Первые вопросы билетов Образы человека в науке и культуре



страница1/12
Дата31.12.2017
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Первые вопросы билетов
1. Образы человека в науке и культуре.


  1. Человек ощущающий. Пассивно воспринимает мир. Потребляет и перерабатывает информацию.

  2. Человек как вместилище нужд, инстинктов, потребностей (психоанализ З.Фрейд) – человек нуждающийся. Много хочет, но мало может. Гуманистическая психология также рассматривает этот образ, человека как иерархии нужд, потребностей и мотивов.

  3. Человек как система реакций, человек реагирующий (бихевиоризм, Дж.Уотсон). Человек-марионетка, послушно реагирующая на внешние стимулы или социальные приказы.

  4. Человек деятель (отечественная психологи - Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе). Человек, порождаемый жизнью в обществе, стремящегося к достижению цели и отстаивающего своими делами определенный образ жизни.

  5. Человек развивающийся.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.


Культура – совокупность устойчивых норм, правил, традиций.

2. Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.
Эволюционный смысл возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Изучение целевой детерминации.
Принцип 1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоположных тенденций: к сохранению и к изменению данных систем.
Принцип 2. В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.
Принцип 3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.

3. Движущие силы и условия развития личности.
Факторы развития личности:

  1. органические предпосылки

  2. среда

  3. сама личность

Двухфакторная детерминация развития личности (наследственность – среда) определяет постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке.
2 наиболее распространенных варианта двухфакторной теории:

1. теория конвергенции двух факторов (Штерн) – компромиссный вариант между теорией «среды» и теорией «наследственности». Штерн считал, что личность выступает как продукт социальной сферы.

2. теория конфронтации двух факторов (Фрейд) – вопрос о взаимодействии биологического и социального, их противоборства. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принцип стремления к удовольствию (избегание неудач) и принципа реальности.
Подходы к изучению движущих сил развития личности:


  1. Стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт. Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида. Понимание человека как преимущественно адаптивного существа.

  2. Принцип саморазвития личности как исходный. Выделение двух положений: 1. борьба противоположностей как движущая сила развития личности 2. существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности.

Узнадзе: функциональная тенденция как источник развития поведения.

Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности.

Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека.

Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности.

Петровский: человеку присуща неадаптивная тенденция ставить “сверхзадачи”, и противоречие между этой активностью и установкой есть механизм развития деятельности личности.
Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений.
Л.С.Выготский: среда не есть “обстановка развития”, а представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности.

Материалом для развития личности служат те конкретные общественные отношения, которые застаёт индивид, появляясь на свет.

Развитие личности происходит на пересечении двух осей в одной системе координат:


  1. оси исторического времени жизни личности (в какое время родился, протяжённость детства, режим смены игры учёбой и работой, % времени досуга)

  2. оси социального пространства её жизни (“институты социализации”: семья, школа; большие и малые социальные группы).

Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей и через их систему усвоит экстериоризированные в человеческом мире “значения”.

Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.



4. Системный подход к изучению личности. Человек и его место в различных системах.
Объект системного анализа – развивающаяся система.
Асмолов:

Необходимость системного подхода. Нельзя человека/личность изучать оторвано от других систем/наук.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
Свойства системы:


  1. Целостность – не сводимость к сумме частей.

  2. Структурность – связи упорядочены в структуру, которая определяет поведение системы в целом.

  3. Взаимосвязь: открытый и закрытый характер (не изменяет среду и систему).

  4. Иерархичность – каждый компонент системы – и элемент, и система.

  5. Взаимосвязь со средой.

Человек – элемент различных систем, приобретающий присущие им качества.



  • изучение эволюции и истории порождающих человека систем

  • анализ целевой детерминации живых систем

  • необходимость возникновения феномена личности и ее роли

  • системообразующие основания, обеспечивающие приобщение человека к миру природы, культуры, его саморазвитие.

Человек – организм, индивид (биол/соц), личность.

Нельзя рассматривать человека в диадах типа человек - среда, человек - общество, вырывая его из природы.
Ключ к пониманию природы человека лежит в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь.
Системная методология анализа развития человека включает положения:

1. о человеке как “элементе” различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человеком приобретаются и проявляются присущие этим системам качества

2. об изучении эволюции и истории порождающих человека систем

3. об анализе целевой детерминации живых систем

4. о необходимости возникновения феномена личности и её роли в развитии различных систем

5. о выделении таких системообразующих оснований, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие.


Человек как “элемент” одновременно принадлежит к разным системам. Человек неразрывно связан с системой.
Человек как «биоэнергетический элемент биосферы». Одна из самых широких систем – биосфера – сфера, в которой развертываются биоэнергетические процессы и обмен веществ следствие деятельности жизни. Биоэнергетические качества человека – предмет исследования при изучении человека в системе биосферы.
Человек как “организм” исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций.
Человек как индивид в системе вида человек выступает как “индивид”, целостное образование, которое в ходе жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности.
Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как “элемента” общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести “двойную жизнь”: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу).

В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: дерево становится стулом.

Утилитарные качества – переделывание человеком объектов природы.

Интегральные системные качества – утрачивание связи с природным материалом (Шляпа Раскольникова как улика). Интегральное системное качество не присуще объекту как таковому, а обнаруживается в нём только в ходе его жизни в той или иной общественной системе. Человек тоже наделяется такими качествами в семье, классе, этнической общности. В этом смысле социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида.



Ещё один аспект изучения человека в этой системе – системно-исторический аспект. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные “элементы” общественных систем (“личность” в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих\исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Возможность возникновения ролевого конфликта.
Личность в системах с конкурирующими целями и самосознание. Возникновение возможных конфликтов человека с другими людьми.
«Личность в Мире» или «мир в Личности». Личность является «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к её изменению.
5. Человек как индивид в системе биогенеза
Индивид – то, в чём человек подобен всем другим людям, то, что объединяет человека со своим видом. Это нечто целостное, неделимое. Преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат адаптивные приспособительные процессы. Индивидные свойства генетически фиксированы, существует определённый коридор индивидного развития. Это и особенности строения \ функционирования НС, и темпераментные свойства, и задатки как врождённая основа способностей. Индивидом рождаются.
В общей биологии “организм” исследуется как целостная единица, ответственная за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций. Функциональные особенности “организма” проявляются в общности генетического кода, интеграции проявлений различных входящих в состав организма подсистем (эндокринной, гуморальной и пр.).
В системе биологического вида homo sapiens человек выступает как “индивид”, целостное образование, которое в ходе жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Структурно-функциональные качества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко пригнаны к условиям образа жизнедеятельности вида. Они уже присущи индивиду как “элементу” и неотделимы от него самого.
6. Человек как личность в системе социогенеза.
Личность – такая целостность, которая рождается в обществе. В немецком: “Persoenlichkeit” как внешние проявления личности и “Personalitaet” как ядро личности, телесно инкапсулированная, автономная. Личностные свойства предшествуют личности. Человек становится личностью, когда жёсткая иерархия мотивов начинает перестраиваться. Личностные свойства в своём развитии не зависят от индивидных: м.б. высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа (компенсаторное развитие). Личностные свойства в своем развитии не зависят от индивидных. Личность вырастает из тела социального индивида и она может не подчиняться адаптации, быть более самостоятельной, не подчиняться принципу редукции напряжения. Личностью становятся.
Человек как личность в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как “элемента” общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести “двойную жизнь”: подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям (по Марксу).

В процессе труда происходит «очеловечивание» природы: дерево становится стулом.

Утилитарные качества – переделывание человеком объектов природы.

Интегральные системные качества – утрачивание связи с природным материалом (Шляпа Раскольникова как улика). Интегральное системное качество не присуще объекту как таковому, а обнаруживается в нём только в ходе его жизни в той или иной общественной системе. Человек тоже наделяется такими качествами в семье, классе, этнической общности. В этом смысле социальная сущность человека лежит вне его как биологического индивида.

Ещё один аспект изучения человека в этой системе – системно-исторический аспект. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные “элементы” общественных систем (“личность” в системе общественных отношений) преобразуют некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, и раздвигают границы тех систем, в которые входят. Включенность личности в разные социальные группы вызывает необходимость в ориентировке дополняющих\исключающих друг друга целей этих групп, в развитии самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего подобную ориентировку. Возможность возникновения ролевого конфликта.
Асмолов:


Каталог: arch -> download
arch -> Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2017
arch -> Конференция «Ломоносов 2017» Секция «Психология современной семьи»
arch -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
arch -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
arch -> На Ученом Совете философского факультета
download -> 1. Предмет философии науки. Наука и современный мир
download -> 1. Психофизиология и её определение Цели и задачи психофизиологии
download -> Структура методологического знания
download -> Контрольные вопросы по курсу “История психологии”


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница