услышал от одного из ведущих «денежка», меня передернуло. Ну как так может быть? И это просто маленький пример, но такого очень много. У меня на кухне всегда играет радио «Эхо Москвы», потому что его слушает папа. И я часто попадаю на его передачи. Иногда я не понимаю, зачем эта передача вообще нужна? К чему? Что я, как слушатель, от нее получил? Ничего. Просто бессмысленные какие-то слова, которые… Синдеева: Что такое, забронзовело? Дзядко: Я не знаю, с чем это связано, я же не нахожусь внутри, но просто у меня такое ощущение, что эфиром и качеством эфира стали заниматься гораздо меньше, чем раньше занимались. Есть какие-то проекты, которые мне ужасно нравятся.

Сложившаяся ситуация переросла в проблему, требующую скорейшего разрешения. Проблема будет решена, когда спрос на специалистов различных сфер экономики будет равен предложениям, поступающим от образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в связи с трудоустройством своих выпускников.

В свою очередь, люди, поступающие в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, должны иметь возможность после завершения обучения работать по специальности. Получая соответствующее образование, они должны не только связывать с будущей профессией (специальностью) свои профессиональные планы, но и реализовывать их, а не просто повышать свой культурный уровень в процессе обучения. [2]

Проблема может быть разрешена если система профориентационной работы Челябинской области будет обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности ее самореализацией в условиях территории; если общеобразовательная школа будет ориентирована на формирование социально грамотной и социально мобильной личности; если в результате образовательного процесса, учащийся будет обладать соответствующими компетентностями, определенным социальным опытом, умениями делать осознанный выбор и нести ответственность за него, успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве; если выпускник школы будет уметь учиться и овладеватьновыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда. [3]

Таким образом, решение обозначенной проблемы требует определения в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности.

Сегодня делаются первые шаги для решения проблемы безработицы в Челябинской области. Разработаны Концепция профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций и Образовательный проект «ТЕМП» (подготовка кадров для региональной экономики), целью которых являются: создание мотивационных условий для выбора обучающимися актуальных для региона профессий и специальностей; создание инновационной инфраструктуры для развития технологического, естественно-математического образования; создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и привлечение молодых кадров в систему образования.

В подготовке и финансировании программ содействия занятости молодежи должны принимать активное участие региональные власти и органы местного самоуправления.

Так же, следует всемерно развивать в регионах молодежные биржи труда и центры по трудоустройству молодежи, в рамках которых должны проводиться ярмарки рабочих мест с участием заведений и предприятий регионов. Кроме того, требуется постоянно оказывать содействие молодежным инициативам в сфере предпринимательства, связанным с созданием новых рабочих мест. Но для этого необходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготного налогового режима. Следует принять во внимание опыт создания и работы центров научно-технического творчества молодежи, положивших начало развитию предпринимательства. [7]

Реализация подобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее и может обеспечить усиление социальной защищенности не только молодежи, но и способствовать развитию социальной защиты других категорий безработных.


Список литературы

1 Дунаева Н., Салахутдинов Р. Эффективная занятость Российской молодежи – стратегическая проблема //Человек и труд. 2010. С. 22.

2 Безработица среди молодежи зашкаливает // Российская газета: сетевой журн. 2013. 17 июля. URL: http://www.rg.ru/2013/07/17/bezrabotiza-site.html (дата обращения 30.01.2014).

3 Глобальные тенденции занятости в 2014 году. Низкие темпы восстановления экономики не позволяют улучшить ситуацию с занятостью. [Электронный ресурс] // Международная организация труда. 2014. 22 янв. URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/ (дата обращения 10.04.1015).

4 Чуракова О. Базар труда. Новые известия. 2014. 11 марта.

5 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ Дата обращения 15.01.2015



6 Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/uroven-bezraboticy.html

7 Беглова Е.И. Кандидат экономических наук, доцент Башкирского Государственного университета. Научная статья «Безработица молодежи: проблемы и пути их решения.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница