Первое знакомство с учительницей, с одноклассниками, первые уроки, новые обязанности



Скачать 66.11 Kb.
страница1/2
Дата27.07.2018
Размер66.11 Kb.
ТипУрок
  1   2



ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ АДАПТАЦИИ

С началом школьного обучения изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным заботам и делам. Это очень напряженный и ответственный период в жизни каждого ребенка. Первое знакомство с учительницей, с одноклассниками, первые уроки, новые обязанности. Повышается психическая напряженность, которая может приводить к таким реакциям, как – капризы, страхи, частые болезни и т.п.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

          



Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

          

          Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.

Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

А также, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления. То есть, чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия.
Так, например, когда человек входит в море, вода вначале кажется холодной, а потом он приспосабливается к ней - и уже ему не холодно. Температура же воды новой среды - при этом не меняется. Другое дело - адаптация к новой группе, коллективу. Здесь не только среда воздействует на человека, но он и сам меняет социально-психологическую ситуацию, создает свою личностную микросреду. Педагог должен помочь детям адаптироваться к новым социальным условиям. Но адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам - к новым для них воспитанникам, а родителям - к своему ребенку, который теперь стал школьником.

Дети далеко не одинаково легко "вживаются" в новые условия. В ходе исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе.



Зная их, родители могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной жизни у их сына или дочери.

При высоком уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.


При среднем уровне адаптации первоклассник также положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.


При низком уровне адаптации первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для пониманий нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница